способ получения высокооктанового бензина
Классы МПК: | C10G59/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций только путем двух или более процессов риформинга или путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного процесса, не изменяющего существенно интервал кипения бензино-лигроиновой фракции |
Автор(ы): | Каракуц В.Н., Махов А.Ф., Судовиков А.Д., Навалихин П.Г., Теляшев Г.Г., Мальцев А.П., Дейнеко П.С., Емельянов В.Е., Никитина Е.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное предприятие "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-05-13 публикация патента:
15.03.1994 |
Сущность изобретения: высокооктановый бензин получают каталитическим риформингом прямогонной бензиновой фракции. 30 - 90% полученного бензина риформинга фракционируют и выделяют фракцию, выкипающую в интервале 35 - 150 С. Эту фракцию в количестве 40 - 70% смешивают с 10 - 30% бензина каталитического риформинга и до 100% добавляют алкилбензина. 2 табл. 3 пр.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОАКТИВНОГО БЕНЗИНА путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием полученного бензина риформинга, отличающийся тем, что фракционированию подвергают 30 - 90 мас. % бензина риформинга с выделением фракции, выкипающей в интервале 35 - 150oС, и смешиванием ее с алкилбензином и бензином каталитического риформинга при следующем соотношении компонентов, мас. % :Фракция бензина риформинга 40 - 70
Бензин каталитического риформинга 10 - 30
Алкилбензин До 100
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности, к способу получения высокооктанового бензина и может быть использовано на установках каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций с целью получения авиационного бензина Б-91/115. Известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций в присутствии алюмоплатинового катализатора при температуре 480-530оС, давлении до 40 атм с последующей ректификацией продуктов риформинга на две фракции: первой фракции с температурой конца кипения 120оС и ниже, и второй фракции с температурой начала кипения 120оС и выше. Первую фракцию подвергают контактированию с алюмоплатиновым катализатором с последующим смешением продуктов контактирования со второй фракцией. Известен также способ получения автомобильного бензина путем многоступенчатого риформинга прямогонных бензиновых фракций, проводимого в присутствии алюмоплатинового катализатора, включающий ректификацию жидких продуктов риформинга перед последней ступенью с получением первой и остаточной фракции, имеющей температуру начала кипения в пределах 85-104оС, подачу ее на последнюю ступень риформинга и смешение полученных продуктов с первой фракцией [2] . Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по существу является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга бензиновых фракций с последующей ректификацией полученного риформата. Ректификацию проводят с получением фракции, выкипающей в пределах от 40-65оС до 140-165оС и остаточной фракции с последующим деалкилированием остаточной фракции. Остаточную фракцию подвергают термическому каталитическому гидродеалкилированию или каталитическому деалкилированию в присутствии водяного пара [3] . Недостатком известных способов является невозможность получения высокооктанового бензина требуемого фракционного состава, а также большие энергозатраты на ректификацию всего объема риформата. Изобретение направлено на разработку способа получения высокооктановых бензинов, позволяющего при расширении ресурсов авиационных бензинов обеспечить снижение энергозатрат и экономию дефицитных компонентов (толуола, этиловой жидкости) на их производство. Предлагается способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции с последующим фракционированием полученного риформата, согласно которому фракционированию подвергают 30-90 мас. % бензина каталитического риформинга, при этом выделяют фракцию, выкипающую в пределах 35-150оС, которую затем смешивают с алкилбензином и бензином каталитического риформинга при их количестве, соответственно, мас. % : 40-70, 20-40, 10-30;Способ осуществляют следующим образом. Прямогонную бензиновую фракцию 75-180оС подвергают каталитическому риформингу в присутствии Рt - содержащего катализатора при температуре 470-520оС и давлении 1,5-3,5 МПа, 30-90 мас. % полученного бензина подвергают фракционированию с выделением фракции, выкипающей в пределах 35-150оС, которую затем смешивают с алкилбензином и бензином каталитического риформинга при их количестве, соответственно, мас. % : 40-70, 20-40 и 10-30. Этим способом получают основу авиационного бензина, в которую добавляют присадки в соответствии с ГОСТ 1012-72: тетраэтилсвинец (ГОСТ 988-65) до 2,5 г на 1 кг; антиокислители: агидол-1 (ТУ 38.5901237-90) до 0,01 мас. % или 4-оксидифениламина (ТУ 6-14-524-77) до 0,005 мас. % ; красители (органический жирорастворимый зеленый, 6Ж ТУ 6-14-1021-79 или органический зеленый антрахиновый, ТУ 6-36-5800167-985-90) 6

Класс C10G59/00 Обработка бензино-лигроиновых фракций только путем двух или более процессов риформинга или путем по крайней мере одного процесса риформинга и по крайней мере одного процесса, не изменяющего существенно интервал кипения бензино-лигроиновой фракции