способ определения трещинной пористости пород
Классы МПК: | G01V1/40 сейсмический каротаж |
Автор(ы): | Боярчук А.Ф., Шнурман Г.А., Багов Л.С. |
Патентообладатель(и): | Боярчук Алексей Федорович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-07-09 публикация патента:
30.04.1994 |
Использование: в промысловой геофизике, в том числе при определении трещинной пористости пород в разрезе нефтяных и газовых скважин. Сущность изобретения: в изучаемом разрезе проводят волновой акустический и гамма-гамма каротаж. По данным каротажа определяют коэффициент сжимаемости пород для двух значений плотности заполняющей скважину промывочной жидкости. При этом плотность увеличивают на 15 - 20% в зависимости от глубины скважины и допустимой величины давления гидроразрыва пород. Коэффициент пористости пород определяют с учетом коэффициентов сжимаемости пород, определенных по двум замерам, коэффициента сжимаемости матрицы (блока) и изменения плотности бурового раствора перед повторным исследованием.
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕЩИННОЙ ПОРИСТОСТИ ПОРОД, заключающийся в проведении в изучаемом разрезе скважины волнового акустического и плотностного гамма-гамма-каротажа, расчете с использованием полученных данных о скоростях прохождения продольных и поперечных волн и эффективной плотности пород коэффициента сжимаемости пород



KПТ=

где

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для определения трещинной пористости пород в разрезе нефтяных и газовых скважин. Известен способ оценки трещинной пористости пород по данным электрического каротажа, проведенного при заполнении скважины растворами различной минерализации (метод "двух растворов") [1] . Недостатком указанного способа является его громоздкость, а также низкая точность и достоверность полученных данных из-за искажающего влияния на результаты повторных исследований непостоянства удельного сопротивления боковой части породы и невозможность обеспечения в реальных условиях бурения скважины при образующейся зоне кольматации сколько-нибудь полной смены в трещинах фильтратов буровых растворов. Наиболее близким к заявляемому является способ определения трещинной пористости Кпт по данным волнового акустического каротажа (ВАК) с регистрацией полного волнового сигнала и плотностичного гамма-гамма каротажа (ГГК) с использованием выражения для эффективной сжимаемости







K









Kпт"= Kптe-




Kпт=

Экспериментальные и расчетные данные показывают, что наиболее достоверные результаты определения трещинной пористости при использовании предлагаемого способа достигаются в случае изменения противодавления на пласт перед повторным исследованием не менее, чем на 15% . Существенным отличием заявляемого способа оценки трещинной пористости от прототипа является то, что путем проведения измерений в скважине волновым акустическим и плотностным каротажем при различном напряженном состоянии горных пород в зоне исследований (при различных противодавлениях скважины на пласт) осуществляется непосредственное определение коэффициента сжимаемости трещин в естественных условиях залегания пород, за счет чего существенно повышается точность определения их трещинной пористости. На практике предлагаемый способ оценки трещинной пористости горных пород наиболее просто реализуется следующим образом. После вскрытия исследуемого разреза при выполнении комплекса промыслово-геофизических исследований проводится волновой акустический и плотностной гамма-гамма каротаж. Затем плотность заполняющего скважину бурового раствора увеличивают на 15-20% (в зависимости от глубины скважины и допустимой величины давления гидроразрыва пласта) и исследования ВАК и ГГК повторяют. По результатам выполненных исследований определяют коэффициент сжимаемости пород при различном противодавлении скважины на пласты, и по формуле (3) рассчитывают величину трещинной пористости изучаемых пород. Применение способа повышает точность определения трещинной пористости пород по данным геофизических исследований скважин, что обеспечивает более высокую достоверность оценки коллекторских свойств изучаемых отложений, снижает вероятность пропуска трещинных пластов и значительно сокращает непроизводительные затраты, связанные с испытанием плотных и непроницаемых участков разреза.
Класс G01V1/40 сейсмический каротаж