система контроля положения груза, подвешенного на гибкой связи к вертолету при монтажных работах
Классы МПК: | B64D3/00 Модификации самолетов для использования их в качестве буксирующих или буксируемых |
Автор(ы): | Мутилин Николай Александрович, Салахов Михаил Абзалович |
Патентообладатель(и): | Мутилин Николай Александрович, Салахов Михаил Абзалович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-02-24 публикация патента:
30.06.1994 |
Использование: при управлении положением груза из подвесной кабины. Цель изобретения - повышение достоверности информации о положении груза в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Система контроля положения груза, подвешенного на гибкой связи к вертолету при монтажных работах, содержит устройство продольно-бокового обзора в виде подвесной кабины 3 с креслом 4 для наблюдателя и телекамеру 5 продольного обзора, расположенные под фюзеляжем 1 вертолета в заданных пределах, а также груз 2, телеэкран 6, гибкую связь 7 и двери 8 и 9. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ГРУЗА, ПОДВЕШЕННОГО НА ГИБКОЙ СВЯЗИ К ВЕРТОЛЕТУ ПРИ МОНТАЖНЫХ РАБОТАХ, содержащая установленное под фюзеляжем в носовой части вертолета устройство продольно-бокового обзора груза, выполненное в виде подвесной кабины с креслом наблюдателя, отличающаяся тем, что она снабжена закрепленной на фюзеляже вертолета телекамерой продольного обзора груза, связанной с расположенным на вертолете телеэкраном, при этом расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и креслом наблюдателя равно 0,2 - 0,6 максимального диаметра фюзеляжа вертолета, а расстояние от кресла наблюдателя до носа вертолета равно 0,06 - 0,12 длины вертолета, причем расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и телекамерой равно 0,5 - 1,3 максимального диаметра фюзеляжа вертолета, а расстояние от телекамеры до носа вертолета равно 0,16 - 0,4 длины вертолета.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к системам контроля положения подвешенного на внешней подвеске груза, например опоры линии электропередач (ЛЭП) и т.п., и может быть использовано при управлении положением груза из подвесной кабины. Известна система контроля положения груза, подвешенного на гибкой связи к вертолету при монтажных работах, включающая установленное под фюзеляжем в носовой части вертолета устройство продольно-бокового обзора груза, выполненное в виде подвесной кабины с креслом для наблюдателя. Недостаток данной системы - недостаточная достоверность информации о положении груза в одной из двух взаимно перпендикулярных плоскостей. При действии возмущений на груз, например порыва ветра и т.п., на режиме висения вертолета груз отклоняется под действием продольной и боковой составляющих вектора скорости ветра в продольной и боковой плоскостях. При перемещении груза в направлении носовой части фюзеляжа вертолета, т.е. в продольной плоскости, искажается действительная величина отклонения груза для наблюдателя, расположенного в подвесной кабине под вертолетом, из-за перемещения его по дуге окружности, а не прямолинейного перемещения. Кроме того, наблюдателю неудобно смотреть на груз при его расположении под ним. Известная система не позволяет осуществлять контроль за подвесным грузом с вертолетов с одной передней стойкой шасси и низко расположенным фюзеляжем, например с вертолета Ми-26, который имеет в два раза большую грузоподъемность (20 т вместо 10 т) по сравнению с вертолетом Ми-10К, из-за того, что нельзя расположить в плоскости, проходящей через продольную ось вертолета, подвесную кабину и переднюю стойку шасси на одном и том же месте, а смещение расположения подвесной кабины с наблюдателем в сторону носовой части вертолета относительно передней стойки колес шасси ограничивает из-за последней зону обзора пилота и сама величина перемещения незначительна из-за трудностей с организацией передвижения наблюдателя из фюзеляжа вертолета в подвесную кабину. Значительное смещение подвесной кабины с наблюдателем в сторону хвостовой части вертолета относительно передней стойки колес шасси неприемлемо из-за незначительного расстояния менее 0,5 м между фюзеляжем вертолета и землей в