способ оценки эффективности виброзащиты оборудования

Классы МПК:G01H17/00 Измерение механических колебаний или ультразвуковых, звуковых или инфразвуковых колебаний с использованием средств, не отнесенных к другим группам данного подкласса
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Летно-исследовательский институт им.М.М.Громова
Приоритеты:
подача заявки:
1989-09-05
публикация патента:

Использование: изобретение относится к приборо- и машиностроению. Сущность: способ заключается в определении массы и центра масс защищаемого объекта, а также координат точек крепления к нему амортизаторов и выбор амортизаторов. В точках крепления амортизаторов на входах системы виброзащиты, а также в контрольной точке защищаемого объекта измеряют вибронагрузки, оценивают и выделяют энергетические спектры независимых составляющих вибронагрузок на входах и соответствующие им вибронагрузки. На выходе системы виброзащиты определяют амплитудно-частотные характеристики для каждого из каналов, затем путем изменения жесткости или диссипации применяемых амортизаторов получают АЧХ системы виброзащиты, отвечающей заданным требованиям. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИБРОЗАЩИТЫ ОБОРУДОВАНИЯ, заключающийся в том, что регистрируют параметры вибрации на входе каждого канала виброзащиты оборудования, определяют амплитудно-частотные характеристики каждого канала виброзащиты, по которым судят о ее эффективности, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки виброзащиты, регистрируют параметры вибраций в контрольной точке объекта, выделяют энергетические спектры независимых составляющих параметров вибрации на входе каждого канала виброзащиты и соответствующих им независимых составляющих параметров вибраций в контрольной точке объекта, а амплитудно-частотные характеристики каждого из каналов виброзащиты определяют по зарегистрированным энергетическим спектрам.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к исследованиям устойчивости к вибрации и может быть использовано, например, при монтаже оборудования, подверженного вибрационным нагрузкам.

Известен способ монтажа системы виброзащиты оборудования, включающий определение центра масс, выбор места размещения амортизаторов на защищаемом оборудовании, а также подбор амортизаторов исходя из условия обеспечения равенства жесткостных характеристик попарно размещенных амортизаторов.

Известен способ монтажа системы виброзащиты оборудования, выбранный в качестве прототипа, включающий определение массы и центра масс защищаемого оборудования (расчетным или экспериментальным путем), определение координат точек крепления амортизаторов к защищаемому оборудованию, выбор амортизаторов по расчетным весовым нагрузкам исходя из требования соблюдения равного статического прогиба амортизаторов.

Недостатком данного способа является недостаточная эффективность виброзащиты объекта, так как при его реализации не учитывают динамические характеристики элементов крепления бортового оборудования к летательному аппарату, а также характер возбуждения по различным входам многоканальной системы виброзащиты.

Цель изобретения - повышение эффективности виброзащиты оборудования за счет выбора оптимальных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что в способе, включающем определение массы и центра масс защищаемого объекта, определения координат точек крепления амортизаторов к нему и выбор амортизаторов, в точках крепления амортизаторов на входах системы виброзащиты, а также в контрольной точке защищаемого объекта (выходе системы виброзащиты), измеряют виброускорения (вибронагрузки), оценивают и выделяют энергетические спектры независимых составляющих вибронагрузок на входах и соответствующие им вибронагрузки на выходе системы виброзащиты, на их основе определяют амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) для каждого из каналов (амортизаторов) системы, после чего путем изменения жесткости или/и диссипации применяемых амортизаторов получают амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) защищаемой системы, отвечающей заданным требованиям.

Анализ технических решений в данной и аналогичных областях техники выявил наличие решений, в которых производят измерения вибрационного воздействия в местах крепления амортизаторов и в контрольной точке на защищаемом объекте и в последующем определяют АЧХ в указанных точках. Однако, при этом не выделяют независимые вибровоздействия, присущие остальным входам, в силу чего оценка возможности виброзащиты объекта обладает значительной погрешностью.

На чертеже изображена схема многомерной (многоканальной) системы виброзащиты объекта.

Реакция многомерной системы амортизации рассматривается в виде частотного разложения

способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173i(f)= способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f)способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173k(f)+Ui(f) где способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f) - реакция системы амортизации в i конкретной точке;

способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173ik(f) - передаточная характеристика k-го канала системы виброзащиты относительно i точки;

способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173k(f) - воздействие по k-му каналу;

Ui(f) - неучтенные помехи (шум аппаратуры, шум на входе и т. п. ).

Решение системы находится в виде

Wilспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f)= способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f)способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173Wik(f) после процедуры типа способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f) способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173l(f) (l = 1, 2, . . . , n), где Wilспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f); Wlk(f) - автономные и взаимные спектры.

Используя математический с матричным представлением частотных функций множественной когерентности, решения для способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173ik(f) находится в следующем виде

способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f)способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173= способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 ,

где Mik(f)= Wспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173(f)[способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 20111732способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173/Lo(f)-способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 20111732способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173/L и Nik(f)= Wспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173Lk(f)[1-способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 20111732Lok/Lok(f)] - соответственно когерентные спектры выхода и входа относительно Кговхода:

способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 20111732способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173/Li(f)iспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 20111732способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173/Lok(f); способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 20111732L/Ln(f) - полная и усеченные матрицы вибрационных воздействий на входах и выходе системы, основанном на принципе поочередного "затормаживания" вибрационных нагрузок, действующих на входе и выходе каждого учтенного канала многомерной системы виброзащиты. Суть этого принципа состоит в том, что для входного и выходного вибропроцессов данного канала определяются соответствующие когерентные автоспектры, фильтрующие влияние случайных функций по остальным каналам.

