силовая установка
Классы МПК: | F02C7/14 охлаждение жидкостей или газов в установке |
Автор(ы): | Гришин А.Н. |
Патентообладатель(и): | Гришин Александр Николаевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1988-10-03 публикация патента:
28.02.1994 |
Использование: в авиационном двигателестроении. Сущность изобретения: газотурбинный двигатель содержит вспомогательный контур (ВК), основной контур (ОК) и замкнутую паротурбинную установку (ЗПУ). Дополнительный теплообменник подключен холодной стороной к выходу из дополнительного компрессора и входу в дополнительную камеру сгорания ВК, а горячей стороной - к выходу из турбины ОК. ВК снабжен свободным каскадом компрессора, соединенным с паровой турбиной ЗПУ. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА, содержащая основной контур с камерой сгорания, компрессором и турбиной, вспомогательный контур, имеющий последовательно соединенные дополнительный компрессор, камеру сгорания и турбину и подключенный входом к области за компрессором, а выходом - к камере сгорания основного контура, и замкнутую паротурбинную установку, включающую питательный насос, теплообменники-нагреватели, паровую турбину и теплообменник-конденсатор, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности, установка снабжена дополнительным теплообменником, подключенным холодной стороной к выходу из дополнительного компрессора и входу в дополнительную камеру сгорания, а горячей стороной - к выходу из турбины основного контура при этом вспомогательный контур снабжен свободным каскадом компрессора, соединенным с паровой турбиной и установленным перед дополнительным компрессором.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационному двигателестроению и может быть применено при производстве турбовинтовых, турбовинтовентиляторных и турбовальных двигателей. Известна конструкция ТВД с регенерацией тепла. В ней сжатый в компрессоре воздух подается в теплообменник, установленный за турбиной. Нагреваясь в нем, он отбирает часть тепла у потока газа перед реактивным соплом. В результате повышается экономичность двигателя. Однако подобный двигатель может быть выполнен только с умеренными значениями степени сжатия воздуха


Fткв/Fткво=


В результате при неизменной величине параметра напряжений

nткв/nткво=

lксв - работа свободного каскада компрессора того же контура;

Fткв, Fткво - площадь выходного сечения из турбины газогенератора со свободным каскадом и без него;
nткв, nткво - частота вращения ротора турбокомпрессора газогенератора со свободным каскадом и без него. Увеличение nткв приведет либо к уменьшению среднего диаметра компрессора вспомогательного контура, либо к уменьшению числа его ступеней, т. е. к уменьшению массы турбокомпрессора вспомогательного контура. Так как механическая энергия из замкнутй газо(паро)турбинной установки передается во вспомогательный контур, а оттуда - в основной, то, следовательно, в основной контур будет передано больше механической энергии, чем в известном двигателе. В результате массу двигателя можно будет уменьшить еще больше. Кроме того, свободную турбину вспомогательного контура с конструктивной точки зрения выгоднее располагать в проточной части основного контура. В результате уменьшены диаметры трубопроводов, соединяющих выход турбины газогенератора с входом свободной турбины вспомогательного контура и будет меньше загромождение проточной части основного контура. Глубокое охлаждение воздуха во вспомогательном контуре перед его сжатием в компрессоре позволяет увеличить расход воздуха в этом контуре при заданном хладоресурсе топлива. В результате, кроме охлаждения турбины и камеры сгорания основного контура, можно утилизировать тепло уходящих газов этого контура. На чертеже изображена схема предложенного ГТД. Он содержит основной контур, вспомогательный контур и замкнутую газо(паро)турбинную установку. Основной контур включает компрессор 1, свободный каскад компрессора основного контура 2, камеру сгорания 3, турбину 4 (каналы охлаждения и схема их подключения к вспомогательному контуру не показаны) и теплообменник 5, кроме того, в пределах основного контура находится свободная турбина 6 вспомогательного контура. Вспомогательный контур содержит теплообменники 7 и 8, свободный каскад компрессора вспомогательного контура 9, компрессор 10, камеру сгорания 11, турбину газогенератора 12 и свободную турбину 6. Замкнутая газо(паро)турбинная установка состоит из конденсатора 13, насоса 14, теплообменника 7, служащего нагревателем, турбины 15. Питание двигателя осуществляется криогенным топливом, расположенным в баке 16 и подаваемым в камеру сгорания вспомогательного контура насосом 17. Предложенный ГТД работает следующим образом. Воздух из атмосферы поступает в компрессор 1, сжимается в нем в свободном каскаде компрессора основного контура 2. После этого большая часть сжатого воздуха направляется в камеру сгорания 3, где, смешиваясь с горячим газом из вспомогательного контура, богатым топливом (

Класс F02C7/14 охлаждение жидкостей или газов в установке