наземном положении вертолета, что не обеспечивает возможность размещения подвесной кабины с наблюдателем и удобного процесса наблюдения за подвесным грузом, а в конечном итоге сужается парк используемых вертолетов при контроле положения подвешенного на гибкой связи груза. Цель изобретения - повышение достоверности информации о положении груза в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Поставленная цель достигается тем, что система контроля положения груза, подвешенного на гибкой связи к вертолету при монтажных работах, содержащая установленное под фюзеляжем в носовой части вертолета устройство продольно-бокового обзора груза, выполненное в виде подвесной кабины с креслом наблюдателя, снабжена закрепленной на фюзеляже вертолета телекамерой продольного обзора груза, связанной с расположенным на вертолете телеэкраном. Расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и креслом наблюдателя равно 0,2-0,6 максимального диаметра фюзеляжа вертолета. Расстояние от кресла наблюдателя до носа вертолета равно 0,06-0,12 длины вертолета. Расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и телекамерой равно 0,5-1,3 максимального диаметра фюзеляжа вертолета. Расстояние от телекамеры до носа вертолета равно 0,16-0,4 длины вертолета. На фиг. 1 показана система контроля, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - обоснование пределов размещения кресла для наблюдателя до продольной плоскости симметрии вертолета; на фиг. 4 - то же, до носа вертолета; на фиг. 5 - обоснование пределов размещения телекамеры до носа вертолета (вид А - на фиг. 1); на фиг. 6 - то же, до продольной плоскости симметрии вертолета. Система контроля положения груза, подвешенного на гибкой связи к вертолету при монтажных работах (фиг. 1 и 2), содержит установленное под фюзеляжем 1 в носовой части вертолета устройство продольно-бокового обзора груза 2, выполненное в виде подвесной кабины 3 с креслом 4 наблюдателя. На фюзеляже 1 вертолета закреплена телекамера 5 продольного обзора груза, связанная с расположенным на вертолете телеэкраном 6. Расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и креслом 4 наблюдателя равно 0,2-0,6 максимального диаметра фюзеляжа вертолета, а расстояние от кресла 4 наблюдателя до носа вертолета - 0,06-0,12 длины вертолета. Расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и телекамерой 5 равно 0,5-1,3 максимального диаметра фюзеляжа вертолета, а расстояние от телекамеры 5 до носа вертолета - 0,16-0,4 длины вертолета. Груз 2 прикреплен на гибкой связи 7 к фюзеляжу 1 вертолета вблизи его центра масс и задних стоек шасси. В носовой и хвостовой частях фюзеляжа 1 вертолета предусмотрены двери 8 и 9 для покидания экипажем вертолета. Телеэкран 6 может быть установлен как в салоне, кабине пилотов, так и в подвесной кабине 3, однако в связи с тем, что все внимание наблюдателя, расположенного в кресле подвесной кабины 3 сосредоточено на грузе 2, то предпочтительным вариантом является передача информации о продольном положении груза 2 по радиосвязи пилотом с телеэкрана 6, расположенного в основной кабине вертолета. Для обоснования пределов размещения линии визирования от глаз наблюдателя до груза через расстояние между креслом для него в подвесной кабине и продольной плоскостью симметрии вертолета, проходящей через продольную ось Х, используем следующие соображения (фиг. 3). Минимальное расстояние между продольной плоскостью симметрии вертолета и подвесной кабиной должно быть с учетом максимальных размеров передней стойки шасси не менее l1=25 см, а минимальное расстояние между подвесной кабиной и креслом наблюдателя в ней не менее l2=10 см, габариты наблюдателя в плечах l3 не более 70 см. Отсюда минимальное расстояние от продольной плоскости симметрии вертолета до оси, проходящей через центр О кресла в подвесной кабине, определяется из соотношения:amin=l1+l2+



amax=l4+l5-l2-






a=







Bmin= l1-l2+l3+


Bmax= l1+l5-l6-l7=400+120-100-





b=






l1=l+l3+

Сmin=





C=




Кmin=l1-l2=1200-680=520 см;
Кmax=l1+l3=1200+180=1380 см. Отсюда




K=




Класс B64D3/00 Модификации самолетов для использования их в качестве буксирующих или буксируемых