роторный двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Николаевский кораблестроительный институт им.С.О.Макарова
Приоритеты:
подача заявки:
1990-09-14
публикация патента:

Использование: для повышения экономичности, компактности, долговечности и упрощения конструкции роторных ДВС для объектов энергомашиностроения, тепловозов, судов, тракторов и автомобилей. Сущность изобретения: в корпусе эксцентрично установлен ротор с радиальными пазами, в которых размещены лопасти. Ротор и корпус выполнены сплошными из волокнистого углерод-углеродного композита или термостойкой керамики, а лопасти - в виде пакета пластин из углеграфитовой композиции. Внутренние поверхности деталей двигателя покрыты слоем карбида кремния. Все это позволяет двигателю работать эффективно без принудительного охлаждения и жидкой смазки. Наличие в теле ротора между пазами камер сгорания в виде цилиндрических или сферических углублений позволяет организовать эффективное сгорание топлива за счет вихревого движения заряда и снизить потери при переносе массы газа вращающимся ротором. 1 з. п. ф-лы, 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

1. РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий цилиндрический корпус с двумя торцевыми крышками, эксцентрично установленный в корпусе ротор с радиальными пазами, в которых размещены лопасти, а также системы топливоподачи и газообмена, отличающийся тем, что ротор и корпус выполнены сплошными из волокнистого углерод-углеродного композита или термостойкой керамики, лопасти - в виде пакета пластин из углеграфитовой композиции, а в теле ротора между пазами выполнены камеры сгорания в виде цилиндрических или сферических углублений.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что наружная поверхность ротора, внутренняя поверхность корпуса и боковые поверхности пластин дополнительно покрыты слоем карбида кремния.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к роторным двигателям, и может быть использовано в энергомашиностроении, тепловозостроении, судостроении, авиации и тракторо- и автомобилестроении.

Известно много конструкций роторных двигателей внутреннего сгорания: двигатель Кули (США), Амплебая (Англия), Валиндера и Скоога (Швеция), Ванкеля (ФРГ). Эти двигатели не получили широкого распространения из-за кинематической и технологической сложности, трудности уплотнения, охлаждения, смазки и смесеобразования. Все эти недостатки снижают надежность, моторесурс, экономичность двигателя.

Прототипом выбрана конструкция роторного двигателя внутреннего сгорания, содержащая цилиндрический корпус с двумя торцевыми крышками, эксцентрично установленный в корпусе ротор с радиальными пазами, в которых размещены лопасти, а также системы топливоподачи и газообмена.

Недостатком данной конструкции является чрезмерно сложное и громоздкое устройство ротора с внутренними полостями, приводом из зубчатой передачи и кулачковыми распредвалами, а также сложной системой газораспределения, уплотнения и охлаждения. Все это снижает надежность и экономичность двигателя, удорожает его изготовление, сборку, регулировку.

Целью изобретения является повышение экономичности, компактности и упрощение конструкции.

Указанная цель достигается за счет того, что роторный двигатель внутреннего сгорания имеет сплошной ротор с двумя или более лопастями, между которыми в роторе выполняются камеры сгорания сферического или цилиндрического типа, цилиндрический ротор эксцентрично расположен в цилиндрическом корпусе.

Способ работы роторного двигателя внутреннего сгорания организован таким образом, что процесс сжатия происходит при вращении ротора в полости между двумя соседними лопастями, включающей полость камеры сгорания, а процесс горения происходит, в основном, в полости камеры сгорания, а также в полости между лопастями при их положении максимального сжатия порции рабочего тела.

Крутящий момент на валу ротора создается за счет разности сил давления газов на более выдвинутую и менее выдвинутую лопасти. Процесс смесеобразования происходит в камере сгорания цилиндрической или сферической формы, а также в пространстве между лопастями с образованием вихревого движения топливного факела или топливовоздушной смеси.

Предлагаемая конструкция роторного двигателя и способ его работы может реализовать как четырехтактный, так и двухтактный цикл двигателя внутреннего сгорания (дизельного или карбюраторного).

На фиг. 1 и 2 показаны продольное и поперечное сечение роторной машины, выполненной в виде четырехтактного двухлопастного двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 3-11 - порядок работы двигателя и процессы, протекающие в двигателе за два полных оборота ротора; на фиг. 12 - поперечное сечение роторного двигателя, выполненного в виде двухтактного четырехлопастного роторного двигателя внутреннего сгорания.

