ограничитель грузоподъемности стрелового крана
Классы МПК: | B66C23/88 предохранительные устройства |
Патентообладатель(и): | Карапетянц Владимир Макарович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-02-11 публикация патента:
30.05.1994 |
Использование: устройства безопасности - ограничители грузоподъемности стреловых кранов. Сущность изобретения: ограничитель содержит закрепленный на оси разноплечий рычаг, короткое плечо которого связано с грузовым канатом, а длинное подпружинено и связано с механизмом отключения подъема груза. Новым в ограничителе является его выполнение. Короткое плечо рычага выполнено под углом относительно оси длинного плеча. Угол определен с учетом максимально и минимально допустимых весов груза и величины наклона стрелы крана по формуле. Положительный эффект: повышается точность срабатывания ограничителя по характеристикам, соответствующим паспортным, полностью используются возможности крана, исключается его работа с недогрузом или перегрузом. 1 ил. , 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
ОГРАНИЧИТЕЛЬ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ СТРЕЛОВОГО КРАНА, содержащий закрепленный на оси разноплечий рычаг, связанный своим коротким плечом с грузовым канатом, а длинным, подпружиненным - с механизмом отключения привода подъема груза, отличающийся тем, что рычаг выполнен с расположением продольной оси его короткого плеча под острым углом к продольной оси его длинного плеча, определяемым соотношениемtg


где

Qmax1 - максимально допустимый вес поднимаемого груза при наибольшем угле наклона стрелы к горизонтали;
Qmax2 - максимально допустимый вес поднимаемого груза при наименьшем угле наклона стрелы к горизонтали;


Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, более конкретно к устройствам безопасности - ограничителям грузоподъемности кранов, в частности стреловых. Известен ограничитель грузоподъемности рычажного типа [1] . Он содержит рычаг, один конец которого шарнирно закреплен на раме крана, а другой связан с грузовым канатом. Рычаг уравновешен пружиной и при перегрузке может воздействовать на конечный выключатель. При установке известного ограничителя необходимо соблюдать точность, так как ошибка в установке в 1о влечет за собой погрешность в 1% . Однако в процессе работы на ограничитель действуют силы трения и колебаний, поэтому его срабатывание происходит с большими погрешностями, что и является его недостатком. Известен также взятый в качестве прототипа ограничитель грузоподъемности стрелового крана [2] . Ограничитель состоит из закрепленного на оси разноплечего рычага, причем к короткому плечу прикреплен грузовой канат, а длинное плечо подпружинено и через гибкую связь соединено с механизмом отключения подъема груза, отключающего кран в случае его перегруза. Недостатком известного ограничителя является то, что его конструкция не позволяет обеспечить работу крана по паспортной характеристике, ограничитель срабатывает при увеличении перегруза более допустимых 10% , поэтому кран эксплуатируется с перегрузом, нарушается техника безопасности, повышается износ крана. Из-за большой погрешности срабатывания известные ограничители почти не применяются. Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение точности срабатывания ограничителя путем достижения паспортных характеристик крана, что приведет к более полному использованию возможностей крана. Цель достигается тем, что в известном ограничителе грузоподъемности стрелового крана, содержащем закрепленный на оси разноплечий рычаг, короткое плечо которого связано с грузовым канатом, а длинное подпружинено и связано с механизмом отключения подъема груза, согласно изобретению короткое плечо рычага выполнено под углом относительно оси длинного плеча, причем угол


tg



Qmах1 - максимально допустимый вес поднимаемого груза при наибольшем угле наклона стрелы к горизонтали;
Qmах2 - максимально допустимый вес поднимаемого груза при наименьшем угле наклона стрелы к горизонтали;










Q - вес наибольшего рабочего груза при соответствующем угле наклона стрелы (по грузовой характеристике в паспорте крана);
Qmах1 - максимально допустимый вес груза при наибольшем угле наклона стрелы;
Qmах2 - максимально допустимый вес груза при наименьшем угле наклона стрелы;
S - усилие, действующее на пружину 9 рычага 1;
n - кратность грузового полиспаста. Для стрел длиной 12,5 м и 15,0 м принято n = 4, для стрел длиной 17,5 м и более n = 2. А - длина короткого плеча 4 рычага 1 (условно равно 1),
В - длина длинного плеча 5 рычага 1 (условно равно 2). Расчет угла начат с составления уравнения, которое обеспечивает равенство моментов короткого 4 и длинного 5 плеч рычага 1: откуда





Величина S усилия пружины 9 определена для каждой длины стрелы из граф 1,9 и занесена в графу 10 таблиц. Эта величина теоретическая и необходима только для расчета веса наибольшего рабочего груза, при котором срабатывает заявляемый ограничитель грузоподъемности. Практически же величина S пружины 9 намного меньше и зависит от того, насколько вынесена пружина 9 от оси длинного плеча 5 рычага 1 и коэффициента редукции усилия промежуточного звена 10, откуда
Q =

Величина Q - вес наибольшего рабочего груза, при котором срабатывает ограничитель грузоподъемности, занесена в графу 11 таблиц. Так как предельная длина хода подпружиненной пружиной 9 точки длинного плеча 5 рычага 1 должна быть постоянной, что обусловлено срабатыванием механизма 11 отключения, то и предельное значение усилия S на пружину 9 рычага 1 во всех случаях грузовой характеристики при данной длине стрелы будет постоянно, тогда
S =

S =












































Sin


tg


Грузовые характеристики ограничителей грузоподъемности крана представлены в табл. 1 (ограничитель грузоподъемности (ОГП) по прототипу, (рычаг прямой) стрела длиной 12,5 м). ОГП по заявляемому изобретению, стрела длиной 12,5 м (табл. 2). ОГП по заявляемому изобретению, скорректированный (грузоподъемность увеличена на 4% ), стрела длиной 12,5 м (табл. 3). Из табл. 1 можно сделать вывод о том, что ограничитель грузоподъемности, взятый в качестве прототипа, имеет отклонения от паспортной характеристики в плюсовую сторону, т. е. он срабатывает с запаздыванием, допускает перегруз крана. Заявляемый же ограничитель (табл. 2) в начальной и конечной точках графика кривой грузоподъемности вообще не имеет отклонений, т. е. срабатывает точно, а в промежуточных значениях имеет минусовые отклонения, что свидетельствует о срабатывании ограничителя при недогрузе крана в промежуточных значениях. Учитывая, что допускается перегруз крана до 10% , значения графы 12 заявляемого изобретения можно привести в большее соответствие с паспортной характеристикой крана, скорректировав расчеты. Для этого нужно увеличить значение грузоподъемности крана при наибольшем угле наклона стрелы 3 и значение грузоподъемности при наименьшем угле наклона стрелы, определяемые грузовой характеристикой, на процент недогруза и снова пересчитать угол


Класс B66C23/88 предохранительные устройства