тормозное устройство судна

Классы МПК:B63H25/48 управление или торможение с помощью отраженного потока воды, отличное от управления с помощью рулей 
Патентообладатель(и):Мороцкий Ор Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-08
публикация патента:

Использование: судостроение. Сущность изобретения: тормозное устройство судна 1 содержит установленные со стороны каждого его борта пластины 2 и 6, закрепленные на осях. К пластине 2 прикреплен трос 4, пропущенный через отверстие 5, выполненное в пластине 6, и заведенный через роульсы 8 и блок на следящую лебедку 10. К пластине 6 прикреплен трос 11, заведенный через роульсы 12 и блок на следящую лебедку 13. В нише 17 корпуса судна 1 установлена панель 14 с отверстиями, к которым подведены трубопроводы 16, сообщенные с источником сжатого газа. Роульсы 8 и 12 закреплены на панели 14 под углом 45к горизонтали. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, содержащее установленные побортно на вертикальных осях поворотные пластины, каждая из которых соединена с механизмом ее выдвижения и убирания, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительными поворотными пластинами, каждая из которых установлена на дополнительной вертикальной оси между соответствующей основной поворотной пластиной и корпусом судна, а механизм выдвижения и убирания пластин каждого борта включает в себя панель с отверстиями, размещенную напротив поворотных пластин, и установленные на палубе судна две следящие лебедки, на которые через блоки заведены тросы, пропущенные через роульсы, причем свободные концы упомянутых тросов прикреплены соответственно к основной и дополнительной поворотным пластинам, при этом роульсы закреплены на упомянутой панели под углом 45o к горизонтали, а прикрепленный к основной поворотной пластине трос пропущен через отверстие, выполненное в дополнительной поворотной пластине, причем отверстия упомянутой панели сообщены с трубопроводами, выполненными с возможностью сообщения их с источником сжатого газа, а панель установлена в нише, выполненной в корпусе судна, при этом ширина основной поворотной пластины превышает ширину дополнительной выдвижной пластины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению.

Известно тормозное устройство судна, включающее расположенные в средней подводной части судна тормозные закрылки, открывающиеся навстречу потоку воды и снабженные механизмом открывания-закрывания в виде телескопических гидроцилиндров, пропущенных через средние закрылки [1] .

Однако телескопические гидроцилиндры в закрытом состоянии занимают грузовое пространство судна, несут с собой опасность загрязнения окружающей среды и требуют наличия в средних закрылках овальных отверстий значительной площади.

Известно тормозное устройство судна, принятое за прототип, содержащее откидывающиеся навстречу потоку воды в кормовом подзоре пластины, соединенные посредством штанг и шарниров на цепях с механизмом их выдвижения и убирания [2] .

Однако, такое тормозное устройство судна имеет низкую надежность, так как после первого же применения покрытия цепей и в узлах соединения штанг и шарниров будут содраны и эти части начнут корродировать.

Цель изобретения - повышение надежности тормозного устройства судна и эффективности средних пластин.

Цель достигается тем, что известное устройство снабжено дополнительными поворотными пластинами, каждая из которых установлена на дополнительной вертикальной оси между соответствующей основной поворотной пластиной и корпусом судна, а механизм выдвижения и убирания пластин каждого борта включает в себя панель с отверстиями, размещенными напротив поворотных пластин, и установленные на палубе судна две следящие лебедки, на которые через блоки заведены тросы, пропущенные через роульсы, причем свободные концы упомянутых тросов прикреплены соответственно к основной и дополнительной поворотным пластинам, при этом роульсы закреплены на упомянутой панели под углом 45о к горизонтали, а прикрепленный к основной пластине трос пропущен через отверстие, выполненное в дополнительной поворотной пластине, причем отверстия упомянутой панели сообщены с трубопроводами, выполненными с возможностью сообщения их с источником сжатого газа, а панель установлена в нише, выполненной в корпусе судна, при этом ширина основной поворотной пластины превышает ширину дополнительной поворотной пластины.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в рабочем состоянии, вид с носа судна; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 4 - установка роульса на панели.

