способ глушения шума выхлопа четырехтактного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Классы МПК:F01N1/08 с дросселированием или завихрением потока газов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Рудой Борис Петрович,
Вахитов Юрий Рашитович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-11-05
публикация патента:

Сущность изобретения: разбиение цикловой порции выхлопных газов на две части, одну из которых подают в отдельную камеру и выпускают в окружающую среду, а другую - в другую камеру. После окончания процесса выпуска газы направляют в первую камеру и выпускают в окружающую среду. Устройство, реализующее заявленный способ, содержит корпус 1, разделенный перегородкой 2 на основную 3 и демпфирующую 4 полости, выпускной патрубок 5, размещенный в основной полости, и размещенную в корпусе промежуточную трубу 6, выполненную в виде спирали заодно с впускным патрубком и имеющую на начальном участке окно 8, выходящее в основную полость. Открытый конец трубы 6 выходит в демпфирующую полость. Пониженное давление за выпускным органом обусловлено двумя волнами разрежения, отразившимися от окна 8 и открытого конца промежуточной трубы 6, и тем, что выхлопные газы поступают в основную полость 4 двумя частями, причем вторая часть поступает с задержкой по времени благодаря большой длине промежуточной трубы 6. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ глушения шума выхлопа четырехтактного двигателя внутреннего сгорания путем разделения цикловой порции выхлопных газов на потоки, отличающийся тем, что первый поток выхлопных газов направляют в основную полость с последующим их выпуском в окружающую среду, второй поток с задержкой по времени - в демпфирующую полость, а после окончания выпуска первого потока второй поток перепускают из демпфирующей в основную полость с последующим его выпуском в окружающую среду.

2. Устройство для глушения шума выхлопа четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, содержащее корпус, разделенный перегородкой на основную и демпфирующую полости, выпускной патрубкок и размещенную в корпусе промежуточную трубу, выполненную за одно с впускным патрубком и имеющую на начальном участке окно, сообщающее ее с основной полостью, отличающееся тем, что промежуточная труба выполнена в виде спирали, размещена по периферии корпуса и сообщена выходным торцом с демпфирующей полостью, а выпускной патрубок размещен в основной полости.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности двигателестроения, а именно к способу глушения шума выхлопа преимущественно четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Операции этого способа осуществляются устройствами, содержащими впускной и выпускной патрубки, камеру с перегородками, соединенными между собой промежуточными патрубками или отверстиями, расположенными соосно впускному патрубку или соосно друг другу, перегородки разделяют камеру на секции [1] .

Недостатком этого способа и устройств для его осуществления является сильная отрицательная связь между величиной заглушения шума выхлопа и величиной гидравлического сопротивления и, соответственно, величиной противодавления в выпускной системе ДВС и большие габариты устройства для достижения приемлемой величины заглушения.

Известен способ глушения шума выхлопа ДВС и устройство для его реализации путем преобразования пульсирующего потока выхлопных газов в нестационарную струю, в котором поток газов отсекают дискретными частями, направляют в общий объем, выравнивают давление газов и равномерно выпускают в окружающую среду. По сравнению с описанными способами глушения шума данный способ позволяет снизить противодавление на выпуске двигателя и повысить его мощность [2] .

Недостаток способа и устройства для его реализации повышенное противодавление в выпускной системе, приводящее к потери мощности двигателя по сравнению с двигателем без глушителя на 3% . Это объясняется тем, что масса газа поступающего в глушитель во внутренней и во внешней камерах тормозится, что приводит к росту энтропии газа и соответственно давлению в камерах или противодавлению в выпускной системе.

Цель изобретения - снижение противодавления, уменьшение габаритных размеров и повышение эффективности шумоглушения.

Поставленная цель достигается тем, что в способе глушения шума выхлопа ДВС, заключающемся в выравнивании переменного расхода выхлопных газов путем разбиения цикловой порции газов на две части, одну часть выхлопных газов подают в отдельную камеру и выпускают в окружающую среду, а другую часть газов направляют в другую камеру. После окончания процесса выпуска выхлопные газы направляют в первую камеру и выпускают в окружающую среду.

Операции заявленного способа могут быть осуществлены устройством, содержащим корпус, разделенный перегородкой на основную и демпфирующую полости, выпускной патрубок и размещенную в корпусе промежуточную трубу, выполненную заодно с впускным патрубком и имеющую на начальном участке окно, выходящее в основную полость. Промежуточная труба выполнена в виде спирали, ее открытый конец выходит в демпфирующую полость, а выпускной патрубок размещен в основной полости.

Выполнение операции разбиения выхлопных газов на две части, одна из которых подается в отдельную камеру и выпускается в окружающую среду, а другая часть газов с задержкой по времени направляется в другую камеру и после окончания процесса выпуска направляется в первую камеру и выпускается в окружающую среду, позволяет растянуть по времени процесс выпуска газов из устройства, что приводит к выравниванию давления в первой камере и уменьшению противодавления.

