устройство маслоснабжения уплотнения вала электрической машины с газовым охлаждением

Классы МПК:H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Центральное конструкторское бюро по модернизации и ремонту энергетического оборудования электростанций
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-05
публикация патента:

Сущность изобретения: в демпферном баке системы маслоснабжения установлены уплотняющие подшипники параллельно обратному клапану поплавкового клапана с поплавком в демпферном баке. Кроме того, на трубопроводе, соединяющем демпферный бак с корпусом электрической машины, устанавливается автоматический клапан, срабатывающий при потере герметичности электрической машины. Устройство повышает надежность и снижает опасность пожара из-за удаления демпферного бака от электрической машины. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащее насосы, трубопроводы, демпферный бак, заполненный в нижней части маслом, а верхний - газом, соединенный в нижней части трубопроводом с уплотнениями вала через обратный клапан, в верхней части - трубопроводом с внутренней полостью электрической машины, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения пожароопасности, параллельно обратному клапану установлен поплавковый клапан, размещенный в нижней части демпферного бака, а в трубопроводе, соединяющем верхнюю часть бака с внутренней полостью машины, установлен клапан, автоматически открывающийся при потере герметичности электрической машины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в уплотнениях вала ротора крупных электрических машин, например турбогенераторов.

Целью изобретения является повышение надежности путем снижения пожароопасности.

На чертеже показана принципиальная схема устройства маслоснабжения уплотнения вала электрической машины с газовым охлаждением.

Устройство маслоснабжения содержит масляный насос 1 с электроприводом переменного тока и резервный масляный насос 2 с электроприводом постоянного тока. Насосы 1 и 2 соединены трубопроводом 3 через обратные клапаны 4 с уплотняющими подшипниками 5 электрической машины 6, герметичный корпус которой заполнен охлаждающим газом, например водородом. В качестве аварийного источника маслоснабжения уплотняющих подшипников использован демпферный бак 7. Упомянутый демпферный бак в нижней части заполнен маслом по трубопроводу 8 от насосов 1 или 2. В верхней части демпферный бак заполнен инертным газом от постороннего источника. Упомянутый объем демпферного бака трубопроводом 9 через автоматический клапан 10 соединен с корпусом электрической машины 6. Автоматический клапан срабатывает при потере герметичности электрической машины, или недопустимой вибрации вала.

Нижняя часть демпферного бака 7 соединена через обратный клапан 11 с уплотняющими подшипниками 5.

Параллельно обратному клапану 11 установлен поплавковый клапан 12 с поплавком 13, размещенным в нижней части демпферного бака 7.

Перед эксплуатацией нижняя часть демпферного бака 7 заполняется маслом от насосов 1 или 2. Верхняя часть демпферного бака заполняется инертным газом от постороннего источника давления через вентиль 14.

Для предотвращения полного опорожнения демпферного бака давление газа в демпферном баке (Рг) должно поддерживаться на уровне, определяемом соотношением:

Рг = устройство маслоснабжения уплотнения вала электрической   машины с газовым охлаждением, патент № 2007818 , где Рг - давление газа в масляном баке;

Рм - минимально допустимое давление масла перед уплотняющими подшипниками;

Vг - объем газа в демпферном баке;

Vм - объем масла в демпферном баке.

При работе электрической машины в режиме нормальной эксплуатации маслоснабжение уплотняющих подшипников 5 осуществляется с помощью насосов 1 и 2 через трубопровод 3. При отказе насосов 1 и 2, например, при исчезновении электропитания их приводов, аварийный останов электрической машины 6 осуществляется при маслоснабжении уплотняющих подшипников 5 от демпферного бака 7 по трубопроводу через обратный клапан 11. Подача масла из демпферного бака 7 осуществляется под давлением газа, находящегося в верхней части демпферного бака. Поплавковый клапан 12 предохраняет демпферный бак 7 от переполнения, как в эксплуатации так и в аварийном режиме.

Инертный газ, находящийся в верхней части демпферного бака 7, может быть подан в корпус электрической машины 6 при потере ею герметичности, часто сопровождаемой возгоранием масла и водорода. При срабатывании автоматического клапана 10 давление газа в верхней части демпферного бака 7 падает и масло перестает подаваться к уплотняющим подшипникам 5, снижая возможность пожара.

Предлагаемое устройство маслоснабжения позволяет разместить демпферный бак в любом удобном месте машинного зала, а не над электрической машиной на высоте, обеспечивающей перепад давлений масла над газом внутри корпуса электрической машины. Это обеспечивает уменьшение опасности пожара из-за удаления демпферного бака от электрической машины. (56) В. В. Титов и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л. Энергия. 1967. стр. 285, рис. 5-18.

Справочник по ремонту турбогенераторов под ред. Ю. И. Азбукина, М. Энергия, 1978. стр. 131, рис. 2-37.

Класс H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа

система крепления катушки статора для не покрытых лаком статоров -  патент 2525233 (10.08.2014)
усовершенствованное уплотнение скважинного электрического погружного насоса -  патент 2524590 (27.07.2014)
погружной электродвигатель с повышенным коэффициентом мощности -  патент 2485660 (20.06.2013)
погружной водонаполненный синхронный генератор вертикального исполнения -  патент 2483417 (27.05.2013)
электрическая машина -  патент 2476974 (27.02.2013)
электрогенератор станка-качалки скважины -  патент 2472278 (10.01.2013)
скважинный генератор -  патент 2453698 (20.06.2012)
погружной маслозаполненный электродвигатель -  патент 2423774 (10.07.2011)
устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя -  патент 2394332 (10.07.2010)
погружной электродвигатель -  патент 2380810 (27.01.2010)
Наверх