Тормозное устройство судна 1 содержит в подводной средней своей части внешнюю пластину 2 на оси 3, к которой прикреплены тросы 4, пропущенные через отверстия 5 средней пластины 6, закрепленной на оси 7, через желобчатые роульсы 8 и через блок на палубе 9 судна 1 и заведенные на следящую лебедку 10, на которой намотано ровно столько троса 4, сколько нужно для постановки пластины 2 перпендикулярно судну 1. Ветви тросов 4 от пластины 2 сплетены выше верхнего роульса 8 при рабочем положении пластины 2. Средняя пластина 6 соединена тросами 11, пропущенными через роульсы 12 и блок на палубе 9 судна 1, со следящей лебедкой 13, на которой намотано ровно столько троса 11 сколько нужно для постановки пластины 6 под углом 50-60о к судну 1. Ветви тросов 11 от пластины 6 сплетены выше верхнего роульса 12 при рабочем положении пластины 6. В панели 14 закреплены под углом 45о к горизонтали роульсы 8 и 12 и выполнены отверстия 15, к которым подведены выходы трубопроводов 16 сжатого газа, размещенных в вертикальной нише 17 и соединенных с судовой системой сжатого газа судна 1.

Тормозное устройство судна 1 работает следующим образом.

При походном положении устройства пластины 2 и 6 плотно прижаты натянутыми тросами 4 и 11 к панели 14, а следящие лебедки 10 и 13 с намотанными тросами 4 и 11 застопорены. При возникновении необходимости экстренного торможения судна 1 на переднем ходу лебедки 10 и 13 на палубе 9 растормаживаются и становятся на следящий режим, из судовой системы сжатого газа по трубопроводам 16 через отверстия 15 в панели 14 под среднюю пластину 6 подается сжатый газ, обе пластины 2 и 6 отбрасываются от панели 14 и встречным силовым потоком а воды разворачиваются поперек судна 1, сжатый газ отключается, а лебедки 10 и 13 стравливают тросы 4 и 11, которые проходят роульсы 8 и 12. По достижении пластинами 2 и 6 угла 50-60о к судну 1 весь трос 11 сматывается с лебедки 13 и она отключается, средняя пластина 6 остается в положении под углом 50-60о к судну 1, тормозя последнее, а внешняя пластина 2, так как она шире пластины 6, продолжает отжиматься потоков а воды назад по ходу. Следящая лебедка 10 стравливает трос 4, который проходит своими ветвями роульсы 8 и проскальзывает в отверстиях 5 средней пластины 6. По достижении внешней пластиной 2 положения поперек судна 1 весь трос 4 сматывается со следящей лебедки 10, последняя отключается, и пластина 2 также эффективно тормозит судно 1. После остановки судна 1 включается на выбирание следящая лебедка 10, трос 4 наматывается на нее, а ветви троса 4, проходя роульсы 8 и проскальзывая в отверстиях 5 средней пластины 6, подтягивают внешнюю пластину 2 к пластине 6, после чего включается и следящая лебедка 13, которая выбирает трос 11, его ветки проходят по роульсам 12, подтягивают среднюю пластину 6 вместе с пластиной 2 к панели 14, обе пластины 2 и 6 плотно прижимаются к последней, а судно 1 вновь приобретает обтекаемую форму. Тросы 4 и 11 перемещаются в вертикальной герметичной нише 17, выходящей на палубу 9, и вода в судно 1 не попадает. Пластин на судне 1 может быть больше двух с каждого борта, но эффективность каждой из них при этом ниже, а устройство в целом - сложней. (56) 1. Шенкнехт Р. и др. Суда и судоходство будущего. Л. : Судостроение, 1981, с. 182, рис. 159.2.

2. Патент Германии, кл. В 63 Н 25/08, 1983.

Наверх