аэростатический комбинированный летательный аппарат
Классы МПК: | B64B1/00 Летательные аппараты легче воздуха |
Патентообладатель(и): | Бирюлев Володар Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1989-12-19 публикация патента:
15.03.1994 |
Изобретение относится к комбинированным летательным аппаратам, использующим для осуществления полета как аэростатическую, так и аэродинамическую подъемную силу. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик. Аэростатический комбинированный летательный аппарат содержит аэростатическую оболочку из газонепроницаемого материала, заполненную несущим газом, и гондолу, представляющую собой самолет 4. Аэростатическая оболочка выполнена из двух размещенных один в другом дискообразных баллонов 1, 2 из термостойкого материала, жестко закрепленного на верхней поверхности самолета 4 посредством кольцевой трубчатой рамы 3. Внутренний баллон 1 выполнен многосекционным, заполнен гелием и компенсирует 80 - 90% веса летательного аппарата. Пространство между внешним 2 и внутренним 1 баллонами заполнено горячим воздухом, подогретым маршевыми двигателями самолета 4. Относительная толщина баллонов 1, 2 составляет порядка 10% их диаметров. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. АЭРОСТАТИЧЕСКИЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, содержащий аэростатическую оболочку из газонепроницаемого материала, заполненную несущим газом, и гондолу, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, аэростатическая оболочка выполнена из двух размещенных один в другом дискообразных баллонов из термостойкого материала, жестко закрепленных на верхней поверхности самолета посредством трубчатой рамы, при этом внутренний баллон выполнен многосекционным, заполнен гелием и компенсирует 80 - 90% веса летательного аппарата, пространство между внешним и внутренним баллонами заполнено горячим воздухом, подогретым маршевыми двигателями самолета, а относительная толщина баллонов составляет порядка 10% из диаметров. 2. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что гондола представляет собой самолет с приборами контроля и регулирования давления и температуры газов в баллонах. 3. Аппарат по п. 1, отличающийся тем, что самолет снабжен поплавками, расположенными по бокам фюзеляжа выше шасси в выпущенном положении, а на кольцевой трубчатой раме установлены лебедки с тросами и якорями.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к комбинированным летательным аппаратам, использующим для осуществления полета как аэростатическую, так и аэродинамическую подъемную силу. Известен аэростатический комбинированный летательный аппарат (АКЛА), содержащий аэростатическую оболочку из газонепроницаемого материала, заполненную несущим газом, и гондолу, представляющую собой самолет. Недостатками известного АКЛА является возможность обледенения аэростатической оболочки, что может привести к ее разрушению, из-за несимметричности оболочки при полете со скольжением возникают несимметричные нагрузки, которые необходимо компенсировать, что неизбежно ведет к потере аэродинамического качества. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик. Поставленная цель достигается тем, что в АКЛА, содержащем аэростатическую оболочку из газонепроницаемого материала, заполненную несущим газом, и гондолу, аэростатическая оболочка выполнена из двух, размещенных один в другом, дискообразных баллонов из термостойкого материала, жестко закрепленных на верхней поверхности самолета посредством кольцевой трубчатой рамы, при этом внутренний баллон выполнен многосекционным, заполнен гелием и компенсирует от 80 до 90% веса летательного аппарата, пространство между внешним и внутренним баллонами заполнено горячим воздухом, подогретым маршевыми двигателями самолета, а относительная толщина баллонов составляет 10% их диаметров. Гондола может быть выполнена в виде самолета с приборами контроля и регулирования давления и температуры газов в баллонах. Аппарат может быть снабжен поплавками, расположенными по бокам фюзеляжа выше шасси в выпущенном положении, а на кольцевой трубчатой раме установлены лебедки с тросами и якорями. На чертеже изображен общий вид АКЛА. АКЛА содержит многосекционный баллон 1, заполненный гелием, и компенсирующий 80-90% веса летательного аппарата внешний баллон 2. Пространство между баллонами 1 и 2 заполнено горячим воздухом. Относительная толщина баллонов 1 и 2 составляет порядка 10% их диаметров. Баллоны 1 и 2 посредством трубчатой рамы 3 крепятся к верхней поверхности гондолы, представляющей собой самолет 4, который дополнительно оборудован приборами контроля и регулирования температуры и давления газов в баллонах 1,2 и системами управления дополнительными двигателями 5 с изменяемыми направлением вектора тяги, прожекторами 6 и лебедками 7 с тросами. На боковой поверхности фюзеляжа самолета 4 закреплены поплавки 8. На верхней поверхности баллона 2 можно разместить солнечные батареи. АКЛА функционирует следующим образом. Взлет аппарата производится за счет подогрева воздуха маршевыми двигателями самолета 4 в пространстве между баллонами 1 и 2 и создания вертикальной тяги двигателями 5. В горизонтальном полете подъемная сила создается крылом самолета 4 и баллонами 1, 2. Маневры в горизонтальной плоскости производятся двигателем 5. Посадка осуществляется путем постепенного охлаждения воздуха в пространстве между баллонами 1 и 2. Наличие горячего воздуха в пространстве между баллонами 1, 2 обеспечивает аппарату противооблединительные свойства, а наличие лебедок 7 с тросами и якорями позволяет аппарату зависать над заданной точкой. Посадка на воду или рыхлый снег производится на поплавки 8. (56) Патент США N 3807661, кл. 244-5, 1974.Класс B64B1/00 Летательные аппараты легче воздуха