система автоматического управления курсом судна
Классы МПК: | G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов |
Автор(ы): | Робуш В.О., Острецов Г.Э., Лукомский Ю.А., Антоненко В.П., Кулаковский В.В., Николаенко Е.П., Мирошников А.Н. |
Патентообладатель(и): | Институт проблем управления РАН |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-05-23 публикация патента:
15.05.1994 |
Изобретение относится к управлению движением судами и кораблями. Цель изобретения - повышение качества стабилизации и автоматического управления судна по курсу, а также повышение безопасности судовождения. Для достижения цели в систему введен блок контроля и диагностики, позволяющий отключать в динамике сильно зашумленные измерения параметров движения судна и сигнализировать судоводителю о возникновении сбоев в работе системы. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КУРСОМ СУДНА, содержащая датчики положения руля, курса судна и угловой скорости судна, задатчик курса и сумматор-усилитель, а также два интегратора и три сумматора, причем датчик положения руля подключен к первому входу сумматора-усилителя и первому входу первого интегратора, выход которого подключен к второму входу сумматора-усилителя, первому входу второго интегратора и через первый сумматор - к второму входу первого интегратора, выход второго интегратора подключен к третьему входу сумматора-усилителя и через второй сумматор - к второму входу второго интегратора, выход датчика угловой скорости судна подключен к второму входу первого сумматора, а выходы датчика курса судна и задатчика курса подключены соответственно к первому и второму входам третьего сумматора, выход которого подключен к второму входу второго сумматора, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, в нее введен блок контроля и диагностики, содержащий три реле с замыкающими группами контактов, пять световых индикаторов, четвертый сумматор, интегрирующий усилитель, дифференцирующий конденсатор и масштабный резистор, причем масштабный резистор подключен к первому входу и выходу интегрирующего усилителя, выход которого также связан с первым световым индикатором, второй световой индикатор подключен к выходу четвертого сумматора, первый - четвертый входы которого связаны соответственно с выходами сумматора-усилителя, датчика угловой скорости судна, третьего сумматора и датчика положения руля, дифференцирующий конденсатор подключен к четвертому входу четвертого сумматора и к второму входу интегрирующего усилителя, третий вход которого связан с первым входом четвертого сумматора, управляющие входы первого, второго и третьего реле соединены соответственно с выходами первого, второго и третьего сумматоров, а третий, четвертый и пятый световые индикаторы связаны с сетью через замыкающие контакты соответственно первого, второго и третьего реле.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к управлению подвижными объектами, частности к управлению движением морскими судами и кораблями. Известны авторулевые для управления морскими судами, в которых для повышения точности стабилизации курса судна при построении закона управления в сигнал угла курса вводится коррекция по ошибке от угла крена. Полученные таким образом оценки сигнала угла курса исключают часть помехи в сигнале угла курса [1] . Недостатком авторулевого является зашумленность сигналов угла курса и производной от угла курса углами рыскания судна (высокочастотной компонентой) от воздействия морского волнения. Другим недостатком является отсутствие блока контроля и диагностики, что может привести к аварийной ситуации. В авторулевом, принятом за прототип, предложено использовать для формирования закона управления сигнал оценки угловой скорости судна, который вырабатывается с помощью модели движения судна. Система содержит датчики угла курса и угла перекладки руля, задатчик угла курса, блок формирования угловой скорости судна, суммирующий усилитель, выход которого подключен к рулевому приводу, а входы соединены соответственно с выходом модели движения судна, выходами датчика и задатчика курса, датчика положения руля. К входу модели движения судна подключен датчик положения руля, который через два интегратора подключен к выходу модели, в которую введено два сумматора с соответствующими связями для формирования сигнала оценки угловой скорости судна. Недостатком системы является отсутствие блока контроля и диагностики, что может привести к аварийной ситуации в случае сбоя (отказа) в работе: датчика курса; модели движения судна; суммирующего усилителя; регулятора рулевого привода (отключения питания регулятора рулевого привода). Цель изобретения - повышение безопасности управления. Это достигается введением блока контроля и диагностики, содержащего три реле, пять световых индикаторов, сумматор, интегратор, конденсатор и резистор. Указанные отличительные признаки в своей совокупности обеспечивают появление в заявленном объекте ряд новых свойств, заключающихся в определении и индикации судоводителю возможных отказов основных блоков системы, причем благодаря введению избыточных измерителей контролируют исправность датчиков входной информации о состоянии судна и рулевого привода по невязкам измерений углов курса и оценки угла курса (угла рыскания) и измерению угловой скорости и оценки угловой скорости по курсу. В блоке контроля и диагностики восстанавливается суммарный сигнал управления рулевым приводом, что позволяет диагностировать исправность модели движения судна и суммирующего усилителя; восстановление же истинной скорости перекладки руля и сравнение с заданной позволяет контролировать исправность работы рулевого привода. На чертеже приведена блок-схема предлагаемой системы. Система содержит датчики положения руля 1, угловой скорости судна 2, угла курса 3, задатчик 4 курса, модель 5 движения судна, сумматор-усилитель 6, рулевой привод 7, блок 8 контроля и диагностики, три интегратора 9-11, четыре суммаатора 12-15, три реле 16-18, пять световых индикаторов 19-23, резистор 24 и конденсатор 25. Датчики 1-4 могут быть серийно выпускаемые и устанавливаемые во всех авторулевых. Модель 5 движения судна формируется на аналоговых элементах: два интегратора 9 и 10 - операционные усилители типа 140-УД-8, два сумматора 14 и 15 - операционные усилители типа 140-УД-6. Сумматор-усилитель 6 может быть реализован на усилителе типа 140 УД-6, на выход которого подключен эмиттерный повторитель с мощностью выхода 5-10 Вт. Блок 8 контроля и диагностики 8 реализуется на операционных усилителях: сумматор 15 - "140 УД-6", интегратор 11 - "140-УД-8", трех электромагнитных реле типа РЭС-9 с одной нормально разомкнутой группой каждое,в качестве световых индикаторов 19-23 могут использоваться световые диоды, либо электролампы. Датчик 3 и задатчик 4 через сумматор 12 и датчики 1 и 2 подключены к входам модели 5 движения судна, выходы которой через сумматор-усилитель 6 соединены с рулевым приводом 7. Блок 8 контроля и диагностики в соответствии с блок-схемой, приведенной на чертеже, соединен с указанными датчиками, моделью 5 и сумматором-усилителем 6. Работа системы в динамике следующая. В системе автоматического управления курсом судна формируется закон управления рулевым приводом вида




























































(









Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов