устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Авиационный комплекс им.С.В.Ильюшина
Приоритеты:
подача заявки:
1991-01-11
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам, обеспечивающим вписывание закрылка в контур крыла, и может быть использовано при сборке и эксплуатации самолета. Цель изобретения - снижение трудоемкости навески закрылка, улучшение технологичности процессов навески и вписывания, снижение массы устройства, повышение точности вписывания закрылка в контур крыла. Устройство содержит механизм навески закрылка с рельсами и балками, шаблон контура крыла, монтажные фиксаторы, связанные одними концами с консольной частью рельсов закрылка, а другими - с балками закрылка. Между нижней поверхностью закрылка и верхней поверхностью балок установлены регулировочные прокладки. Шаблон установлен только по нижнему контуру крыла и зафиксирован на контрольно-фиксирующих отверстиях рельсов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕСКИ И ВПИСЫВАНИЯ ЗАКРЫЛКА В КОНТУР КРЫЛА/ содержащее механизм навески закрылка с рельсами и балками и шаблон контура крыла, отличающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости навески закрылка, улучшения технологичности процессов навески и вписывания, снижения массы устройства и повышения точности вписывания закрылка в контур крыла, устройство снабжено монтажными фиксаторами, связанными одними концами с консольной частью рельсов закрылка, а другими - с балками закрылка, регулировочными прокладками, установленными между нижней поверхностью закрылка и верхней поверхностью балок, при этом шаблон установлен по нижнему контуру крыла и зафиксирован на контрольно-фиксирующих отверстиях рельсов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, преимущественно к производству и эксплуатации летательных аппаратов, а именно к устройствам, обеспечивающим вписывание закрылка в контур крыла, и может быть использовано при сборке и эксплуатации самолета.

Известно устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла летательного аппарата, содержащее шаблоны замкнутого типа, базируемые по переднему и заднему лонжеронам крыла, и эксцентриковые втулки на каретках закрылка, посредством которых вписывают закрылок в контур крыла, при этом диапазон регулировок практически не превышает +2 мм.

Известно также устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла летательного аппарата, содержащее механизм навески закрылка с балками и с рельсами и шаблон контура крыла. Эквидистантные замкнутые контурные шаблоны состоят из двух половин, установлены на крыле и опираются по переднему и заднему лонжеронам крыла. Механизм навески закрылка (каретки закрылка) оснащен эксцентриковыми втулками, с помощью которых закрылок вписывается в контур установленных на крыле шаблонов. Вращением эксцентриковых втулок закрылок перемещают по высоте сечения до обеспечения вписывания в контур крыла. Кроме того, в карданном механизме закрылка установлены эксцентриковые вертикальные оси, с помощью которых закрылок перемещается вдоль оси Z с целью обеспечения зазоров между агрегатами и для совмещения кареток с рельсами навески закрылка.

Недостатками известного устройства являются

большая трудоемкость монтажа шаблонов и малая их жесткость из-за больших габаритов и большого веса (особенно для тяжелых летательных аппаратов);

невозможность применения таких шаблонов в условиях эксплуатации, так как в связи с большими размерами на них сильно влияет ветровая нагрузка;

недостаточно малая величина регулировки (вписываемости) закрылка по высоте, так как имеются ограничения по габаритам эксцентриковых втулок;

недостаточная величина регулировки перемещения закрылка вдоль оси Z, ограниченная размером эксцентриковых вертикальных осей. Увеличение эксцентриситета приводит к развороту закрылка в плане.

Целью изобретения является снижение трудоемкости навески закрылка, улучшение технологичности процессов навески и вписывания, снижение массы устройства, повышение точности вписывания закрылка в контур крыла.

Это достигается тем, что устройство, содержащее механизм навески закрылка с балками и с рельсами и шаблон контура крыла, снабжено монтажными фиксаторами, связанными одними концами с консольной частью рельсов закрылка, а другими - с балками закрылка, регулировочными прокладками установленными между нижней поверхностью закрылка и верхней поверхностью балок, при этом шаблон установлен по нижнему контуру крыла и зафиксирован на контрольно фиксирующих отверстиях рельсов.

На фиг. 1 показана установка шаблонов на крыле; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - размещение регулировочных прокладок между балкой и закрылком.

Устройство для навески и вписывания закрылка в контур крыла содержит имитирующие нижний теоретический контур 1 крыла 2 незамкнутые шаблоны 3, установленные на рельсах 4 с базой по контрольно-фиксирующим отверстиям 5 и 6. Эти шаблоны смещены относительно оси рельса на 150-200 мм. На консольной части 7 рельсов размещены монтажные фиксаторы 8, присоединенные к балке 9 каждого механизма. На нижней поверхности закрылка и верхней поверхности балок выполнены площадки 10,11, между которыми установлены регулировочные прокладки 12 толщиной 4-6 мм для компенсации неточности сборки. На нижней поверхности закрылка нанесены установочная линия L, смещенная от оси рельса на размер, равный размеру смещения шаблона. Смещение на 150-200 мм шаблонов 3 относительно оси рельса выполнено исходя их необходимости установки шаблонов на гладкой поверхности закрылка в обход выступающих деталей (100-155 мм) механизма навески закрылка. В то же время смещение шаблонов приводит к уменьшению жесткости их крепления. Толщина регулировочных прокладок в 4-6 мм выбрана исходя из обеспечения регулировки закрылка по высоте "плюс-минус". На рельсы закрылка устанавливаются шаблоны 3 и фиксируются на контрольно-фиксирующие отверстия 5 и 6, по которым рельс устанавливается на крыле при сборе в стапеле.

После установки шаблонов на рельсах и установки монтажных фиксаторов 8 и соединения их с балками 9 механизма закрылок с помощью домкратов или других приспособлений подводится к крылу. В этот момент установочная линия совмещается с плоскостью шаблона. Затем положение закрылка регулируется по высоте путем замера зазоров между закрылком и шаблоном 3. Установленное положение закрылка определяет необходимая толщина прокладок 12.

Преимущества предложенного устройства по сравнению с известным заключаются в том, что снижается трудоемкость, повышается технологичность и точность вписывания закрылка в контур крыла, уменьшаются габариты и масса контурных шаблонов крыла, повышается безопасность работ. Так как имитируется только нижний контур крыла в зоне закрылка, представляется возможным сократить размеры шаблона и выполнить их незамкнутыми.

Поскольку габариты шаблонов значительно уменьшились, сокращается трудоемкость их изготовления и установки на крыле, увеличивается точность имитации теоретического контура крыла, так как используется стапельная база установки рельсов на крыле. Опирание агрегата на балке при навеске обеспечивает безопасность монтажников при этом не требуется специальных дистанционных монтажных захватов для направления кареток на рельсы. Изобретение дает возможность использовать данное устройство при монтаже новых закрылков в условиях эксплуатации. (56) Техническое требование к обводам и качеству поверхности крыла изделия "86" чертеж 1.1801.200 3.000, глава VIII х2. Документация предприятия, 1975.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)
Наверх