боевой механизм ткацкого станка
Классы МПК: | D03D49/26 боевые ударные механизмы, например для прокидки зажимных челноков |
Автор(ы): | Тарновский В.А., Шимонов В.В. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт "Геодезия" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-07-05 публикация патента:
30.04.1994 |
Сущность изобретения: боевой механизм ткацкого бесчелночного станка. Механизм имеет боевой рычаг, два упругих элемента, один из которых - разгонный торсион, и узел закрутки торсина. Другой упругий элемент выполняет роль тормоза. Энергия деформации упругого тормоза расходуется затем на закрутку разгонного торсиона. 2 з. п. ф-лы, 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
1. БОЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТКАЦКОГО СТАНКА, содержащий боевой рычаг и два упругих элемента, один из которых соединен с боевым рычагом, выполнен в виде торсиона, имеет узел его закрутки и установлен на оси качания боевого рычага, отличающийся тем, что, с целью снижения энергозатрат, второй упругий элемент кинематически связан с боевым рычагом для торможения последнего и накопления энергии, а цапфа боевого рычага имеет узел стопорения, при этом узел стопорения выполнен в виде корпуса, в котором расположена цапфа боевого рычага, содержащая заклинивающую пару, подпружиненные ролики которой расположены в клиновых пазах корпуса, выполненных так, что имеется возможность заклинивания цапфы в направлении вращения боевого рычага, и защелку, а цапфа имеет жестко связанный с ней сухарь, свободно установленное на ней кольцо с уступом и вилками для взаимодействия с роликами, причем сухарь имеет возможность поворота кольца, а защелка имеет возможность взаимодействия с уступом кольца при выводе роликов из клиновых пазов посредством вилки. 2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что второй упругий элемент выполнен в виде торсиона, соосно расположенного с первым торсионом, при этом оба торсиона соединены торцами посредством зубцов, между которыми имеется зазор, выбираемый к моменту торможения боевого рычага. 3. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что второй упругий элемент выполнен в виде блока тарельчатых пружин, имеющих возможность взаимодействовать с боевым рычагом.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ткацкому оборудованию и предназначено для использования в качестве боевого механизма ткацких бесчелночных станков. Боевой механизм в таких станках служит для разгона и броска прокладчика, проносящего уточную нить вырабатываемой ткани. Известны боевые механизмы, в которых бросок прокладчика осуществляется боевым рычагом, а источником энергии для резкого поворота рычага при броске является предварительно закрученный торсионный вал (или цилиндрическая пружина). Управление движением боевого рычага осуществляется рычажно-кулачковым механизмом [1] . После броска прокладчика боевой рычаг и связанные с ним рычажно-шарнирные звенья должны быть остановлены к очередному взводу механизма. Торможение осуществляется гидравлическим тормозом. Недостатком таких механизмов является безвозвратная потеря энергии, рассеиваемая тормозом. Известен боевой механизм по патенту N 917703 (заявитель - Швейцария), в котором часть энергии в процессе торможения может передаваться кулачку - маховику, а затем возвращаться и идти на полезную закрутку разгонного торсиона в очередном рабочем цикле. Однако этот же кулачок в процессе разгона боевого рычага с прокладчиком отбирает и часть полезной энергии, снижая эффективность работы данного боевого механизма, в частности снижая скорость броска прокладчика. Неизбежны также дополнительные потери на трение. В связи с этим принципиальным противоречием возможна только частичная оптимизация режима движения звеньев механизма и соответственно соотношения между полезной и теряемой частями энергии (количественных оценок в патенте не имеется). Прототипом изобретения принят боевой механизм ткацкого станка по авт. св. N 829742, схема которого дана на фиг. 1. Данный боевой механизм оснащен двумя торсионами. Один торсионный вал (торсион) 1 имеет соосно связанный с ним боевой рычаг 2. Узел взвода торсиона имеет кулачок 3, коромысло 4 и ряд других звеньев (не отмечено). Коромысло 4 на оси вращения имеет второй торсион 5. Нижнее плечо коромысла (не показано) связано с масляным тормозом 6. В узле взвода торсионов кулачок 3 вращается от привода станка и через коромысло 4 закручивает торсион 1 с боевым рычагом 2 на угол 30о, а торсион 5 - в противоположную сторону на угол, вдвое меньший, - 15о. Поскольку в изобретении новые решения не касаются узла закрутки, здесь и далее его работа и конструкция представлены в общем виде. После спуска механизма боевой рычаг резко поворачивается и разгоняет прокладчик 7. Разгон осуществляется обоими торсионами при угле поворота боевого рычага на 15о. В этом положении торсион 1 остается еще закрученным на 15о, а торсион 5 полностью раскручен (0о), и в этом же положении вступает в работу масляный тормоз 6. При торможении звеньев механизма часть энергии Fp рассеивается тормозом, а некоторая часть энергии Fт переходит в потенциальную энергию деформации закручиваемого в обратную сторону торсиона 5. Далее энергия Fт возвращается в виде части энергии, идущей на закрутку торсиона 1 в очередном рабочем цикле. Недостатком прототипа является безвозвратная потеря энергии Ер, рассеиваемой тормозом, а также достаточная сложность конструкции за счет необходимости введения самого узла масляного тормоза 6. Недостатком конструкции является также и то, что торсионный вал 5 работает в условиях знакопеременного циклического скручивания, что снижает предел выносливости материала вала. Целью изобретения является снижение затрат энергии на работу механизма за счет минимизации потерь и упрощение конструкции. Указанные цели достигаются за счет введения в предлагаемую конструкцию боевого механизма нескольких новых решений. Во-первых, разделены функции двух рабочих упругих элементов. Разгон осуществляется только одним элементом в виде торсиона, а другой упругий элемент начинает закрутку только в начале участка торможения подвижных звеньев и играет роль тормозного упругого элемента, который в данном механизме работает в условиях упругой деформации одного знака, что ведет к повышению предела выносливости и увеличению срока службы. Потенциальная энергия упругой деформации тормозного элемента при его раскрутке не теряется, а идет на полезную закрутку разгонного торсиона, что сокращает затраты энергии на работу механизма. Во-вторых, при указанном режиме торможения с помощью упругого элемента из конструкции боевого механизма выводятся такой сложный узел, как масляный (гидравлический) тормоз, и связанные с ним элементы привода. Третьей отличительной особенностью предлагаемого механизма является узел стопора цапфы боевого рычага. Данный узел удерживает во взведенном состоянии разгонный торсион с боевым рычагом после его закрутки за счет энергии, запасенной в тормозном упругом элементе. Удержание производится роликами в клиновых пазах, а управление положением роликов производится автоматически при повороте цапфы боевого рычага. Докрутка разгонного торсиона до заданного рабочего угла осуществляется узлом взвода торсиона. В двух дополнительных пунктах формулы изобретения даны варианты исполнения тормозного упругого элемента в виде торсиона и в виде блока тарельчатых пружин. Совокупность новых признаков в виде расстановки разгонного и тормозного элементов, введения стопора цапфы боевого рычага и отсутствия масляного (диссипативного) тормоза при снижении затрат энергии на работу боевого механизма неизвестна среди аналогов, что позволяет говорить о существенной новизне предлагаемого технического решения. На фиг. 1 изображена схема боевого механизма-прототипа; на фиг. 2 - принципиальная схема предлагаемого боевого механизма; на фиг. 3 - принципиальная схема узла стопора цапфы боевого рычага; на фиг. 4-6 - этапы работы узла стопора; на фиг. 7 а, б - схема тормозного элемента в виде торсионного вала; на фиг. 8 - схема тормозного элемента в виде пружинного блока. Все элементы предлагаемого боевого механизма представлены на фиг. 2. Положение боевого рычага 2 здесь дано во взведенном состоянии. Боевой механизм имеет разгонный упругий элемент в виде торсиона 1, на подвижном конце которого закреплен боевой рычаг 2. Для закрутки торсиона имеется связанный с боевым рычагом (стрелка В) узел 9 взвода (закрутки), показанный с боевым рычагом (стрелка В) узел 9 взвода (закрутки), показанный схематично. На фиг. 2 стрелка V показывает направление полета прокладчика 7 после боя. Показаны углы:



















