устройство для соединения полурам сочлененного транспортного средства
Классы МПК: | B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства |
Автор(ы): | Ландарь А.И., Аврамов Д.В., Мартынов Н.В., Чешенко Г.И., Дегтяренко В.В. |
Патентообладатель(и): | Ландарь Александр Иванович, Аврамов Дмитрий Витальевич, Мартынов Николай Васильевич, Чешенко Георгий Иванович, Дегтяренко Валерий Васильевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-04-15 публикация патента:
30.05.1994 |
Использование: относится к транспортным средствам, а именно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств. Сущность изобретения: гидроцилиндры блокирования горизонтального шарнира устанавливаются под углом к вертикальной оси сочлененного транспортного средства симметрично его продольной оси на сферических шарнирах. Шарнирное соединение, расположенное на прицепном звене, размещено ниже, чем шарнирное соединение, расположенное на моторном звене. Гидроцилиндры размещены в параллельных между собой плоскостях. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛУРАМ СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленные между полурамами горизонтальный и вертикальный шарниры, механизм блокировки горизонтального шарнира, выполненный в виде двух гидроцилиндров двухстороннего действия, корпуса которых кинематически связаны с одной, а штоки - с другой частями шарнира, золотниковый распределитель, соединенный посредством трубопроводов с полостями гидроцилиндров и источником текучей среды, два гидроцилиндра слежения и золотниковый механизм, выполненный в виде двух гидроцилиндров, корпуса которых торцами соединены с корпусами гидроцилиндров слежения, а их штоки шарнирно связаны с полурамами, причем одноименные полости гидроцилиндров слежения соединены магистралями, а их штоки шарнирно соединены с полурамами, при этом золотник распределителя кинематически связан с центробежным регулятором, грузы которого кинематически связаны с приводным валом трансмиссии сочлененного транспортного средства, причем вход золотникового распределителя соединен с выходом источника текучей среды и полостями гидроцилиндров механизма блокировки горизонтального шарнира, а два выхода золотникового распределителя соединены соответственно с надпоршневой и штоковой полостями гидроцилиндров слежения, отличающееся тем, что гидроцилиндры механизма блокировки горизонтального шарнира размещены в продольных, параллельных между собой плоскостях симметрично относительно продольной оси транспортного средства, расположены наклонно к вертикалям и связаны с частями горизонтального шарнира посредством сферических шарниров, причем шарнирное соединение, расположенное на прицепном звене, размещено ниже, чем шарнирное соединение, расположенное на моторном звене.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортным средствам, конкретно к устройствам для соединения полурам сочлененных транспортных средств. Известно устройство для соединения полурам сочлененного транспортного средства, содержащее шарнирный орган, установленный между полурамами и состоящий из горизонтального (продольно-углового) и вертикального шарниров, а также механизм для блокировки горизонтального шарнира, корпус которого кинематически связан с одной, а шток - с другой частью горизонтального шарнира, при этом полости гидроцилиндра связаны с золотниковым распределителем текучей среды, корпус которого кинематически связан с одной, а золотник - с другой частью вертикального шарнира, при этом золотниковый распределитель текучей среды трубопроводом связан с источником давления. Недостатком названного устройства является его низкая эффективность из-за невозможности автоматизирования блокировки продольного шарнира при повороте сочлененного транспортного средства в зависимости от скорости движения, что существенно снижает поперечную устойчивость транспортного средства, а также его средние скорости движения. В изобретении по авторскому свидетельству N 1546331, которое принято за прототип, описано устройство для соединения полурам транспортного средства, содержащее шарнирный орган, установленный между полурамами и состоящий из горизонтального (продольно-углового) и вертикального шарниров, а также механизм для блокировки горизонтального шарнира, который выполнен в виде двух гидроцилиндров двухстороннего действия, корпусы которых