регулируемая по высоте и углу наклона нулевая колонка транспортного средства

Классы МПК:B62D1/18 эластичные или регулируемые, например наклоняемые
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Концерн "Амкодор"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-03-19
публикация патента:

Использование: в области транспортного машиностроения. Сущность изобретения: качающаяся часть рулевой колонки 1 снабжена наружной втулкой 21. Втулка 21 через внутреннюю втулку 23 надета на ось 17, причем втулка 23 на наружной поверхности снабжена винтовой канавкой 24, а с внутренней имеет продольный паз. Радиально установленный в оси 17 палец входит в паз втулки 23, а палец, установленный во втулке 21, входит в канавку втулки. На неподвижную трубку 12 навернута гайка 14 с внутренним коническим срезом, которая охватывает втулку 13 с продольными прорезями. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

РЕГУЛИРУЕМАЯ ПО ВЫСОТЕ И УГЛУ НАКЛОНА РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содеpжащая две соосные телескопически связанные части, опоpу для поддеpживания колонки с возможностью качания вокpуг попеpечной оси, замки для запиpания колонки в любом положении по высоте и углу наклона, оpганы упpавления замками, отличающаяся тем, что замок для запиpания колонки в опpеделенном угловом положении выполнен с наpужной втулкой, жестко связанной с качающейся частью pулевой колонки, и внутpенней втулкой, котоpая выполнена со скошенными симметpично тоpцами, а ее наpужная повеpхность выполнена с винтовой канавкой, внутpенняя втулка pазмещена между упоpами с возможностью пеpемещений по оси и зафиксиpована на этой оси от повоpота, а наpужная втулка снабжена pадиально установленным пальцем, входящим в зацепление с винтовой канавкой внутpенней втулки, внутpенняя втулка в любом положении зафиксиpована на оси двумя клинообpазными элементами, кинематически связанными с оpганом упpавления замком, а замок для запиpания колонки пpи pегулиpовании ее по высоте обpазован втулкой с пpоpезями и гайкой с внутpенним коническим сpезом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым колонкам мобильной колесной техники.

Известна телескопическая рулевая колонка для автомобилей, содержащая неподвижную трубчатую деталь и подвижную часть, которая может телескопически перемещаться внутри первой.

Недостаток такой рулевой колонки заключается в том, что отсутствует возможность регулирования угла наклона самой колонки.

Известна телескопическая рулевая колонка с регулируемым углом наклона, содержащая две соосные части, установленные с возможностью телескопического перемещения между собой, опору для поддерживания колонки с возможностью качания вокруг поперечной оси и замки.

Недостаток этой рулевой колонки заключается в сложном конструктивном исполнении как самой колонки, так и замков для ее запирания в любом телескопическом и угловом положении.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение удобства пользования рулевой колонкой.

Указанная цель достигается тем, что замок для запирания колонки в угловом положении выполнен с наружной втулкой, жестко связанной с качающейся частью рулевой колонки, и внутренней втулкой, которая выполнена со скошенными симметрично торцами, а ее наружная поверхность снабжена винтовой канавкой, причем внутренняя втулка размещена между упорами с возможностью ее перемещения в осевом направлении и закреплена на оси от поворота, а наружная втулка снабжена радиально установленным пальцем, входящим в зацепление с винтовой канавкой внутренней втулки, кроме того, фиксация внутренней втулки в любом ее положении на оси выполнена при помощи двух клинообразных элементов, кинематически связанных с органом управления замком, а замок для запирания колонки в телескопическом положении снабжен разрезной втулкой с прорезями в осевом направлении и гайкой с внутренним коническим срезом.

Указанные отличительные признаки позволяют сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "новизна". Признаки, отличающие заявляемое техническое решение от прототипа, не выявлены в других технических решениях при изучении данной и смежной областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "Существенные отличия".

На фиг. 1 представлена конструктивная схема регулируемой по высоте и углу наклона рулевой колонки; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.

