подольский акселерометр линейного ускорения
Классы МПК: | G01P15/00 Измерение ускорения и замедления; измерение импульсов ускорения |
Автор(ы): | Музычук Федор Максимович, Музычук Антон Максимович |
Патентообладатель(и): | Музычук Федор Максимович, Музычук Антон Максимович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-10-05 публикация патента:
30.03.1994 |
Изобретение относится к приборостроению. Сущность изобретения: акселерометр содержит корпус с боковыми полками в виде швеллера в сечении, направляющий стержень, расположенный вдоль оси чувствительности и подвижно установленный в соосные отверстия боковых полок корпуса, зубчатое колесо, являющееся инерционным грузом, установленное на оси, которая вставлена подвижно в сквозную полость, расположенную в средней части направляющего стержня, зубчатую рейку, соединенную с объектом и кинематически связанную с зубчатым колесом, шкальное отсчетное устройство, стрелка которого связана с направляющим стержнем, а шкала расположена на корпусе. Кроме того, акселерометр содержит демпфер. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
ПОДОЛЬСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР ЛИНЕЙНОГО УСКОРЕНИЯ1. Акселеpометp линейного ускоpения, содеpжащий коpпус с боковыми полками в виде швеллеpа в сечении, напpавляющий стеpжень, pасположенный вдоль оси чувствительности, установленный на напpавляющий стеpжень и подпpужиненный относительно коpпуса инеpционный гpуз, демпфеp и pегистpатоp, отличающийся тем, что с целью исключения систематической ошибки от силы тяжести, в него введены кинематически связанные между собой зубчатое колесо, являющееся инеpционным гpузом, и зубчатая pейка, котоpая соединена с объектом, пpичем зубчатое колесо установлено на напpавляющем стеpжне, котоpый подвижно установлен в соосные отвеpстия боковых полок коpпуса, пpи этом pегистpатоp выполнен в виде шкального отсчетного устpойства, стpелка котоpого связана с напpавляющим стеpжнем, а имеющая возможность пpедваpительной настpойки шкала pасположена на коpпусе. 2. Акселеpометp по п. 1, отличающийся тем, что зубчатая pейка установлена подвижно в соосные отвеpстия боковых полок коpпуса, а ее пpодольная ось паpаллельна напpавляющему стеpжню. 3. Акселеpометp по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что напpавляющий стеpжень в сpедней части имеет осевую сквозную полость, в котоpой на оси подвижно установлено зубчатое колесо.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения линейного ускорения самых различных конструктивных элементов механизмов и машин (объектов), совершающих преимущественно возвратно-поступательное прямолинейное движение. Такие линейные ускорения в настоящее время часто измеряются маятниковыми акселерометрами (см. Коновалов С. Ф. , Никитин Е. А. , Селиванова Л. М. , Гироскопические системы. Проектирование гироскопических систем. Ч. III, Акселерометры, датчики угловой скорости, интегрирующие гироскопы и гироинтеграторы. М. : Высшая школа, 1980, с. 7, рис. 1-2. ). Конструкция такого акселерометра состоит с двух частей:жестко связанного с объектом измерения корпуса, в котором размещены подпружиненный относительно корпуса снабженный валом и грузом маятниковый чувствительный элемент, преобразующий угловое перемещение вала в электрический сигнал движковый потенциометр, успокаивающий колебания груза цилиндрическо-поршневой гидравлический демпфер; связанного с неподвижной стойкой преобразователя, полученного в процессе измерения электрического сигнала в визуально определяемые показания шкальным отсчетным устройством значения измеряемого линейного ускорения. Первый недостаток рассматриваемого маятникового акселерометра заключается в том, что для его использования необходим источник электрической энергии. Такой генератор электрического тока является своего рода составной частью акселерометра. Вторым недостатком аналога является то, что при повышенных значениях линейного ускорения силы инерции вызывают существенные деформации или даже разрушения измеряемого объекта. Третий недостаток аналога - его конструктивная сложность. Четвертым недостатком аналога является его невысокая точность визуально определяемых значений линейного ускорения объекта. Данный недостаток вызван главным образом двумя причинами. Известно, что важнейшее требованием в инерционном измерителе линейного ускорения - требование совпадения его оси чувствительности с направлением движения измеряемого объекта. Особенностью же маятникового акселерометра линейного ускорения является то, что в процессе измерения направление его оси чувствительности относительно направления движения измеряемого объекта изменяется. Поэтому принятая в аналоге равномерность шкалы отсчетного устройства линейного ускорения является весьма приближенной. В современных механизмах и машинах значение угла наклона








q












а) определенного постоянного значения момент пар сил инерции зубчатого колеса 4 относительно связанной с направляющим стержнем 2 поддерживающей ось 5. Направление данного момента пар сил инерции будет по часовой стрелке;
б) приложенная к направляющему стержню 2 (по его продольной оси) осевая сила инерции. Значение этой осевой силы инерции пропорционально как моменту инерции зубчатого колеса 4, так и значению линейного ускорения объекта 12. В рассматриваемом случае направление отмеченной осевой силы инерции будет в левую сторону, т. е. противоположно направлено перемещению объекта 12. При этом произойдет сжатие левой пружины 3 и определенное перемещение в правую сторону (относительно "0" отметки на шкале 9) указательной стрелки 10. Чем больше установившееся значение рассматриваемого линейного ускорения измеряемого объекта 12, тем будет больше установившееся отклонение в правую сторону указательной стрелки 10. В случае установившегося направленного в левую сторону равноускоренного прямолинейного движения связанного с рейкой 6 измеряемого объекта 12 будет равноускоренно вращаться, но уже по часовой стрелке (относительно поддерживающей оси 5), зубчатое колесо 4. Учитывая вышеизложенное, следует, что при данном движении объекта 12 происходит сжатие уже правой пружины 3 и определенное перемещение в левую сторону (относительно "0" отметки на шкале 9) указательной стрелки 10. При рассмотренных равноускоренных прямолинейных движениях измеряемого объекта 12 направление его скорости совпадает с направлением его линейного ускорения, а осевая сила инерции действует в сторону, противоположную движению. В случае же равнозамедленного движения объекта 12, когда линейное ускорение направлено в сторону, обратную скорости, осевая сила инерции действует по направлению его движения. Связанный с направляющим стержнем 2 поводком 8 гидравлический демпфер 7 реагирует только на линейную скорость этого стержня. Он гасит его нежелательные колебания при переходных процессах. В рассматриваемых случаях при установившихся режимах поводок 8 подвергается смещениям, аналогичным смещениям указательной стрелки 10. На этих особенностях базируются рабочие процессы акселерометра при неравномерноускоренном и неравномернозамедленном линейном ускорении объекта 12. Отличительной особенностью здесь является только то, что в связи с инерционностью находящихся в движении ряда конструктивных элементов акселерометра, упругостью пружин 3, гидравлическим сопротивлением демпфера 7 и показания отсчетного устройства при переходных процессах содержат некоторую динамическую ошибку. Использование настоящего изобретения позволяет выполнить измерения линейного ускорения конструктивных элементов механизмов и машин без источника электрической энергии при существенном уменьшении значений воздействующих на измеряемые объекты сил инерции, практически полностью исключить систематиче- ские ошибки акселерометра в связи с наличием составляющей ускорения силы тяжести инерционного груза и связанных с ним конструктивных элементов. (56) Коновалов С. Ф. и др. Гироскопические системы. Проектирование гироскопических систем. Ч. III. Акселерометры. М. : Высшая школа, 1980, с. 7, рис. 1-2.
Класс G01P15/00 Измерение ускорения и замедления; измерение импульсов ускорения