способ определения среднего значения линейной скорости
Классы МПК: | G01P11/00 Измерение среднего значения скорости |
Автор(ы): | Скрипник Ю.А., Квашнев Ю.А., Шевченко К.Л. |
Патентообладатель(и): | Киевский технологический институт легкой промышленности |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-16 публикация патента:
15.06.1994 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения среднего значения линейной скорости рулонных, ленточных и листовых материалов, а также скорости потоков жидкости и газа. Сущность изобретения: способ, включающий разделение генерируемой последовательности электрических импульсов на опорные и зондирующие импульсы, преобразование зондирующих импульсов в физические метки, прием детектором меток на фиксированной длине контролируемого участка, преобразование их в электрические измерительные импульсы, формирование временного интервала между опорным и ближайшим измерительным импульсами, изменение частоты следования генерируемых импульсов до совпадения последующего опорного импульса с измерительным импульсом, измерение частоты их следования, задерживание опорных импульсов, увеличение частоты следования генерируемых импульсов до совпадения опорных импульсов с измерительными импульсами, измерение частоты их следования, ослабление уровня зондирующих импульсов, увеличение частоты следования генерируемых импульсов до совпадения опорных и зондирующих импульсов, измерение частоты их следования, определение среднего значения линейной скорости по трем значениям измеренных частот генерируемых импульсов и длине контролируемого участка. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗНАЧЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ движущейся среды, включающий генерирование последовательности электрических импульсов, разделение этой последовательности на опорные и зондирующие импульсы, преобразование зондирующих импульсов в физические метки в движущейся среде, прием детектором меток на фиксированной длине контрольного участка пути, преобразование их в электрические измерительные импульсы, формирование временного интервала между опорным и ближайшим измерительным импульсами, изменение частоты следования генерируемых импульсов до совпадения последующего опорного импульса с измерительным импульсом, измерение частоты F1 их следования и определение среднего значения линейной скорости по частоте генерируемых импульсов и длине контролируемого участка пути, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и расширения диапазона измеряемых скоростей, опорные импульсы задерживают на время, меньшее полупериода следования зандирующих импульсов, после чего увеличивают частоту следования генерируемых импульсов до значения, при котором опорные импульсы совпадают с измерительными импульсами, и измеряют частоту F2 их следования, после чего ослабляют уровень зондирующих импульсов до уровня измерительных импульсов, увеличивают частоту следования генерируемых импульсов до совпадения опорных и зондирующих импульсов и измеряют частоту F3 их следования, при этом среднее значение линейной скорости v определяют из выраженияv =

где F1, F2, F3 - частоты следования генерируемых импульсов соответственно при первом, втором и третьем измерениях;
L - длина контрольного участка пути.
Описание изобретения к патенту
Изобретение касается измерения линейных скоростей путем измерения времени перемещения какой-либо характерной части (метки) на движущейся среде на контрольном участке пути и может быть использовано для определения среднего значения скорости рулонных материалов, а также скорости потоков жидкостей и газов. Известен способ определения средней скорости [1] , заключающийся в возбуждении в движущейся среде меток, приеме их после прохождения контрольного участка пути, измерении времени прохождения метки и определении средней скорости по формулеU =





F <


v =


T - период повторения метода, равный времени прохождения контрольного участка;
F - частота следования меток. В известном способе обеспечивается прямая пропорциональность между измеряемой скоростью и частотой следования меток. Недостатком известных способов является неоднозначность результатов определения скорости в случае, когда период следования импульсов кратен времени прохождения меткой контрольного участка. В этом случае метка, выделенная детектором, может совпадать как с первой последующей меткой, так и со второй, третьей и более поздними метками. Из-за появления неоднозначности в фиксировании совпадения меток, следующих с высокой частотой повторения, сужается диапазон однозначного определения скорости и существенно снижается точность измерения при расширении диапазона измеряемых скоростей. Целью изобретения является повышение точности и расширение диапазона измеряемых скоростей. Указанная цель достигается тем, что в способе определения среднего значения линейной скорости движущейся среды, включающем генерирование последовательности электрических импульсов, разделение этой последовательности на опорные и зондирующие импульсы, преобразование зондирующих импульсов в физические метки в движущейся среде, прием детектором меток на фиксированной длине контрольного участка пути, преобразование их в электрические измерительные импульсы, формирование временного интервала между опорным и ближайшим измерительным импульсом, изменение частоты следования генерирующей импульсов до совпадения последующего опорного импульса с измерительным импульсом, измерение частоты F1 их следования и определения среднего значения линейной скорости по частоте генерируемых импульсов и длине контрольного участка пути дополнительно опорные импульсы задерживают на время, меньшее полупериода следования зондирующих импульсов, после чего увеличивают частоту следования генерируемых импульсов до значения, при котором опорные импульсы совпадают с измерительными импульсами и измеряют частоту F2 их следования, после чего ослабляют уровень зондирующих импульсов до уровня измерительных импульсов, увеличивают частоту следования генерируемых импульсов до совпадения опорных и зондирующих импульсов и измеряют частоту F3 их следования, при этом среднее значение линейной скорости U определяют как
v =