В качестве примера конкретной реализации способа служит построение многоканальной системы виброзащиты аэрофотоаппарата на самолете Ту-154.

После изготовления опытного образца аэрофотоаппарата путем взвешивания на весах была определена его масса, которая составила приблизительно 500 кг.

Экспериментальным путем проведено определение центра тяжести методом вывешивания на тросах, при этом взвешивание аэрофотоаппарата выполнено поочередно в направлении трех его координатных осей. Центр тяжести аэрофотоаппарата находят на пересечении продолжения линии натяжения троса.

В соответствии с заданными по конструктивным соображениям координатам точек крепления четырех виброизоляторов, расположенных в горизонтальной плоскости, произведен расчет и выбор типоразмеров виброизоляторов для каждой заданной точки их установки. Расчет несущей нагрузки на виброизоляторы сделан по следующим зависимостям

Р1 + Р2 + Р3 + Р4 = G

Z1P1 + Z2P2 + Z3P3 + Z4P4 = 0

Х1Р1 + Х2Р2 + Х3Р3 + Х4Р4 = 0

Х1Х1Р1 + Х2Z2P2 + Х3Z3P3 + Х4Z4P4 = 0 где Рk - несущая нагрузка на k-тый виброизолятор;

Xk, Yk и Zk - координаты крепления k-го виброизолятора Yk = Y1 = Y2= Y3 = Y4

В соответствии с расчетной нагрузкой проведен подбор типоразмеров виброизоляторов, так для двух точек крепления использовано по одному виброизолятору ДКУ-120 с несущей способностью 120 кг, а для двух других - по одному виброизолятору ДКУ-120 и по два виброизолятора АПНМ-6 (с несущей способностью по 12 кг каждый).

Аэрофотоаппарат был установлен на самолете Ан-12 и в местах крепления виброизоляторов на фюзеляже, а также в контрольной точке на аэрофотоаппарате закреплены вибродатчики ускорения ВДВ-8. Самолет оборудован контрольно-записывающей аппаратурой, содержащей многоканальный магнитный регистратор 14СЧМ-3Б, а также многоканальный пьезовиброаппаратурой ПВА-3, позволяющими одновременно и синхронно регистрировать вибрационные нагрузки в местах размещения вибродатчиков на аэрофотоаппарате. На различных режимах (взлетах, горизонтальных режимах полета, посадках) производилось измерение и регистрация аналоговых реализаций вибронагрузок.

Полученные вибронагрузки одновременно и синхронно со стойки воспроизведения 14СЧМ-1Н введены в ЭВМ типа ЕС-1055, где по специализированным программам подвергнуты статистической обработке.

Вычислены автономные энергетические спектры по алгоритму. Если x(nспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 t) - выборочная реализация аналоговой реализации, то Х(Хспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 t) - является амплитудным спектром этой реализации, полученной с помощью БПФ, причем

X (kспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173f) = способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 x (nспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173t) l2способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173kn/N где t = n способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173t способ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173t = T/N;

f = Kспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 f

K - объем выборки внутри реализации;

n, K = 1, . . . , N-1.

Исходя из этого энергетические спектры

Wxx(f) = 2T X(Kспособ оценки эффективности виброзащиты оборудования, патент № 2011173 f)2

Графики полученных спектров входных вибронагрузок приведены на фиг. 2-5, а спектр реакции амортизирующей опоры - на фиг. 6.

По реализациям входных вибронагрузок Х(t) и реакции опоры Y(t) с использованием функций множественной когерентности находят когерентные спектры входов.

По отношению соответствующих когерентных спектров определены частные амплитудно-частотные характеристики отдельных каналов виброзащиты, зависящие в основном от эффективности используемых виброизоляторов.

При анализе полученных результатов принималось решение о доработке системы амортизации аэрофотоаппарата для снижения уровня угловых виброускорений и виброскоростей на частотах до 50 Гц. Для этого производилась замена виброизоляторов на тех каналах, у которых были худшие частные амплитудно-частотные характеристики (коэффициент динамичности - наибольший и высокие резонансные частоты), ими оказались каналы, содержащие виброизоляторы АПНМ-6.

Использование предлагаемого способа позволяет доработать систему виброзащиты (путем изменения жесткостных диссипативных характеристик амортизаторов для отдельных каналов или изменения мест крепления этих амортизаторов) и добиться оптимальной защиты бортового оборудования с учетом индивидуальных характеристик элементов крепления и интенсивности передаваемой через него вибронагрузки. (56) Справочник по судовой акустике. Л: Судостроение, 1978, с. 398-400.

Класс G01H17/00 Измерение механических колебаний или ультразвуковых, звуковых или инфразвуковых колебаний с использованием средств, не отнесенных к другим группам данного подкласса

способ диагностирования состояний пчелиных семей по их акустическому шуму -  патент 2443982 (27.02.2012)
измеритель вибрации -  патент 2439508 (10.01.2012)
способ виброобработки маложестких деталей для снижения в них остаточных напряжений -  патент 2424101 (20.07.2011)
устройство для измерения мощности ультразвукового излучения -  патент 2421694 (20.06.2011)
способ определения диаграммы направленности пьезоэлектрического преобразователя (варианты) -  патент 2415388 (27.03.2011)
способ оценки распределения плотности энергии в ультразвуковом поле -  патент 2386111 (10.04.2010)
измеритель шума и вибрации -  патент 2308007 (10.10.2007)
вибрационный датчик -  патент 2303245 (20.07.2007)
способ определения информативных частотных полос акустического сигнала пчелиных семей при распознавании их состояний -  патент 2287138 (10.11.2006)
способ обнаружения помпажа и оценки параметров помпажных колебаний в компрессорах газотурбинных установок -  патент 2273831 (10.04.2006)