Роторный двигатель в виде четырехтактного двухлопастного ДВС (фиг. 1 и 2) включает неподвижный цилиндрический корпус (статор) 1, эксцентрично расположенный ротор 2 с лопастями 3, две торцевые крышки 4 с подшипниками 5 вала 6 ротора 2, впускные 7 и выпускные 8 клапаны, распределительные валы 9,10, топливную форсунку 11, впускной коллектор 12, выпускной коллектор 13, топливный насос высокого давления, турбо- либо приводной нагнетатель, агрегаты привода вспомогательных систем (не показаны). Вместо форсунки может быть установлена свеча зажигания, а вместо топливного насоса высокого давления - карбюратор. В роторе 2 выполнены камеры сгорания 14 сферической или цилиндрической формы и радиальные пазы 15 для перемещения лопастей 3.

Роторный двигатель состоит из корпуса 1 с размещенными в нем клапанами 7 и 8, топливной форсункой 11 (либо свечой зажигания) и смонтированными на нем распределительными валами 9,10, топливным насосом высокого давления (либо карбюратором), нагнетателем воздуха, впускным коллектором 12 и выпускным коллектором 13. К корпусу 1 крепятся торцевые крышки 4, в подшипниках 5 установлен вал 6 эксцентрично расположенного по отношению к корпусу ротора 2. В роторе 2 в радиальных пазах размещены лопасти 3. В роторе между радиальными пазами выполнена камера сгорания сферической или цилиндрической формы.

Процессы, происходящие с рабочим телом, обозначены на фиг. 3-11 следующим образом: I - наполнение; II - сжатие; III - рабочий ход; IV - выпуск. Рабочий цикл организован следующим образом.

При повороте ротора по часовой стрелке в начальный момент времени открыты впускные и выпускные клапаны и происходит продувка нижней полости (фиг. 3). При дальнейшем повороте ротора начинается процесс наполнения I левой полости (фиг. 4) при давлении Pa или Рн. Процесс наполнения I заканчивается при повороте ротора на 180о (фиг. 5). При этом в нижней полости (фиг. 5) происходит продувка. В течение следующих 180оповорота ротора выпускной клапан закрыт и в правой полости (фиг. 6) происходит процесс сжатия II.

В левой полости (фиг. 6) происходит процесс наполнения I. Процессы сжатия II до давления Pb и наполнения I заканчиваются при повороте ротора на 360о от начального положения (фиг. 7). При этом закрывается впускной клапан, производится впрыск топлива (или воспламенение топливовоздушной смеси от свечи зажигания), воспламенение и горение топливовоздушной смеси (фиг. 7), повышение давления до максимального давления сгорания Pz.

При следующих 180о поворота ротора в левой полости (фиг. 8) происходит расширение продуктов сгорания - рабочий ход III, давление снижается до Pb. В правой полости (фиг. 8) происходит процесс сжатия II. Эти процессы заканчиваются при повороте ротора на 540о от начального положения (фиг. 9). В этот момент в нижней полости (фиг. 9) происходит впрыск топлива, воспламенение и горение топливовоздушной смеси другой порции.

В течение следующих 180о поворота ротора открывается выпускной клапан, в правой полости (фиг. 10) происходит процесс выпуска отработавших газов IV, а в левой полости (фиг. 10) - рабочий ход III. При этом цикл роторного четырехтактного двухлопастного ДВС завершается (фиг. 11) и начинается новый.

На фиг. 12 показано поперечное сечение роторного двигателя в виде двухтактного четырехлопастного роторного ДВС, включающего неподвижный цилиндрический корпус (статор) 1, торцевые крышки с подшипниками (не показаны), эксцентрично расположенный ротор 2 с углублениями 16 и прорезями 17, лопасти 3, вал 6 ротора, каналы 18,19 газораспределения, коллекторы 20,21 воздухоснабжения и газоотвода, форсунку 11 (либо свечу зажигания), топливный насос высокого давления с механизмом привода либо карбюратор (не показаны).