Eп=

V - скорость броска прокладчика. Отношение полезной и общей энергий - есть коэффициент



Для механизма-прототипа затраты энергии в цикле равны
Eп

Е5 - энергия закрученного перед боем торсиона 5;
Ет - энергия торсиона 5, запасаемая в режиме торможения и идущая (возвращаемая) на закрутку разгонного торсиона 1. Здесь под энергией понимается потенциальная энергия деформация закрученного торсиона 1 или 5. Для рассматриваемого нового боевого механизма затраты энергии в рабочем цикле равны
Eн


Еп - полезная энергия;
К - коэффициент эффективности (К < 1), характеризующий полноту возврата энергии торможения, идущей на закрутку разгонного торсиона. Подстановкой (1), (3) и (4) в (2) определяются коэффициенты


n =

Проведенные при оговоренных выше условиях расчетные оценки по формулам (1-5) дают значение
n = 2,5
Таким образом, предлагаемый новый боевой механизм по использованию энергии в 2,5 раза эффективнее механизма-прототипа (и более чем в 3 раза эффективнее боевого механизма существующих ткацких станков типа СТБ. Данный показатель является весьма важным, поскольку в ткацком станке боевой механизм стоит в ряду основных потребителей энергии, а сами станки относятся в основном к оборудованию круглосуточной работы.
Класс D03D49/26 боевые ударные механизмы, например для прокидки зажимных челноков