аэрогидродинамический двигатель степанова
Классы МПК: | F03D3/06 роторы F03B7/00 Водяные колеса F03B17/06 с использованием потока жидкости, например с подвижными створками |
Патентообладатель(и): | Степанов Лев Анатольевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-27 публикация патента:
15.06.1994 |
Использование: в энергетическом машиностроении, в частности, в двигателях, преобразующих энергию потока газовой или жидкой среды во вращательное движение вала привода силовой машины. Сущность изобретения: двигатель содержит вертикальный вал вращения, лопасти, симметрично расположенные вокруг вала вращения, и упоры, скрепленные с последним и ограничивающие угол поворота лопастей вокруг осей, причем каждая лопасть выполнена в виде двух неравных по размерам частей, разграниченных плоскостью, перпендикулярной к боковой поверхности и проходящей через ее ось, упоры размещены попарно по обе стороны от оси лопасти в плоскостях, проходящих через оси лопастей и вал вращения, при этом каждая из частей лопасти выполнена с различной массой с обеспечением равенства статических моментов указанных частей лопасти относительно ее оси, а большая по размерам часть лопасти выполнена более легкой и расположена между осью лопасти и валом вращения. 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11
Формула изобретения
Аэрогидродинамический двигатель, содержащий вертикальный вал вращения, лопасти, симметрично расположенные вокруг вала вращения и шарнирно установленные на осях, параллельных валу вращения, и упоры, скрепленные с последним и ограничивающие угол поворота лопастей вокруг осей, причем каждая лопасть выполнена в виде двух неравных по размерам частей, разграниченных плоскостью, перпендикулярной к боковой поверхности лопасти и проходящей через ее ось, отличающийся тем, что с целью увеличения мощности и повышения надежности работы путем исключения "мертвых зон" при смене направления потока, упоры размещены попарно по обе стороны от оси лопасти в плоскостях, проходящих через оси лопастей и вал вращения, при этом каждая из частей лопасти выполнена с различной массой с обеспечением равенства статических моментов указанных частей лопасти относительно ее оси, а большая по размерам часть лопасти выполнена более легкой и расположена между осью лопасти и валом вращения.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к аэрогидродинамическим двигателям, преобразующим энергию поступательного движения газовой или жидкой среды, например, ветра или течения воды, во вращательное движение вала привода силовых машин, таких как генератор электрического тока, гребной винт корабля, насос, подъемный механизм и т.п. К таким двигателям относятся, например, водяные колеса по патентам Дании N 156843, 1981, Швеции N 8601770, 1986, ветродвигатели по патентам Голландии N 7901145, 1979, Швеции N 434975, 1974, Австрии N 382687, 1976, ЕРВ N 0 00850, 1980, авт.св. СССР N 1377448, 1988 и др. аналогам. Указанные аэрогидродинамические двигатели содержат вращающийся орган - ротор, несущий элементы, взаимодействующие с набегающим потоком, и ось вращения, связанную с валом привода силовой машины. Основным элементом этих двигателей, взаимодействующим с набегающим потоком, являются лопасти или лопатки, выполненные в виде плоских или профилированных пластин, равномерно и симметрично расположенных на роторе и жестко или шарнирно связанных с осью вращения. При этом ось вращения может совпадать с направлением потока (например у ветродвигателей по кл. F 03 D 1/00), или располагаться перпендикулярно к направлению потока (например у ветродвигателей с вертикальной осью вращения по кл. F 03 D 3/00). У двигателей по кл. F 03 D 1/00 лопасти располагаются перпендикулярно к оси вращения, а их боковые поверхности повернуты под углом к вектору скорости набегающего потока. Для поворота оси вращения по потоку при перемене его направления такие двигатели снабжаются флюгерными устройствами. У двигателей по кл. F 03 D 3/00 лопасти располагаются вдоль оси вращения, и их боковые поверхности перпендикулярны к направлению потока, при этом либо часть лопастой изолирована от воздействия потока, например, кожухом, либо лопасти снабжены неподвижными заслонками, створками и т.п. для соответствующего изменения направления потока, либо лопасти выполнены в виде "полупрозрачных" жалюзи, открывающихся в одном направлении. Известен также двигатель по патенту Франции N 8019387, 1980 - прототип, имеющий вертикальную ось вращения, перпендикулярную к вектору скорости набегающего потока, лопасти, симметрично расположенные вокруг оси вращения и шарнирно установленные она осях, параллельных оси вращения, и упоры, ограничивающие угол поворота лопастей вокруг собственных осей. К недостаткам аналогов и прототипа относятся: низкое соотношение производимой мощности и пассивной массы конструкции, обусловленное, в частности, необходимостью размещать ось вращения на расстоянии от окружающих объектов, превышающем радиус обметания (размах) лопастей, наличием несущих элементов конструкции для соответствующего размещения оси вращения, наличием устройства для отслеживания осью вращения направления потока, например, флюгера для ветродвигателей, кожуха для изолирования части лопастей от воздействия набегающего потока, створок для направления потока на лопасти и т.п.; наличие "мертвых" зон при изменении направления потока, например, при мгновенной перемене направления ветра, когда в силу инерционности конструкции флюгерное устройство не успевает развернуть ось вращения по потоку и лопасти перестают создавать вращательный момент; относительно низкая величина вращательного момента, создаваемого лопастью, повернутой под углом к набегающему потоку, наличие аэродинамического тормозящего момента при движении части лопастей навстречу набегающему потоку. В частности, недостатком прототипа, как показывает анализ его кинематической схемы, является то, что при повороте оси вращения и лопастей вокруг собственных осей под действием набегающего потока всегда возникает такое взаимное положение лопастей относительно направления потока, при котором вращательный аэродинамический момент уравновешивается тормозящим аэродинамическим моментом, даже если двигатель выполнен в виде системы с несколькими осями вращения, связанными трансмиссией, и со смещенными на некоторой угол начальными положениями лопастей каждой отдельной оси вращения. Целью изобретения является получение более высокой мощности, снимаемой с единицы массы конструкции двигателя и площади лопастей, и исключения "мертвых" зон при смене азимутального направления потока, воздействующего на лопасти. Указанная цель достигается тем, что, в аэрoгидродинамическом двигателе, имеющем вертикальную ось вращения, перпендикулярную к вектору скорости набегающего потока, лопасти, симметрично расположенные вокруг оси вращения и шарнирно установленные на осях, параллельных оси вращения, и упоры, скрепленные с осью вращения и ограничивающие угол поворота лопастей вокруг собственных осей, упоры размещены попарно по обе стороны от оси лопасти в плоскостях, проходящих через оси лопастей и ось вращения, а каждая лопасть выполнена в виде двух неравных по размерам и массе частей, разграниченных плоскостью, перпендикулярной к боковой поверхности лопасти и проходящей через ее ось, причем, сумма статических моментов указанных частей лопасти относительно ее оси выполнена стремящейся к нулю, и большая по размерам часть лопасти расположена между осью лопасти и осью вращения, а большая по массе часть лопасти расположена между осью лопасти и упором, наиболее удаленном от оси вращения. Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 представлен аэрогидродинамический двигатель, общий вид; на фиг. 2 - его вертикальная проекция; на фиг. 3 - поперечное сечение лопасти; на фиг. 4 - схема взаимодействия аэрогидродинамического двигателя с набегающим потоком; на фиг. 5-8 и 9 - схема взаимодействия лопасти как физического тела, имеющего массу, с набегающим потоком в различных фазах ее движения вокруг оси вращения и поворота вокруг собственной оси; на фиг. 10 и 11 - расчетные схемы предлагаемого технического решения и ветродвигателя по МКИ F 03 D 1/00 с осью, ориентированной по потоку. Аэрогидродинамический двигатель (фиг. 1 и 2) имеет ось вращения 1, лопасти 2, оси лопастей 3, шарниры 4, упоры 5 и 6. Ось вращения 1 расположена вертикально к поверхности Земли и перпендикулярно к вектору скорости набегающего потока. Лопасть 2 имеет обтекаемый симметричный профиль (фиг. 3), составленный из двух неравных по размерам и массе частей 2 и 2 , разграниченных плоскостью А-А, перпендикулярной к боковой поверхности лопасти и проходящей через ее ось 3. Сумма статических моментов указанных частей лопасти 2 относительно ее оси 3 выполнена стремящейся к нулю. Большая по размерам часть лопасти 2 расположена между осью 3 и осью вращения 1. Меньшая по размерам часть лопасти 2 расположена между осью 3 и упором 6 и имеет большую массу по сравнению с частью 2 . Для этого указанные части лопасти могут быть выполнены из материалов различной плотности, например, часть 2 - из металла, а часть 2 - из пластмассы или полой. Лопасти 2 установлены на шарнирах 4 на осях 3. Оси 3 жестко скреплены с осью вращения 1, параллельны ей и равномерно расположены на одинаковых расстояниях от нее. В плоскостях, проходящих через оси 3 и ось вращения 1 на элементах крепления осей 3 с осью вращения 1 помещены упоры 5 и 6, ограничивающие поворот лопастей 2 вокруг осей 3 углом






