судно

Классы МПК:B63B3/08 с разъемным соединением 
Патентообладатель(и):Мороцкий Ор Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1989-11-16
публикация патента:

Использование: область судостроения, конструкция носовой оконечности судна. Сущность изобретения: судно содержит корпус 1 и отделяемую носовую часть 2, причем разъем отделяемой носовой части 2 выполнен между днищевой обшивкой и вторым дном корпуса. Корпус 1 судна снабжен крюкообразными двуплечими рычагами 5, каждый из которых соединен с соответствующим гидроцилиндром, размещенным в полости корпуса 1, а в отделяемой носовой части 2 выполнены фигурные полости, каждая из которых имеет возможность взаимодействия с соответствующим двуплечим рычагом 5. Корпус 1 судна также снабжен катками 11, расположенными на уровне разъема, и конусными фиксаторами 13, размещенными на вертикальной стенке разъема. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

СУДНО , содеpжащее коpпус с двойным дном и с отделяемой носовой частью, отличающееся тем, что pазъем отделяемой носовой части выполнен между днищевой обшивкой судна и его втоpым дном, пpи этом коpпус судна снабжен кpюкообpазными двуплечими pычагами, каждый из котоpых соединен с соответствующим гидpоцилиндpом, pазмещенным в полости, выполненной в коpпусе судна, а в отделяемой носовой части судна выполнены фигуpные полости, каждая их котоpых имеет возможность взаимодействия с соответствующим двуплечим pычагом, пpичем коpпус судна снабжен катками, pасположенными на уpовне упомянутого pазъема, ось вpащения каждого из котоpых оpиентиpована пеpпендикуляpно диаметpальной плоскости судна, а веpтикальная стенка коpпуса судна в pайоне pазъема снабжена конусными фиксатоpами, каждый из котоpых выполнен с возможностью взаимодействия с соответствующей нишей, выполненной на веpтикальной стенке отделяемой носовой части судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, а конкретно к конструкции носовых оконечностей судов.

Известно составное судно, имеющее полностью отделяемую носовую часть.

Однако при отделении носовой части от такого судна в аварийной обстановке последнее имеет резко сниженные мореходные качества и надежность, так как оставшаяся открытая передняя вертикальная часть судна сильно снижает скорость судна и повреждения слемингу на встречном волнении.

Цель изобретения - сохранение высоких мореходных качества и надежности судна после самостоятельного снятия с мели путем оставления носовой части на мели.

На фиг. 1 изображено предложенное судно после посадки на мель носовой оконечностью; на фиг. 2 - судно после оставления отделяемой подводной носовой части на мели; на фиг. 3 - гидроцилиндр с рычагом; на фиг. 4 - фиксирующий поясок; на фиг. 5 - вид по стрелке А на фиг. 2.

Судно содержит корпус 1 и отделяемую подводную носовую часть 2. Корпус 1 имеет наклонную разъемную носовую днищевую поверхность 3 с полостями 4, где размещены крюкообразные двуплечие рычаги 5 на осях 6, шарнирно соединенные с гидроцилиндрами 7, связанными с гидросистемой судна (на чертежах не показана) и шарнирно соединенными с кронштейнами 8, размещенными на планках 9, которые соединены с днищевой поверхностью 3. Корпус 1 на горизонтальной разъемной днищевой поверхности 10 имеет катки 11 с осями вращения, перпендикулярными продольной оси судна, а на вертикальной разъемной стенке 12 - конусные фиксаторы 13. Отделяемая часть 2 имеет по верхней кромке фиксирующий поясок 14, в наклонной разъемной поверхности 15 - фигурные полости 16, а в вертикальной разъемной стенке 17 - ниши 18.

Судно эксплуатируется следующим образом. Спуск судна с продольного стапеля производится без отделяемой подводной носовой части 2 с применением простейшей баксовой балки в виде ящика. Носовая часть 2 спускается на воду краном и ей с помощью балластировки и понтона придается горизонтальное положение в притопленном состоянии. Затем корпус 1 судна надвигается наклонной поверхностью 3 на отделяемую носовую часть 2 при полностью втянутых штоках гидроцилиндров 7 и утопленных в полостях 4 крюкообразных рычагах 5 до тех пор, пока носовая оконечность корпуса 1 судна не упрется в фиксирующий поясок 14, а конусные фиксаторы 13 на разъемной стенке 12 не войдут в ниши в стенке 17 подводной части 2. Затем в гидроцилиндры 7 подается жидкость так, чтобы их штоки выдвигались. При этом крюкообразные двуплечие рычаги 5, поворачиваясь вокруг осей 6, выступают из полостей 4 корпуса 1 и входит в фигурные полости 16 отделяемой части 2, которая прочно поджимается разъемной поверхностью 15 к наклонной днищевой поверхности 3 корпуса 1, после чего гидроцилиндры 7 ставятся на известные гидрозамки и судно готово к обычной эксплуатации, во время которой гидроцилиндры 7 поочередно и по оному приводятся в действие для проверки их готовности к работе. При посадке судна на мель носовой оконечностью в штормовых условиях и невозможности снятия с мели путем отработки заднего хода гидроцилиндры 7 снимаются со своих гидрозамков и в них подается жидкость так, чтобы их штоки втягивались при работающем гребном винте назад. При этом крюкообразные двуплечие рычаги 5, поворачиваясь на осях 6, выходят из фигурных полостей 16 отделяемой части 2 и утапливаются в полостях 4 корпуса 1 судна, наклонные разъемные поверхности 3 и 15 расцепляются, конусные фиксаторы 13 выходят из ниш 18 вертикальной разъемной стенки 17 отделяемой носовой части 2 и корпус 1, прокатываясь катками 11 на разъемной днищевой поверхности 10 по отделяемой днищевой части 2, освобождается от последней и избегает опасности. Для повышения надежности каждый гидроцилиндр 7 может снабжаться отдельной гидросистемой с ручным приводом, в щель между разъемными поверхностями 3 и 15 может подаваться обработанный слабый ток воды, штоки гидроцилиндров 7 могут быть заключены в эластичные и герметичные рукава, а катки 11 могут выполняться из некорродирующего материала.

Эксплуатация предложенного судна позволяет сохранить высокие мореходные качества судна после самостоятельного снятия с мели путем оставления подводной части на мели, так как оставшаяся носовая часть имеет острые обводы. Эксплуатация предложенного судна приводит к повышенной его надежности, так как после оставления подводной части на мели слеминг основной носовой части судна сведен к минимуму. (56) Заявка Великобритании N 2173744, кл. B 63 B 3/08, опублик. 1986.

Наверх