Рулевая колонка 1 содержит две соосные части 2 и 3 с возможностью их телескопического перемещения относительно друг друга, рулевой механизм 4, рулевой вал 5, устройства 6 и 7 регулирования угла наклона и фиксации телескопических перемещений соосных частей 2 и 3. Рулевой вал 5 размещен внутри соосных частей 2 и 3 и состоит из двух валов 8 и 9, которые связаны между собой при помощи шарнира 10 и муфты 11. Соосные части 2 и 3 рулевой колонки 1 охватываются неподвижной трубой 12, которая снабжена резьбой в верхней части, и втулкой 13 с прорезями в осевом направлении, верхний конец которой имеет наружный конический срез. На трубу 12 навернута гайка 14 с внутренней конической поверхностью, охватывающая втулку 13. На рулевом механизме 4 установлено устройство 6 регулирования угла наклона, которое содержит корпус 15, в котором установлены соосно две горизонтальные оси 16 и 17 и зафиксированы от проворота в корпусе 15 с помощью штифтов 18 и 19. Труба 12 снабжена кронштейном 20, который при помощи наружных втулок 21 и 22 надевается с одной стороны (слева) непосредственно на ось 16, с другой стороны (справа) через внутреннюю втулку 23 со скошенными торцевыми поверхностями на ось 17. Внутренняя втулка 23 снабжена на внешней поверхности винтовой канавкой 24, а с внутренней имеет продольный паз 25, в который входит радиально установленный в оси 17 палец 26. Наружная втулка 22 кронштейна 20 снабжена пальцем 27, входящим в зацепление с канавкой 24 внутренней втулки 23. По обе стороны втулки 23 размещены два клинообразных элемента 28 и 29, перемещение которых в осевом направлении ограничено телом оси 17. Клинообразные элементы 28 и 29 кинематически связаны с органом управления устройством 6 регулирования угла наклона рулевой колонки.

Регулирование высоты рулевой колонки 1 и изменение ее углового положения осуществляется следующим образом. Для изменения высоты рулевой колонки оператор отворачивает гайку 14 на трубе 12. При этом внутренняя коническая поверхность гайки 14 перестает сжимать втулку 13 с прорезями и последняя под действием сил упругости примет свое исходное состояние, при котором она не является стопором для верхней соосной части 2 рулевой колонки. В этом случае оператор получает возможность переместить вдоль оси верхнюю часть 2 относительно неподвижной трубы 12 в пределах, определяемых длиной взаимодействия соосных частей 2 и 3. После установки требуемой высоты рулевой колонки путем наворачивания гайки 14 на трубу 12 происходит зажим втулки 13 за счет взаимодействия внутреннего конического среза гайки 14 с наружным конусом втулки 13. Вследствие осевых прорезей втулки 13 последняя обладает известной податливостью и способна превращаться в цанговый зажим для подвижной соосной части 2. Поскольку положение втулки 13 в пространстве является определенным за счет трубы 12 и гайки 14, то, зажав подвижную часть 2 втулкой 13, оператор обеспечит ее фиксацию в пространстве. Для регулирования угла наклона оператору необходимо, воздействуя на клинообразные элементы 28 и 29, выставить их из отверстий оси 17 и тем самым освободить внутреннюю втулку от осевой фиксации на оси 17. После этого оператор имеет возможность изменить угловое положение рулевой колонки 1, например наклонить на себя.

В результате такого движения наклон неподвижной трубы 12, связанной с соосными частями 2 и 3, вызовет поворот кронштейна 20. Левая наружная втулка 21 кронштейна 20 провернется на оси 16, а проворот правой втулки 22 вызовет перемещение внутренней втулки 23, поскольку, вращая втулку 22, оператор оказывает усилие через палец 27 и канавку 24 на втулку 23. Однако последняя не в состоянии провернуться на оси 17 из-за пальца 26, входящего в паз 25 втулки 23. Результатом воздействия на втулку 23 со стороны наружной втулки 22 через палец 27, канавку 24 и пальца 26, паза 25 является осевое перемещение самой втулки 23 по оси 17 вправо или влево (в зависимости от направления винтовой канавки 24 и направления отклонения рулевой колонки 1). После отклонения рулевой колонки 1 на необходимый угол оператор позволяет клинообразным элементам 28 и 29 известными способами зафиксировать положение втулки 23 на оси 17 за счет взаимодействия элементов 28 и 29 со скошенными торцами втулки 23. Рулевая колонка 1 занимает определенное угловое положение.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет легко и удобно регулировать как высоту самой рулевой колонки, так и ее угловое положение. (56) Патент США N 4649769, кл. B 62 D 1/18, опублик. 1984.

Класс B62D1/18 эластичные или регулируемые, например наклоняемые

автомобиль с установленным с возможностью изменения положения рулевым колесом и с установленной с возможностью изменения положения приборной доской -  патент 2141904 (27.11.1999)
регулируемая по углу наклона рулевая колонка транспортного средства -  патент 2031032 (20.03.1995)
регулируемая рулевая колонка -  патент 2025367 (30.12.1994)
Наверх