кинематически связаны с одной, а штоки - с другой частью горизонтального шарнира, при этом полости гидроцилиндров гибкими трубопроводами связаны с золотниковыми устройствами, корпусы которых торцами соединены с полурамами сочлененного транспортного средства, причем одноименные полости гидроцилиндров соединены трубопроводами, при этом корпус одного из гидроцилиндров слежения соединен с корпусом золотникового распределителя текучей среды, золотник которого кинематически связан с центробежным регулятором, при этом грузы центробежного регулятора кинематически связаны с приводным валом трансмиссии транспортного средства, а золотниковый распределитель текучей среды трубопроводами связан с источником давления. Блокировка гидроцилиндров осуществляется в зависимости от скорости движения транспортного средства. В заявке N 4955162/11(031368), ВАТТ, предлагается дополнительно к вышеназванному обеспечить автоматическое изменение угла между продольными осями полурам, соответствующее блокировке шарнира в зависимости от угловой скорости складывания звеньев. Недостатком данных устройств является невозможность перераспределения вертикальных нагрузок по бортам транспортного средства, предотвращающих крен или опрокидывание грузового звена сочлененного транспортного средства, что снижает поперечную устойчивость транспортного средства, а также его средние скорости движения. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств сочлененного транспортного средства путем обеспечения перераспределения вертикальных нагрузок на колеса разных бортов транспортного средства в зависимости от угла между продольными осями полурам после блокирования горизонтального шарнира. Цель достигается тем, что гидроцилиндры блокирования горизонтального шарнира устанавливаются под углом к вертикальной оси сочлененного транспортного средства и параллельно его оси на сферических шарнирах, при этом шарнир на грузовом звене расположен ниже, чем шарнир на моторном звене. В результате при блокировании гидроцилиндров и дальнейшем увеличении угла складывания гидроцилиндр выступает в качестве жесткого рычага, кинематически связанного с моторным и грузовым звеньями, поэтому часть усилия складывающих гидроцилиндров расходуется на увеличение нагрузки на колесах внутреннего борта грузового звена. Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемое устройство отличается наличием новых элементов: сферических шарниров крепления гидроцилиндров блокирования горизонтального шарнира. Таким образом, заявляемое устройство соответствует критерию изобретения "Новизна". Сравнение заявляемого решения с другими решениями показывает, что гидравлические цилиндры блокировки, устройства обеспечения автоматизации угла между продольными осями полурам (в плане), соответствующего блокированию горизонтального шарнира в зависимости от скорости движения и угловой скорости складывания звеньев, известны. Однако установка гидравлических цилиндров блокирования горизонтального шарнира под углом к вертикальной оси сочлененного транспортного средства позволяет получить активный стабилизатор поперечной устойчивости, активность которого заключается в способности нагружать колеса внутреннего по отношению к центру поворота борта сочлененного транспортного средства, что позволяет повысить поперечную устойчивость сочлененного транспортного средства и увеличить средние скорости движения. Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию "Существенные отличия". На фиг. 1 представлена гидравлическая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - схема расположения гидроцилиндров блокирования горизонтального шарнира, гидроцилиндров слежения, золотниковых устройств и гидроцилиндра управляющего относительно полурам сочлененного транспортного средства. Передняя 1 и задняя 2 полурамы сочлененного транспортного средства соединены шарнирным органом 3, состоящим из горизонтального (продольно-углового) и вертикального шарниров. Устройство снабжено источником 4 давления, двумя золотниковыми устройствами 5, двумя гидроцилиндрами 6 слежения двухстороннего действия, золотниковыми распределителями 7 текучей среды, центробежным регулятором 8, управляющим гидроцилиндром 9, исполнительным гидроцилиндром 10 и двумя гидроцилиндрами 11 блокировки двухстороннего действия. Каждое золотниковое устройство 5 имеет корпус 