тренажер механика-водителя танка

Классы МПК:G09B9/04 наземными 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Войсковая часть 68054
Приоритеты:
подача заявки:
1990-05-03
публикация патента:

Использование: в технических средствах обучения. Сущность изобретения: реализация более точного принципа регистрации ошибки при скатывании машины на подъеме. Для этого тренажер снабжен счетной декадой ошибки скатывания на подъеме с формирователем стробирующего сигнала, инвертором, счетчиком импульсов, формирователем импульсов, блоком сравнения кода, формирователем кода порогового числа импульсов и элементом ИЛИ. Сигнальные входы формирователя стробирующего сигнала и формирователя импульсов соединены с соответствующим выходом блока динамики движения, пороговый вход формирователя стробирующего сигнала подключен к соответствующему выходу пульта управления, а вспомогательный вход формирователя импульсов соединен с разрешающим выходом блока измерительных датчиков кабины, в качестве которого могут быть использованы сигнальный выход выключателя заднего хода либо совокупность сигнальных выходов выключателя сцепления и нейтрали рычага переключения, объединенных через элемент ИЛИ. 2 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ТАНКА, содержащий пульт инструктора, первый выход которого соединен с первым входом блока динамики движения, блок считывания информации, вход которого подключен к выходу блока имитации визуальной обстановки, а первый выход - к второму входу блока динамики движения, блок определения величины смещения центра тяжести танка, первый вход которого соединен с вторым выходом блока считывания информации, первый выход - с входом блока имитации визуальной обстановки, а второй выход - с третьим входом блока динамики движения, блок измерительных датчиков кабины, первый вход которого подключен к первому выходу блока динамики движения, а первый выход - к второму входу блока определения величины смещения центра тяжести танка, исполнительный механизм, первый и второй входы которого соединены с вторыми выходами блока динамики движения и блока измерительных датчиков кабины, а выход - с вторым входом последнего, блок регистрации ошибок, первый и второй входы которого подключены к третьим выходам блока динамики движения и блока измерительных датчиков кабины, а выход - к входу пульта управления, отличающийся тем, что, с целью повышения качества обучения путем регистрации ошибки при неуправляемом скатывании на спуске, в него введена счетная декада ошибки скатывания на спуске с формирователем стробирующего сигнала, инвертором, счетчиком импульсов, формирователем импульсов, блоком сравнения кода, формирователем кода порогового числа импульсов и элементам ИЛИ, причем сигнальные входы формирователя стробирующего сигнала и формирователя импульсов соединены с четвертым выходом блока динамики движения, пороговый вход формирователя стробирующего сигнала подключен к второму выходу пульта инструктора, а выход - к разрешающему входу счетчика импульсов и через инвертор - к его входу сброса, выход формирователя импульсов соединен со счетным входом счетчика импульсов, а вспомогательный вход - с четвертым выходом блока измерительных датчиков кабины, входы блока сравнения кода соединены с выходами счетчика импульсов и формирователя кода порогового числа импульсов, а выход - с третьим входом блока регистрации ошибок.

2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в качестве четвертого выхода блока измерительных датчиков кабины использован сигнальный выход выключателя заднего хода.

3. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в качестве четвертого выхода блока измерительных датчиков кабины использована совокупность сигнальных выходов выключателя педали сцепления и нейтрали рычага переключения, объединенных через элемент ИЛИ.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к техническим средствам обучения.

Известный кинотренажер содержит блок имитации визуальной обстановки, блок считывания информации, блок динамики движения, пульт инструктора, кабину с приводом качания, блок измерительных датчиков и блок определения величины смещения центра тяжести танка.

Недостатком тренажера является неточный принцип регистрации ошибки при неуправляемом скатывании на спусках и подъемах, который заключается в измерении скорости скатывания и фиксации ошибки при скатывании со скоростью более 5 км/ч. В этом случае скатывание с меньшей скоростью даже на всю длину спуска за ошибку не считается.

Целью изобретения является повышение качества обучения на тренажере путем регистрации ошибки при неуправляемом скатывании на спусках и подъемах.

Это достигается тем, что тренажер механика-водителя танка дополнительно содержит счетную декаду ошибки скатывания с формирователем стробирующего сигнала, инвертором, счетчиком импульсом, формирователем импульсов, блоком сравнения кода, формирователем кода порогового числа импульсов и элементом ИЛИ, причем сигнальные входы формирователя стробирующего сигнала и формирователя импульсов соединены с третьим выходом блока динамики движения, пороговый вход формирователя стробирующего сигнала подключен к второму выходу пульта инструктора, а выход - к разрешающему входу счетчика импульсов и через инвертор - к его входу сброса, выход формирователя импульсов соединен со счетным входом счетчика импульсов, а вспомогательный вход - с разрешающим выходом блока измерительных датчиков кабины, входы блока сравнения кода соединены с выходами счетчика импульсов и формирователя кода порогового числа импульсов, а выход - с третьим входом блока регистрации ошибок.

В качестве первого разрешающего выхода блока измерительных датчиков кабины использованы сигнальный выход выключателя заднего хода.

В качестве второго разрешающего выхода блока измерительных датчиков использована совокупность сигнальных выходов выключателя педали сцепления и нейтрали рычага переключения, объединенных через элемент ИЛИ.

