способ сборки прямозубой конической передачи

Классы МПК:F16H1/14 с коническими колесами 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Институт машиноведения им.А.А.Благонравова РАН
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-09
публикация патента:

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: предварительно обеспечивают осевым смещением совмещение вершин и конусов сопрягаемых зубчатых колес. Фиксируют колеса в осевом направлении. Обеспечивают расчетный боковой зазор в зацеплении радиальным смещением. Дополнительно смещают одно из колес в осевом и радиальном направлении на расчетную величину, обеспечивающую снижение шума и вибрации. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

СПОСОБ СБОРКИ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ, заключающийся в том, что предварительно обеспечивают осевым смещением совмещение вершин конусов, сопряженных зубчатых колес, фиксируют колеса в осевом направлении, обеспечивают расчетный боковой зазор в зацеплении радиальным смещением колес, отличающийся тем, что, с целью снижения шума и вибраций передачи, одно из колес дополнительно смещают в осевом направлении на величину

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832Xi = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832, i= 1,2

и радиальном направлении на величину

fari = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832Xi tgспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128320способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832sinспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832i , i = 1,2 ,

где Zi - число зубьев колес;

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128320 - угол профиля зуба;

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832i - угол делительного конуса колес;

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 - разность основных шагов зубьев колес, вызванная упругими деформациями зубьев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению. Известен способ сборки конических передач, заключающийся в том, что колесам дают преднамеренные осевые смещения, которые назначают в зависимости от ожидаемой деформации опор зубчатых колес, а возникновение при осевых смещениях конических колес разности основных шагов зубьев шестерни и колеса предотвращают смещением второго колеса с соблюдением условия

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832х1 cos способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321 = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832x2 cos способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128322, где способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832х1; способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832х2 - осевые смещения соответственно шестерни и колеса; способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321; способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128322- углы делительных конусов соответственно шестерни и колеса.

При этом условии в каждом нормальном к зубьям сечении мы имеем зацепление пары зубьев с равными модулями и основными штангами.

m1 = m2; Pb1 = Pb2.

В передаче, работающей под нагрузкой, вследствие деформации собственно зубьев шестерни и колеса возникает разность основных шагов способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832Pb = Pb2 - Pb1. Попытка устранить ее за счет осевого смещения шестерни или колеса приводит к перекосу зубьев и, следовательно, к концентрации нагрузки в зацеплении. Поэтому возникающую от упругих деформаций разность основных шагов зубьев шестерни и колеса преднамеренно компенсируют при нарезании зубьев соответствующей корректировкой цепи обката зуборезного станка [1] .

Недостатком этого способа является то, что технология нарезания колес существенно усложняется. Кроме того, каждая пара колес, работающая при различной нагрузке, требует индивидуальной корректировки цепи обката зуборезного станка, что еще более усложняет технологию изготовления колес.

Известен способ сборки конической передачи, заключающийся в том, что осевыми смещениями колес добиваются их точного осевого положения. Затем компенсируют радиальную погрешность положения осей колес, отклонение межосевого угла и погрешность взаимного положения колес от упругих деформаций опор радиальными смещениями колес, осуществляемыми, например, с помощью косых шайб. Тем самым обеспечивается номинальное положение колес под нагрузкой, т. е. совпадение вершин начальных конусов и расчетный межосевой угол.

Однако при работе такой передачи зубья колес будут входить в зацепление с ударом вне линии зацепления, что обусловлено разностью основных шагов зубьев шестерни и колеса, связанной с неизбежными деформациями зубьев под нагрузкой.

Целью изобретения снижение шума и вибрации передачи. Поставленная цель достигается тем, что при сборке дополнительно смещают шестерню (или колесо) в осевом направлении на величину

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832xi= способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 i= 1; 2 и дополнительно смещают шестерню (или колесо) в радиальном направлении на величину

far = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832xi tg способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o sin способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832i, где Zi(1; 2) - числа зубьев шестерни и колеса; способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832о - угол профиля зуба; способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832pb - разность основных шагов зубьев шестерни и колеса, вызванная упругими деформациями зубьев.

При этом осевое смещение обеспечивает требуемую для безударного зацепления разность основных шагов шестерни и колеса, а радиальное - необходимо для восстановления номинального прилегания зубьев и, следовательно исключения концентрации нагрузки в зацеплении.

