заправщик двигателей летательных аппаратов

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Московский конструкторско-производственный комплекс "Универсал"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-08-05
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к заправщикам двигателей летательных аппаратов. Цель изобретения - повышение эффективности работы на полевых аэродромах. Заправщик содержит гидроемкость 1 с основной 2 и дозирующей 3 секциями с бортовыми клапанами 4 и 5, напорную гидролинию 6, соединенную с основной 2 и через обратный клапан 7 с дозирующей 3 секциями гидроемкости 1, с наконечником 11 для соединения с бортовым клапаном ЛА, и плавмолинию 17 пневмосистемы. Заправщик снабжен всасывающей гидролинией 12 с приемным клапаном и запорными устройствами 13 и 14, соединенной с основной секцией 2 гидроемкости 1 через запорные устройства 13 и 14, между ними соединенной с дозирующей секцией 3, а с напорной гидролинией 6 - после обратного клапана 7 посредством ручного насоса 19 и дополнительного обратного клапана 20, при этом напорная гидролиния 6 между основной 2 и дозирующей 3 секциями снабжена предохранительным клапаном 28. При этом величина давления открытия предохранительного клапана 28 больше сопротивления гидролинии от входа ручного насоса 19 до дозирующей секции 3 гидроемкости 1. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. ЗАПРАВЩИК ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащий гидроемкость с основной и дозирующей секциями с бортовыми клапанами, напорную гидролинию, соединенную с основной и через обратный клапан с дозирующей секциями гидроемкости, с наконечником для соединения с бортовым клапаном, и пневмосистему, отличающийся тем, что он снабжен всасывающей гидролинией с приемным клапаном и двумя запорными устройствами, соединенной с основной секцией гидроемкости через упомянутые запорные устройства, между ними соединенной с дозирующей секцией, а с напорной гидролинией - после обратного клапана посредством ручного насоса и дополнительного обратного клапана, при этом напорная гидролиния между основной и дозирующей секциями снабжена предохранительным клапаном.

2. Заправщик по п.1, отличающийся тем, что величина давления открытия предохранительного клапана больше сопротивления гидролинии от входа ручного насоса до дозирующей секции гидроемкости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к заправщикам преимущественно двигателей летательных аппаратов, в которых рабочая жидкость вытесняется из гидроемкости сжатым газом.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, содержащее гидроемкость с основной и дозирующей секциями с бортовыми клапанами, напорную гидролинию, соединенную с основной и через обратный клапан с дозирующей секциями гидроемкости, с наконечником для соединения с бортовым клапаном, и пневмосистему.

Недостатками известного устройства являются во-первых, низкая эффективность работы установки из-за необходимости использования дополнительного заправочного устройства для заполнения собственной гидроемкости, во-вторых, низкая эффективность работы установки при оперативных режимах работы в условиях полевых аэродромов при наличии небольших запасов сжатого газа или при его временном отсутствии.

Целью изобретения является повышение эффективности работы на полевых аэродромах.

Это достигается тем, что заправщик преимущественно двигателей летательных аппаратов, состоящий из гидроемкости с основной и дозирующей секциями с бортовыми клапанами, напорной гидролинии, соединенной с основной и дозирующей секциями гидроемкости, с наконечником для соединения с бортовым клапаном, и пневмосистемы, снабжен всасывающей гидролинией с приемным клапаном и двумя запорными устройствами, соединенной с основной секцией гидроемкости через упомянутые запорные устройства, между ними соединенной с дозирующей секцией, а с напорной гидролинией - после обратного клапана посредством ручного насоса и дополнительного обратного клапана, при этом напорная гидролиния между основной и дозирующей секциями снабжена предохранительным клапаном, а величина давления открытия предохранительного клапана больше сопротивления гидролинии от входа ручного насоса до дозирующей секции гидроемкости.

На чертеже представлена принципиальная схема заправщика.

Заправщик состоит из гидроемкости 1 с основной 2 и дозирующей 3 секциями соответственно с бортовыми клапанами 4 и 5, напорной гидролинии 6 с обратным клапаном 7, фильтром 8, рукавом 9, запорным устройством 10 и наконечником 11 для соединения с бортовым клапаном двигателя летательного аппарата (на чертеже не показан), всасывающей гидролинии 12 с запорными устройствами 13 и 14, рукавом 15 и приемным клапаном 16 и пневмолинии 17 пневмосистемы. Всасывающая гидролиния 12 перед запорным устройством 13 соединена с напорной гидролинией 6 после обратного клапана 7 посредством гидролинии 18 с ручным насосом 19 и обратным клапаном 20, а между запорными устройствами 13 и 14 соединена с дозирующей секцией 3 гидролинией 21. Основная 2 и дозирующая 3 секции снабжены соответственно предохранительными клапанами 22 и 23 и указателями уровня 24 и 25. Бортовые клапаны 4 и 5 взаимодействует с наконечником 11 напорной гидролинии 6. Напорная гидролиния 6 соединена с основной 2 и дозирующей 3 секциями гидроемкости 1 посредством соответственно гидролиний 26 и 27. При этом напорная гидролиния 6 в гидролинии 27 снабжена предохранительным клапаном 28, то есть между дозирующей 3 и основной 2 секциями. Пневмолиния 17 соединена с основной 2 и дозирующей 3 секциями гидроемкости 1 посредством соответственно пневмолиний 29 и 30 с запорными устройствами 31, 32 и 330 34. Запорные устройства 31 и 33 предназначены для понижения избыточного давления сжатого газа до нуля соответственно в основной 2 и дозирующей 3 секциях гидроемкости 1, а запорные устройства 32 и 34 предназначены для подачи сжатого газа соответственно в основную 2 и дозирующую 3 секции гидроемкости 1. Предохранительные клапаны 22 и 23 предназначены для ограничения давления сжатого газа в основной 2 и дозирующей 3 секциях гидроемкости 1. Сжатый газ подается в основную 2 и дозирующую 3 секции гидроемкости 1 от источника сжатого газа (на чертеже не показан) по пневмолинии 17.

Заправщик работает следующим образом.

Для заправки основной 2 секции гидроемкости 1 приемный клапан 16 всасывающей гидролинии 12 опускают в стандартную тару (например, в бочку с жидкостью), после чего наконечник 11 напорной гидролинии 6 присоединяют к бортовому клапану 4 и ручным насосом 19 рабочая жидкость перекачивается через приемный клапан 16, рукав 15, гидролинию 18, обратный клапан 20, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10, наконечник 11 и бортовой клапан 4 в основную секцию 2 гидроемкости 1.

Для заправки дозирующей 3 секции гидроемкости 1 наконечник 11 напорной гидролинии 6 присоединяют к бортовому клапану 5 и заполняют дозирующую секцию 3 гидроемкости 1 в порядке, описанном выше.

При заправки воздух из основной 2 или дозирующей 3 секции выходит в атмосферу соответственно через запорное устройство 31 или 33. Уровень рабочей жидкости контролируется соответственно по указателям уровня 24 и 25.

После заполнения основной 2 и дозирующей 3 секций гидроемкости 1 рабочей жидкостью присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану двигателя.

Для заправки двигателя летательного аппарата создают необходимое давление в дозирующей секции 3 гидроемкости 1, подавая сжатый газ от источника по пневмолиниям 17 и 30 через запорное устройство 34 в дозирующую секцию 3. Значительная разница в объемах основной 2 и дозирующей 3 секций (основная секция 2 больше дозирующей секции 3) позволяет вести более точный визуальный контроль уровня рабочей жидкости в ней. После этого подают рабочую жидкость в двигатель летательного аппарата по гидролинии 27 и далее по напорной гидролинии 6 через обратный клапан 7, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11.

В случае заправки двигателя летательного аппарата (при оперативной необходимости) из основной секции 2 гидроемкости 1 создают в ней необходимое давление, подавая сжатый газ от источника по пневмолиниям 17 и 29 через запорное устройство 32 в основную секцию 2. После этого подают рабочую жидкость в двигатель летательного аппарата по гидролинии 26 через предохранительный клапан 28 и далее по напорной гидролинии 6 через обратный клапан 7, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11.

Для пополнения дозирующей секции 3 гидроемкости 1 рабочей жидкостью присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану 5 дозирующей секции 3. После этого создают необходимое давление в основной секции 2 гидроемкости 1, подавая сжатый газ от источника по пневмолиниям 17 и 29 через запорное устройство 32 в основную секцию 2. При этом рабочая жидкость из основной секции 2 поступает в дозирующую секцию 3 по гидролинии 26 через предохранительный клапан 28 и гидролинию 27. При пополнении дозирующей секции 3 воздух из нее выходит в атмосферу через запорное устройство 33.

На полевых аэродромах при оперативных условиях работы довольно часто возникают ситуации, при которых ограниченное количество сжатого газа (сжатый азот ГОСТ 9293-74, сорт 2) или временное его отсутствие не позволяет завершить или выполнить заправку двигателя летательного аппарата. В этих случаях заправщик работает следующим образом. Заправляют основную 2 и дозирующую 3 секции гидроемкости 1 по методике, описанной выше. После заполнения основной 2 и дозирующей 3 секций гидроемкости 1 рабочей жидкостью присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану двигателя.

При заправке двигателя летательного аппарата из дозирующей секции 3 гидроемкости 1 с помощью ручного насоса 19 рабочая жидкость из указанной секции перекачивается ручным насосом 19 по гидролиниям 27 и 21 через запорное устройство 14 и далее по гидролинии 18 через обратный клапан 20, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11 в двигатель летательного аппарата.

В случае заправки двигателя летательного аппарата (при оперативной необходимости) из основной секции 2 гидроемкости 1 с помощью ручного насоса 19 рабочая жидкость из этой секции перекачивается ручным насосом 19 по всасывающей гидролинии 12 через запорные устройства 13 и 14 и далее по гидролинии 18 через обратный клапан 20, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11 в двигатель летательного аппарата.

При заправке двигателя летательного аппарата воздух в основную 2 или дозирующую 3 секцию гидроемкости 1 поступает из атмосферы соответственно через запорные устройства 31 и 33.

Для пополнения дозирующей секции 3 гидроемкости 1 из основной секции 2 с помощью ручного насоса 19 присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану 5 дозирующей секции 3.

Заправщик по сравнению с известным имеет во-первых, высокую эффективность работы на полевых аэродромах, так как обеспечено заполнение собственной гидроемкости без дополнительного заправочного устройства, во-вторых, высокую эффективность работы при оперативных режимах работы в условиях полевых аэродромов.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)
Наверх