L - длина контрольного участка пути. На фиг. 1 представлена структурная схема устройства для осуществления способа определения среднего значения линейной скорости движущейся среды; на фиг.2 - осциллограммы напряжений, поясняющие работу устройства. Устройство содержит генератор импульсов регулируемой частоты 1, к которому подключены частотомер 2 и распределитель импульсов 3. К первому входу распределителя импульсов 3, подключены последовательно соединенные усилитель импульсов 4, источник меток 5, движущаяся среда 6, детектор меток 7, переключатель 8, усилитель импульсов 9 и формирователь импульсов 10, а ко второму входу - одновибратор 11 и формирователь импульсов 12. Выходы формирователей импульсов 10 и 12 соединены со входами триггера 13, к которому подключены фильтр нижних частот 14 и индикатор 15. Устройство содержит также аттенюатор 16, подключенный к первому входу распределителя импульсов 3, при этом выход аттенюатора соединен со вторым входом переключателя 8. Определение среднего значения линейной скорости производится следующим образом. Последовательность выходных импульсов генератора 1 разделяют на опорные и зондирующие импульсы (фиг. 2а) с помощью распределителя импульсов 3. Зондирующие импульсы усиливаются в усилителе 4 и воздействуют на источник меток 5. В качестве источника меток используют электроды, катушки, излучатели при создании ионизационных, диэлектрических, магнитных меток или дозаторы при вводе или нанесении вещества-индикатора на движущуюся среду. Движущиеся со средой 6 метки считываются детектором 7 и преобразуются в электрические измерительные импульсы (фиг.2б). В качестве детекторов меток также могут использоваться электроды, катушки, счетчики частиц, малоинерционные термопреобразователи, фотоэлементы и т.п. Измерительные импульсы через преобразователь 8 поступают на усилитель 9 где усиливаются до постоянного уровня. Из усиленных импульсов формирователем 10 создаются короткие импульсы, которые поступают на один из входов триггера 13. Опорные импульсы возбуждают одновибратор 11 с регулируемым временем задержки. Из задержанных выходных импульсов одновибратора формирователем 12 создаются короткие импульсы, поступающие на второй вход триггера 13. Измерительные импульсы запаздывают относительно опорных импульсов на время прохождения контрольного участка пути между источником 5 и детектором 7 меток


L - длина контрольного участка пути;
U - скорость движения среды (меток). Длительность выходных импульсов триггера 13 будет определяться разностью времен прихода опорных импульсов и ближайших к ним задержанных измерительных импульсов. Вначале задержка, вводимая одновибратором 11 устанавливается равной нулю. Если период следования импульсов равен Т, то опорный и соответствующий ему измерительный импульсы будут разделены количеством импульсов
n = EL


E[A] - целая часть числа A. Длительность выходных импульсов триггера 13 (фиг.2в) пропорциональна дробной части времени задержки меток





Из последовательности выходных импульсов триггера 13 фильтром 14 нижних частот выделяют постоянную составляющую напряжения, которую регистрируют индикатором 15. Частоту следования импульсов F предварительно устанавливают такой, чтобы обеспечить стабильные показания индикатора 15. Это обеспечивается повышением частоты следования меток, при котором возрастает отношение сигнал/помеха на выходе фильтра до требуемого значения. После достижения стабильных показаний индикатора 15 плавно изменяют частоту F следования импульсов до совпадения последующих опорных импульсов с принимаемыми измерительными импульсами (фиг.2г). При достижении
















Увеличивают частоту следования импульсов до достижения совпадения (фиг. 2к). Так как дополнительная задержка









(9)
Решив систему (9) относительно скорости движения меток U получают
U =


Таким образом, по трем значениям частоты следования меток определяют среднее значение линейной скорости при заданном значении сигнал/помеха. При этом исключается неоднозначность измерений при длительности периода следования меток меньше времени прохождения метками контрольного участка пути (Т<<

U =


F1 = 207,36 Гц; F2 = 209,86 Гц; F3 = 322,58 Гц. Средняя скорость перемещения магнитной ленты во втором режиме работы магнитофона составила 19,21 cm/с. В результате исключения неоднозначности в определении среднего значения скорости предложенный способ по сравнению со способом-прототипом позволяет существенно расширить диапазон измеряемых скоростей и повысить точность измерений в условиях помех.