Кроме того, происходит дополнительное снижение давления за выпускным органом двумя волнами разрежения: волной, возникшей в результате поступления части газа в одну камеру и волной, возникающей в результате поступления другой части газа в другую камеру, причем с задержкой по времени.

Таким образом, в предлагаемом способе выравнивается переменный расход выхлопных газов во второй камере и последующем ее перетекании в первую камеру. Снижение противодавления обеспечивается тем, что первая часть выхлопных газов тормозится только в первой камере и из нее поступает в окружающую среду, а также в результате отражения исходной волны сжатия волнами разрежения от первой камеры и от второй камеры.

Известно применение устройств, содержащих промежуточную трубу с окном из начальном участке, но имеющих заглушенный конец, а также устройств, имеющих промежуточную трубу с окном, выполненную в виде спирали и имеющую открытый конец, но выходящий, как и окно в одну полость, и выпускной патрубок, размещенный в полости в которую поступает газ непосредственно от выпускного органа.

Однако нигде не использовалась промежуточная труба с окном и открытым концом, выходящие в разные полости для выравнивания пульсирующего потока газов и снижения противодавления. В то же время сочетание всех перечисленных признаков в заявляемых ранее устройствах для глушения шума не использовалось. Новый положительный сверхсуммарный эффект обусловлен тем, что отраженные от окна и открытого конца волны разрежения снижают давление за выпускным органом, а подача части газа в окружающую среду только через одну камеру, в которой давление выравнивается, а также подача второй части газа в эту же камеру с задержкой по времени приводят к снижению противодавления.

На фиг. 1 представлено устройство, реализующее операции заявляемого способа; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Устройство содержит корпус 1, разделенный перегородкой 2 на основную 3 и демпфирующую 4 полости, выпускной патрубок 5, размещенный в основной полости, и размещенную в корпусе промежуточную трубу 6, выполненную в виде спирали заодно с впускным патрубком 7 и имеющую на начальном участке окно 8, выходящее в основную полость.

Операции заявляемого способа осуществляются следующим образом. Волна сжатия, возникшая в результате открытия выпускного органа движется по впускному патрубку 7. При достижении волны участка трубы с окном 8 происходит взаимодействие этой волны с окном, в результате чего образуется волна разрежения, движущаяся в обратном направлении к выпускному органу, и волна сжатия, движущаяся по промежуточной трубе к открытому концу. Волна разрежения, отразившаяся от окна 8 подходит к выпускному органу и понижает давление за ним. При прохождении волны через участок трубы с окном часть выхлопных газов попадает через окно в основную полость 3, где тормозится и выходит в окружающую среду через выпускной патрубок 5. При этом, благодаря тому, что не вся порция выхлопных газов попадает в основную полость повышение давления в нем незначительно. Волна сжатия, прошедшая участок трубы с окном, движется по достаточно длинной промежуточной трубе 6, выполненной с целью уменьшения габаритов спиралеобразной, доходит до открытого конца трубы и отражается волной разрежения, которая движется в обратном направлении и понижает давление на участке с окном и за выпускным органом. Часть выхлопных газов, увлеченная волной сжатия, поступает через открытый конец трубы 6 в демпфирующую полость 4 и там тормозится. После окончания поступления газов в демпфирующую полость, газы, находящиеся в ней, перетекают по промежуточной трубе 6 в основную полость, где тормозятся и выходят в окружающую среду через выпускной патрубок 5. Благодаря тому, что газ поступает в основную полость двумя частями, причем вторая с задержкой по времени, в течение которого первая часть газов успевает выйти в окружающую среду, давление в основной камере повышается незначительно, что определяет низкое противодавление. Низкое давление в основной камере, из которой происходит выпуск газов в окружающую среду, обусловливает низкий уровень шума.

Технические преимущества заявляемого способа глушения шума выхлопа четырехтактного ДВС и устройства для его осуществления в сравнении с базовым, в качестве которого был выбран глушитель двигателя ДМ-1, заключаются в снижении противодавления и уменьшении шума выпуска на 5 дБА.

Общественно-полезные преимущества заявляемого способа и устройства для его осуществления заключаются в улучшении экологических показателей (снижение уровня шума), повышении мощности и улучшении экономичности двигателя.

Класс F01N1/08 с дросселированием или завихрением потока газов 

глушитель -  патент 2508456 (27.02.2014)
глушитель -  патент 2504667 (20.01.2014)
устройство для глушения шума двигателя -  патент 2493381 (20.09.2013)
глушитель шума выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства -  патент 2460889 (10.09.2012)
выполнение отверстий в фольге, а также изготовленные из нее сотовые элементы для обработки отработавших газов (варианты) -  патент 2440206 (20.01.2012)
аэродинамический глушитель шума кочетова -  патент 2412360 (20.02.2011)
способ снижения шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания -  патент 2386040 (10.04.2010)
глушитель -  патент 2362023 (20.07.2009)
резонатор, объединенный с глушителем шума двигателя внутреннего сгорания (резоглушитель) -  патент 2351774 (10.04.2009)
глушитель -  патент 2339823 (27.11.2008)
Наверх