зубчатая передача с торцевыми зубьями

Классы МПК:F16H55/08 профилирование
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Бернацкий Игорь Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-16
публикация патента:

Использование: в зубчатых передачах и может найти применение при проектировании передаточных механизмов, дезинтеграторов для измельчения материалов. Сущность изобретения: передача содержит ведомое колесо 1, зубья которого выполнены с выпуклыми рабочими поверхностями, и ведущее колесо 4, зубья 5 которого выполнены с вогнутыми взаимосопрягаемыми рабочими поверхностями. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ТОРЦЕВЫМИ ЗУБЬЯМИ, содержащая ведомое и ведущее колеса с рабочими поверхностями зубьев, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем повышения плавности работы передачи, рабочие поверхности зубьев ведомого колеса выполнены выпуклыми, а рабочие поверхности зубьев ведущего колеса выполнены вогнутыми и взаимно сопрягаемыми по всей высоте зубьев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано при проектировании передаточных механизмов, дезинтеграторов для измельчения материалов.

Известна передача с торцовыми зубьями, содержащая ведущие и ведомые колеса [1] .

Недостатком этой передачи является невысокая плавность работы.

Известна зубчатая передача с торцовыми зубьями с параллельными осями колес, зубья ведомого колеса которой выполнены с плоскими рабочими поверхностями, а рабочая выпуклая поверхность зубьев ведущего колеса представляет собой часть поверхности "улитки Паскаля" [2] .

Недостатком известной передачи является невысокая плавность работы. При малом числе зубьев из-за сильного подрезания зуба ведущего колеса его профиль невозможно изготовить сопряженным по всей высоте, сопряжение происходит только по кромке зуба вблизи полюса зацепления и это приводит к неравномерности вращения ведомого колеса. В прототипе "улиткой Паскаля" является не профиль зуба ведущего колеса, а линия зацепления колес в передаче.

Цель изобретения - повышение надежности путем повышения плавности работы передачи.

Это достигается тем, что в известной зубчатой передаче, содержащей ведомое и ведущее колеса с рабочими поверхностями зубьев, согласно изобретению рабочие поверхности зубьев ведомого колеса выполнены выпуклыми, а рабочие поверхности зубьев ведущего колеса выполнены вогнутыми и взаимосопрягаемыми по всей высоте зубьев.

На фиг. 1 изображена предлагаемая передача; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Зубчатая передача с торцовыми зубьями содержит ведомое колесо 1, зубья 2 которого выполнены с выпуклыми рабочими поверхностями 3, и ведущее колесо 4, зубья 5 которого выполнены с вогнутыми рабочими поверхностями 6.

Профили рабочих поверхностей ведущего и ведомого колес выполнены взаимоогибаемыми, для каждой точки контакта которых соблюдается основная теорема зацепления n зубчатая передача с торцевыми зубьями, патент № 2011078v= 0, где n - вектор нормали к поверхности сопряженных зубьев в точке контакта; v - вектор относительной скорости.

Передача работает следующим образом.

При вращении ведущего колеса 4 его зуб 5 входит в зацепление с зубом 2 ведомого колеса и передает ему вращательное движение. Взаимное обкатывание профилей зубьев происходит по всей высоте с постоянным передаточным отношением, что снижает вероятность кромочных ударов при пересопряжении зубьев. В результате плавность работы передачи повышается.

(56) 1. Авторское свидетельство СССР N 892062, кл. F 16 H 55/08, 1976.

2. Авторское свидетельство СССР N 506714, кл. F 16 H 55/08, 1973.

Класс F16H55/08 профилирование

Наверх