Роторный двигатель состоит из цилиндрического корпуса 1 с размещенными в нем каналами 18,19 газораспределения и топливной форсункой 11 (либо свечой зажигания). К корпусу при помощи шпилек крепятся торцевые крышки с подшипниками (не показаны). В подшипниках устанавливается вал 6 ротора 2 эксцентрично по отношению к корпусу. В роторе выполнены прорези 17 для перемещения в них лопастей 3. Между лопастями в корпусе ротора выполняются камеры сгорания в виде цилиндрических или сферических углублений 16. К корпусу крепятся коллекторы 20,21, топливный насос высокого давления (либо карбюратор) и приводной или турбонагнетатель (не показаны).

Работа роторного двигателя происходит в следующем порядке. При вращении ротора по часовой стрелке в момент совмещения полости между лопастями с каналом 19 происходит наполнение полости свежим зарядом воздуха при давлении Pa или Рн, продувка полости и частичная потеря заряда через канал 18. После того, как полость перестанет сообщаться с каналом 18 продолжается только процесс наполнения. Когда полость между лопастями перестает сообщаться с каналом 19, начинается процесс сжатия, продолжающийся 120-130о поворота ротора и заканчивающийся при достижении положении (с) минимального объема полости между лопастями (на фиг. 12 - в нижнем положении) с повышением давления до Рс. В этот момент через форсунку 11 впрыскивается порция топлива (либо поджигается топливовоздушная смесь от свечи зажигания), после чего происходит процесс сгорания топлива c-z с повышением давления до Рz и последующим процессом расширения z-b до начала открытия каналов 18. Процесс расширения продолжается в течение 120-130о поворота ротора до давления Pb. При открытии каналов 18 происходит процесс выпуска отработавших газов b-a с падением давления от Pb до Pa. При дальнейшем повороте ротора полость соединяется с каналами 19, цикл заканчивается и начинается новый. Аналогичные процессы повторяются в других соседних межлопастных рабочих объемах.

Таким образом, в двухтактном четырехлопастном роторном двигателе за один оборот двигателя происходит четыре вспышки и четыре рабочих цикла. При n лопатках при полном обороте двигателя происходит n впрысков топлива и соответственно n рабочих циклов.

При изготовлении цилиндров, роторов из керамики или углерод-углеродных композитов, а пластин лопастей из графитовых композитов роторный двигатель может работать эффективно без принудительного охлаждения и без жидкостной смазки.

При использовании углерод-углеродных композитов с низким значением коэффициента температурного расширения (до 10-7) для повышения срока службы внутренняя поверхность цилиндра, наружная поверхность ротора могут быть покрыты окислозащитной пленкой из пиролитического углерода, карбида кремния и др.

Технико-экономическая эффективность предлагаемой конструкции роторной машины заключается в том, что за счет упрощения конструкции и способа работы, организации воспламенения во внутренней межлопастной полости и камере сгорания и вихревого движения заряда, снижения массогабаритных характеристик повышается экономичность двигателя, увеличиваются надежность и моторесурс. Предложенная конструкция роторной машины является перспективной для транспортных и аварийно-спасательных систем в связи с резко уменьшенными массогабаритными характеристиками (в 5-10 раз) по сравнению с поршневыми традиционными двигателями в металлическом исполнении.

Примером предложенной конструкции двигателя внутреннего сгорания является опытный роторный двигатель марки РПД-4-роторный двигатель внутреннего сгорания, патент № 2011866с диаметром цилиндра 150 мм, диаметром ротора 120 мм, установленный с эксцентриситетом 12 мм с четырьмя лопастями, выполненными из углерод-углеродного композита.

Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием

сферический роторно-волновой двигатель с управляемыми параметрами -  патент 2529614 (27.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания: 6-ти тактный роторный двигатель с вращающимися запорными элементами, раздельными роторными секциями разного назначения, камерами сгорания неизменного объема, расположенными в рабочих роторах -  патент 2528796 (20.09.2014)
роторный двигатель -  патент 2528784 (20.09.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2527808 (10.09.2014)
двухсекционный роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525559 (20.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2524795 (10.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2511953 (10.04.2014)
роторно-поршневой двигатель "fym-2"(варианты) -  патент 2509222 (10.03.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2506439 (10.02.2014)
бескривошипный роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания изменяемой мощности -  патент 2506438 (10.02.2014)
Наверх