судовой якорь

Классы МПК:B63B21/36 складными 
Патентообладатель(и):Дрожженников Станислав Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
1990-07-31
публикация патента:

Использование: в области судостроения. Сущность изобретения: якорь содержит веретено, на котором шарнирно на оси установлены две жестко связанные между собой лапы. Веретено снабжено коробчатым упором, выполненным с возможностью перемещения по веретену и взаимодействия с выступами на лапах для фиксации их в рабочем положении. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СУДОВОЙ ЯКОРЬ, содержащий веретено, на котором шарнирно на оси установлены две жестко связанные перемычкой лапы, отличающийся тем, что веретено снабжено коробчатым упором, выполненным с возможностью перемещения по веретену и взаимодействия с выступами на лапах для фиксации лап в рабочем положении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к приспособлениям для удержания судов на месте стоянки и предназначено для судостроения.

Известны самоосвобождающиеся из грунта якоря с лапами шарнирно закрепленными на веретене и имеющими ограничители поворота относительно его, причем ограничители освобождают лапы при определенном натяжении якорной цепи.

Прототипом является якорь, содержащий П-образное веретено, в вершине которого шарнирно закреплены связанные между собой лапы. На свободных концах веретена выполнены отверстия, в которые вставлен шаровой фиксатор, к которому с одной стороны крепится якорная цепь, а с другой - трос с длиной, большей длины веретена, закрепленный другим концом к шарниру лап.

При увеличении натяжения якорной цепи фиксатор, раздвигая концы веретена, выходит из отверстий, и усилие натяжения якорной цепи через трос передается непосредственно на шарнир лап. При этом сила удержания якоря уменьшается, и он легко выходит из грунта.

Недостатком всех известных самоосвобождающихся из грунта якорей является то, что самоосвобождение происходит при аварийной ситуации, когда, наоборот, требуется увеличение силы удержания судна на якоре.

Цель изобретения - создание самоосвобождающегося якоря, управляемого с борта судна. Это достигается тем, что на веретене шарнирно на оси установлены две жестко связанные перемычками между собой лапы. На веретене установлен с возможностью перемещения вдоль него коробчатый упор, взаимодействующий с выступами на лапах для их фиксации в рабочем положении.

На фиг. 1 изображен якорь в рабочем положении; на фиг. 2 - то же, при самоосвобождении (штрих-пунктирными линиями).

Якорь содержит веретено 1, в отверстие которого вставлена ось 2, жестко закрепленная с лапами 3. На веретене 1 установлен подвижной в осевом направлении коробчатый упор 4, снабженный устройством фиксации 5, взаимодействующего с веретеном 1. Коробчатый упор 4 на передней части имеет выступы, контактирующие с боковыми спорными поверхностями лап 3. К проушине упора прикреплен одним концом трос 6, другой конец которого закреплен на лебедке судна (не показано). Для предотвращения съема подвижного упора 4 с веретена 1 веретено снабжено ограничителем 7. В рабочем положении коробчатый упор 4 зафиксирован на веретене и контактирует своими выступами с опорными поверхностями лап.

Работает якорь следующим образом. С судна якорь сбрасывается в рабочем положении, когда коробчатый упор 4 зафиксирован в рабочем положении устройством фиксации 5. Лапы 3, поворачиваясь осью 2 в отверстие веретена до касания своими выступами в упор 4, занимают оптимальный угол входа в грунт. При подъеме якоря выборка троса производится до выборки якорной цепи, при этом трос 6 снимает с устройства фиксации 5 упор 4 и, перемещая его до ограничителя 7 вдоль веретена 1, освобождает лапы 3, которые, поворачиваясь на оси 2, образуют отрицательный угол зацепления с грунтом, и при выборке якорной цепи якоря свободно выходит из грунта. При обрыве якорной цепи судно при дрейфе натягивает трос 6, и происходит расцепление якоря с грунтом, и он поднимается тросом на борт судна, и таким образом предотвращается потеря якоря. Применение предлагаемого якоря вызывает необходимость установки на судно дополнительной лебедки, но при этом мощность брашпиля значительно уменьшается, так как отсутствуют усилие извлечения якоря из грунта.

Предлагаемый судовой якорь позволяет значительно сократить время съема судна с якоря и исключает потерю якоря в экстремальных условиях.

Класс B63B21/36 складными 

складной якорь -  патент 2508221 (27.02.2014)
складной якорь -  патент 2505449 (27.01.2014)
складной якорь -  патент 2499723 (27.11.2013)
складной якорь -  патент 2375245 (10.12.2009)
складной якорь -  патент 2375244 (10.12.2009)
складной якорь -  патент 2375243 (10.12.2009)
складной якорь -  патент 2375242 (10.12.2009)
складной якорь -  патент 2375241 (10.12.2009)
складной якорь -  патент 2370405 (20.10.2009)
складной якорь -  патент 2370404 (20.10.2009)
Наверх