вертолет
Классы МПК: | B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них |
Автор(ы): | Таранцев Александр Алексеевич, Чернов Владимир Глебович |
Патентообладатель(и): | Таранцев Александр Алексеевич, Чернов Владимир Глебович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-08-19 публикация патента:
15.03.1994 |
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании перспективных моделей вертолетов. Технической задачей изобретения является повышение функциональной эффективности. Вертолет содержит фюзеляж 1, автономную поворотную кабину 2 экипажа с катапультируемыми креслами 8 и системой 11 управления с кабелем 16, грузовой отсек 6, несущий винт 3, переднее 4 и заднее 5 шасси, фонарь 10 и направляющие 9. Кабина поворачивается вокруг продольной оси вертолета. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
1. ВЕРТОЛЕТ, содержащий фюзеляж с грузовым отсеком и баками, двигательную установку с несущим винтом и автоматами перекоса и управления шагом лопастей несущего винта, хвостовую балку с компенсирующим винтом, шасси и автономную кабину экипажа с катапультируемыми креслами и системой управления, отличающийся тем, что автономная кабина экипажа связана с фюзеляжем шарнирно с возможностью поворота вокруг продольной оси вертолета, а приводом ее поворота с фиксатором снабжен или фюзеляж, или сама кабина. 2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что шасси закреплено на нем шарнирно с возможностью поворота вокруг продольной оси вертолета.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании перспективных вертолетов. Известны вертолеты, содержащие фюзеляж с кабиной и шасси, двигательную установку (ДУ) с несущим винтом (НВ) и автоматом перекоса и управления шагом лопастей (АП), хвостовую балку с компенсирующим винтом, систему управления (СУ). При всем широком разнообразии конструкций вертолетов открытыми остаются следующие вопросы: безопасное катапультирование экипажа в аварийной ситуации и посадка на наклонные площадки. Целью изобретения является повышение функциональной эффективности. Для этого кабина вертолета связана с фюзеляжем шарнирно с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, а кресла экипажа выполнены катапультируемыми. Фюзеляж содержит или одно опорное колесо или пару колес на качающейся подвеске, а кабина снабжена разнесенной парой колес. На фиг. 1 показан предлагаемый вертолет; на фиг. 2 - то же, боковой разрез; на фиг. 3 - катапультирование экипажа; на фиг. 4 - посадка на наклонную плоскость; на фиг. 5 - вариант подвески заднего шасси. Вертолет состоит из фюзеляжа 1, кабины 2, НВ 3, хвостовой балки с компенсирующим винтом, шасси - переднего 4 и заднего 5. Фюзеляж 1 содержит ДУ, АП с НВ 3, топливные баки и грузовой (функциональный) отсек 6. Шасси 5 выполнено в виде одного колеса или пары колес, установленной на фюзеляже 1 с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси О3 на подвеске с пружинами 7. Фюзеляж 1 содержит также хвостовую балку с приводом от ДУ на компенсационный винт. Кабина 2 содержит катапультируемые кресла 8 для экипажа, размещенные на направляющих 9 и снабженные пороховыми ускорителями и парашютами, а также сбрасываемые фонари 10, СУ 11 и шасси 4. Фюзеляж 1 и кабина 2 связаны друг с другом посредством подшипников 12 и фиксатора 13 с возможностью поворота вокруг оси О2, а крайняя поворотная часть кабины 2 имеет зубчатое зацепление 14, связанное с приводом 15. СУ 11 посредством кабеля 16 связывает органы управления вертолетом и приборы контроля с приводами управления АП, ДУ и др. В исходном положении экипаж располагается в креслах 8, фонари 10 закрыты, фиксатор 13 скрепляет фюзеляж 1 и кабину 2 в единое целое, НВ 3 вращается вокруг оси О1, благодаря чему вертолет осуществляет полет. При резком маневрировании вертолета (значительном наклоне фюзеляжа 1 вбок) пилоты расцепляют фиксатор 13 и приводом 15 приводят кабину 2 в наиболее удобное (вертикальное) положение. Эта операция может осуществляться и автоматически - по командам с СУ 11 на привод 15. При возникновении аварийной ситуации кабина 2 также наклоняется вбок приводом 15 (фиг. 3), фонари 10 сбрасываются, и экипаж катапультируется на креслах 8 под НВ 3. В случае необходимости совершить посадку на наклонную поверхность (например, склон горы) пилоты также расцепляют фиксатор 13 и приводом 15 поворачивают кабину 2 вокруг оси О2 так, чтобы ось шасси 4 была параллельна поверхности посадки - при этом фюзеляж 1 остается практически вертикальным, а вертолет устанавливается на шасси 4 и 5 (фиг. 4, 5). Его положение будет еще более устойчивым, если центр масс (точка приложения силы тяжести Рк) кабины 2 будет лежать под осью О2. При использовании изобретения расширяются функциональные возможности вертолета - при маневрировании кабины с экипажем может сохранять вертикальное положение, вертолет может успешно садиться и взлетать, используя наклонные площадки, что очень важно для горной местности, кроме того, обеспечивается эффективное катапультирование экипажа в аварийных ситуациях. (56) Изансон А. М. Советское вертолетостроение, М. , Машиностроение, 1981, с. 264-269.Класс B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них