На фиг. 1 представлена коническая зубчатая передача в сборе; на фиг. 2 - схема осевого смещения шестерни.

Способ сборки конической зубчатой передачи заключается в том, что шестерне или колесу сообщают дополнительные осевые смещения, вызывающие требуемую разность основных шагов шестерни и колеса и компенсируют влияние этих смещений на контакт зубьев дополнительными радиальными смещениями одного из колес.

Конические зубчатые колеса 1 и 2 (см. фиг. 1) смонтированы в корпусах 3 и 4, между которыми установлено регулировочное устройство, выполненное, например, из двух поворотных косых шайб 5 и 6. Осевые положения колес при предварительной сборке обеспечиваются и фиксируются любым известным способом.

Способ реализуется следующим образом. Предварительно обеспечивают совпадение под нагрузкой вершин делительных конусов и расчетный боковой зазор в зацеплении осевым и радиальным смещением колес согласно [2] .

Затем, используя известные зависимости, оценивают деформации зубьев в зацеплении под нагрузкой. Эта величина должна соответствовать разности основных шагов зубьев ведущего и ведомого колес (0,03-0,05 мм). Дополнительным осевым смещением шестерни (колеса) на величину способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832х1(2) обеспечивают требуемую разность основных шагов.

Осевое смещение одного из колес на разность основных шагов зубьев шестерни и колеса влияет следующим образом. На фиг. 2 показано нормальное положение делительных конусов пары конических колес (тонкими линиями) и их положение после осевого смещения шестерни Z1 на величину способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832х1.

Тогда в сечении 1-1 R2-R1, а

R1" = R1 - способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832x1 cos способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321; R1 = m1Z1/2sin способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321. Модуль m1" в сечении на расстоянии R1" от вершины делительного конуса mспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 = mспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321- способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 Основной шаг зубьев в сечении 1-1 без смещения и после осевого смещения соответственно Pb1 = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832m1cosспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o; Pb"1 = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832m"1cosспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o, а разность основных шагов шестерни и колеса Pb1-Pbспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832= способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832Pb = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832

Чтобы восстановить номинальное прилегание зубьев, нарушенное указанными осевыми смещениями предлагается скомпенсировать их соответствующими расчетными дополнительными радиальными смещениями, которые не вызывают погрешностей основных шагов в зацеплении.

Величины требуемых радиальных смещений определим по зависимости, устанавливающей связь между погрешностями взаимного положения зацепляющихся конических зубатых колес и прилеганием зубьев

способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832(Es1+Es2)cosспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o- способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832farsinспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o- способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832Es1+Eспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832cosспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o+farcosспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 = 0

В передаче с зубчатыми колесами, нарезанными без всяких преднамеренных корректировок Es1 = Es2 = 0 и

farv sin способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o = -far cos способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o, где farv - изменения условного межосевого расстояния, связанное с осевыми смещениями колес.

Для рассматриваемого случая (см. фиг. 2) farv = способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832x1 sin способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321, поэтому величина компенсирующего радиального смещения будет

far= -farv способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832 = -способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832x1tgспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832osinспособ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128321 а для случая осевого смещения колеса

far = - способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832x2 tg способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 2012832o sin способ сборки прямозубой конической передачи, патент № 20128322.

Класс F16H1/14 с коническими колесами 

зубчатая передача преобразования крутящего момента с возможностью управляемого заклинивания -  патент 2523853 (27.07.2014)
промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета -  патент 2523360 (20.07.2014)
зубчатое колесо привода -  патент 2505723 (27.01.2014)
устройство для сборки конической зубчатой передачи -  патент 2481509 (10.05.2013)
способ сборки конической зубчатой передачи -  патент 2480645 (27.04.2013)
зубчатая передача - редуктор -  патент 2338101 (10.11.2008)
конический редуктор -  патент 2291336 (10.01.2007)
зубчатая передача -  патент 2288390 (27.11.2006)
редуктор беззазорный -  патент 2242649 (20.12.2004)
зубчатая коническая передача -  патент 2114342 (27.06.1998)
Наверх