12, золотник 13, а также отверстия 14 в корпусе 12, которые соединены трубопроводами 15 с полостями одного из гидроцилиндров 11 блокировки. Каждый гидроцилиндр 6 слежения имеет корпус 16, соединенный торцом с корпусом 12 золотникового устройства, и шток 17 с поршнем. Шток золотника 13 шарнирно соединен с одной частью, а шток 17 - с другой частью вертикального шарнира. Одноименные полости гидроцилиндров 6 слежения соединены трубопроводами 18. Золотниковый распределитель 7 имеет корпус 19, в котором выполнены входной канал 20, связанный трубопроводом 21 с источником 4 давления, выходные каналы 22 и 23, соответственно соединяющие золотниковые полости 24 с подпоршневой 25 и надпоршневой 26 полостями гидроцилиндра 6 слежения, а также разгрузочные каналы 27, соединяющие полости 24 золотника 28 со сливным трубопроводом 29. Корпус 10 соединен с корпусом 16 одного из гидроцилиндров 6 слежения. С одной стороны золотника 28 размещается центробежный регулятор 8 и исполнительный гидроцилиндр 10. Центробежный регулятор 8 имеет корпус 30, шарнирно связанный с одной из полурам сочлененного транспортного средства, а также грузы 31, укрепленные шарнирно на траверсе 32, которая кинематически связана с приводным валом трансмиссии с помощью ведущей 33 и ведомой 34 шестерен. Грузы 31, снабженные рычагами 35, опираются на упор 36 золотника 28 через шарикоподшипники 37, вследствие чего центробежные силы грузов 31, передаваемые рычагами 35 на упор 36, воспринимаются пружиной 38. Корпус 39 каждого гидроцилиндра 11 блокировки имеет кинематическую связь с одной, а шток 40 - с другой частью горизонтального шарнира. Гидроцилиндры 6 слежения и золотниковые устройства 5 соединены с полурамами сочлененного транспортного средства через шарниры 55 и 56. Исполнительный гидроцилиндр 10 установлен на корпусе 19 центробежного регулятора 8, при этом поршень 64 связан с золотником 28 центробежного регулятора. Гидроцилиндр 9 имеет корпус 41, шарнирно связанный с полурамой 2 грузового звена, и поршень 42, в котором выполнено дросселирующее отверстие 43. Через дросселирующее отверстие 43 проходит стержень 44 переменного сечения, который крепится к торцам корпуса 41. Шток поршня 42 связан с полурамой 1 моторного звена через шарнир 54, а корпус - с полурамой грузового звена через шарнир 66. В корпусе 41 выполнено пять отверстий. Два из них, выполненные в торцах корпуса 41, соединены трубопроводами 45 и 46 с отверстиями в корпусе золотникового клапана 47. Отверстие 62 в середине корпуса 41 соединено трубопроводом 48 с торцом корпуса золотникового клапана 47. Два отверстия в боковой части корпуса 41 соединены трубопроводами с отверстием в корпусе гидроцилиндра 10 и подпитывающим трубопроводом 49. Золотниковый клапан 47 имеет золотник 50 и поршень 51, которые соединены общим штоком, а также пружину 52, прижимающую поршень к торцу корпуса клапана таким образом, что отверстие в боковой стенке 53, связанное трубопроводом 65 с отверстием в торце корпуса исполнительного гидроцилиндра 10, перекрывается золотником 50. Устройство для соединения полурам сочлененного транспортного средства работает следующим образом. При прямолинейном движении сочлененного транспортного средства с небольшой скоростью рабочая среда от источника 4 давления через трубопровод 21 по каналу 22 золотникового распределителя 7 текучей среды подается к золотнику 28. В связи с незначительными величинами центробежных сил, действующих на грузы 31, рычаги 35 удерживаются в статическом положении усилием пружины 38. Золотник 28 находится в статическом положении и перекрывает канал. Поскольку полости 25 и 26 гидроцилиндров слежения разобщены золотником 28, гидроцилиндры 6 слежения заблокированы. При повороте полурам сочлененного транспортного средства относительно друг друга вокруг горизонтального шарнира рабочая среда свободно перетекает из одной полости каждого гидроцилиндра 11 блокировки в другую и горизонтальный шарнир разблокирован. При повороте сочлененного транспортного средства налево полурамы складываются относительно вертикального шарнира и образуют между своими продольными осями угол







Класс B62D53/04 с транспортным средством, несущим значительную часть нагрузки другого транспортного средства и снабженным опорными приспособлениями для соединения с передней или задней частью другого транспортного средства