Мв





Mo





l1 и l2 - расстояния от оси лопасти до соответствующих центров масс;
r - радиус вращения (расстояние от оси 1 до оси 3);

Ввиду того, что r>l1, l2 можно записать:
Mв





Mo





Для лопасти, выполненной в соответствии с формулой изобретения, направления действия моментов Мв и Мо будут, как это показано на фиг. 5-9, встречными, взаимно уравновешивающими, обеспечивая тем самым выполнение условия "управляемости" лопасти набегающим потоком:
Mв-Mo= q1

















Fa= C





Fт= C





Mвр= Fa(R-



Mт= Fт






N=





Fa= n







(n=2, т.к. работает пара симметрично расположенных лопастей). Вращательный аэродинамический момент, создаваемый парой лопастей (фиг. 11):
Мвр=Fa









Мощность на валу привода:
N=Mвр






ротор с вертикальным валом - патент 2517007 (27.05.2014) | ![]() |
роторный вертикальный ветродвигатель - патент 2516085 (20.05.2014) | ![]() |
ротор - патент 2515302 (10.05.2014) | ![]() |
вертикальный ветровой электрогенератор - патент 2511985 (10.04.2014) | ![]() |
ротор - патент 2511869 (10.04.2014) | ![]() |
способ размещения роторной ветроэнергетической установки на дымовой трубе - патент 2510611 (10.04.2014) | ![]() |
ветродвигатель - патент 2508471 (27.02.2014) | |
сироты башня ветроэнергетическая - патент 2506452 (10.02.2014) | ![]() |
ветродвигатель - патент 2504688 (20.01.2014) | ![]() |
турбинная установка и электростанция - патент 2502890 (27.12.2013) | ![]() |
Класс F03B17/06 с использованием потока жидкости, например с подвижными створками