На фиг. 1 представлена структурная схема тренажера, в котором реализуется фиксация ошибки скатывания на спуске; на фиг. 2 - структурная схема, реализующая фиксацию ошибки скатывания на подъеме.

Тренажер содержит блок 1 имитации визуальной обстановки, блок 2 считывания информации, блок 3 динамики движения, пульт 4 инструктора, блок 5 определения величины смещения центра тяжести танка, исполнительный механизм 6 привода кабины, блок 7 измерительных датчиков кабины, блок 8 регистрации ошибок и счетную декаду 9 ошибки скатыкания. Блок 1 выходом через блок 2 связан с входом блока 3, один из выходов которого соединен с пультом 4 инструктора, другой - с блоком 5. Выходы блока 3 соединены с исполнительным механизмом 6, блоком 7, блоком 8 и счетной декадой ошибки скатывания. Блок 7 выходами связан с механизмом 6, блоком 5, через блок 8 с пультом 4, двумя выходами со счетной декадой 9, ошибки скатывания. Счетная декада 9 содержит формирователь 10 стробирующего сигнала, инвертор 11, счетчик 12, формирователь 13 импульсов, блок 14 сравнения кода формирователь 15 кода порогового числа импульсов и элемент ИЛИ 16. При этом сигнальные входы формирователя стробирующего сигнала 10 и формирователя 13 соединены с третьим выходом блока 3, пороговый вход формирователя 1, подключен к второму выходу пульта 4, а выход - к разрешающему входу счетчика 12 и через инвертор 11 - к его входу сброса. Выход формирователя 13 соединен со счетным входом счетчика 12, а вспомогательный вход - с разрешающим выходом блока 7. Входы блока 14 соединены с выходами счетчика 12 и формирователя 15, а выход - с третьим входом блока 8.

Первым разрешающим выходом блока 7 использован сигнальный выход выключателя заднего хода (фиг. 2), вторым разрешающим выходом - совокупность сигнальных выходов выключателя педали сцепления и нейтрали рычага переключения передач, объединенных через элемент ИЛИ 16 (фиг. 1).

Ошибки скатывания регистрируются следующим образом.

После остановки на спуске (фиг. 1) и дальнейшем неуправляемом скатывании, т. е. при выжатой педали сцепления и нейтральном расположении рычага переключения передач соответствующий сигнал о наличии положительной скорости вырабатывается в блоке 3. Этот сигнал, по уровню пропорциональный скорости скатывания, посту пает на формирователь 10 и формирователь 13 счетной декады 9. Одновременно на формирователь 10 поступает сигнал с пульта 4. При значении величины этого сигнала, равного пороговому или больше его, формирователь 10 вырабатывает сигнал стандартного уровня и подает его в счетчик 12 и инвертор 11. Сигнал, поступивший в формирователь 13 с блока 3, формируется в импульсы, например, прямоугольной формы стандартного уровня, частота которых пропорциональна скорости скатывания. Эти импульсы при наличии разрешающего сигнала со схемы ИЛИ 16 поступают на счетчик 12. Разрешающий же сигнал на схеме ИЛИ 16 может возникнуть в случае, когда скатывание на спуске происходит при выжатой педали сцепления или нейтральном положении рычага переключения передач, т. е. при наличии на входе схемы ИЛИ 16 одного или одновременно двух сигналов с блока 7. Счетчик 12 при отсутствии сигнала с инвертора 11 производит счет импульсов и подает его на схему 14. Одновременно на блок 14 с формирователя 15 поступает сигнал, соответствующий предельному значению расстояния неуправляемого скатывания (например, 3 м). Схема сравнения кода 14 производит постоянное поразрядное сравнение кода, выработанного счетчиком 12, с кодом, поступающим с формирователя 15. При совпадении кодов на выходе блока 14 вырабатывается сигнал ошибки, поступающий в блок 8. При появлении на выходе формирователя 10 сигнала нулевого уровня на выходе инвертора 11 появляется сигнал единичного уровня, за счет чего в счетчике 12 производится сброс, схема счета ошибки скатывания проводится в исходное положение.

Ошибка скатывания на подъеме регистрируется аналогично вышеописанному. Отличие заключается в следующем.

Сигнал, пропорциональный скорости скатывания и поступающий в формирователь стробирующего сигнала, имеет знак "-".

Разрешающий сигнал на формирователь 13 поступает непосредственно с концевого выключателя передачи заднего хода блока 7.

Изобретение позволяет расширить обучающие свойства тренажера водителя танка за счет обеспечения возможности более точной регистрации ошибки неуправляемого скатывания на подъемах и спусках. (56) Авторское свидетельство СССР N 1066358, кл. G 09 B 9/04, 1981.

Класс G09B9/04 наземными 

способ контроля отката транспортного средства -  патент 2527596 (10.09.2014)
автобусный тренажер -  патент 2467400 (20.11.2012)
бортовой тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2433483 (10.11.2011)
тренажер для обучения машинистов локомотива -  патент 2430427 (27.09.2011)
способ фиксации ошибок перемещения автомобиля на автодроме -  патент 2416124 (10.04.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2410756 (27.01.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2396604 (10.08.2010)
танковый тренажер -  патент 2355040 (10.05.2009)
устройство для обучения эвакуации машин -  патент 2324981 (20.05.2008)
тренажер транспортного средства -  патент 2320022 (20.03.2008)
Наверх