способ остановки газотурбинного агрегата

Классы МПК:F02C9/26 управление топливоподачей
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное предприятие "Сургутгазпром"
Приоритеты:
подача заявки:
1990-02-16
публикация патента:

Область использования: компрессорные станции магистральных газопроводов с газотурбинным приводом компрессора. Сущность: при остановке агрегата прекращают подачу топлива и перекрывают всасывающий воздуховод. Дополнительно измеряют температуру в характерном сечении остановленного агрегата, пропорционально которой подают выхлопные газы от работающего агрегата во всасывающий воздуховод остановленного. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ОСТАНОВКИ ГАЗОТУРБИННОГО АГРЕГАТА, включающий прекращение подачи топлива и перекрытие всасывающего воздуховода, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения деформации узлов остановленного агрегата при использовании двух агрегатов, один из которых остается работающим, дополнительно измеряют температуру в характерном сечении остановленного агрегата, пропорционально которой подают выхлопные газы от работающего агрегата во всасывающий воздуховод остановленного.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспорту газа и может быть использовано на компрессорных станциях магистральных газопроводов (при числе компрессоров не менее 2-х в цехе) с газотурбинным приводом компрессоров.

Известен способ остановки газотурбинного агрегата по заданной программе при определенной последовательности операции [1] . Его недостаток в том, что при полном закрытии регулирующего топливного канала, прекращении горения в камере сгорания и перекрытии всасывающего воздуховода приемными клапанами через проточную часть и другие горячие узлы ГТА проходит холодный воздух, при этом происходит резкое и неравномерное охлаждение горячих узлов, что приводит к деформациям, появлению трещин и другим дефектам.

Известен также способ вывода в горячей резерв котельной установки путем отключения горелок и перекрытия котла шибером и рециркуляции дымовых газов в зоне перед шибером [2] .

Недостатком этого способа является его неприменимость к газотурбинной установке, так как в составе последней нет дымососов, осуществляющих рециркуляцию дымовых газов.

Целью изобретения является повышение надежности ГТА путем предотвращения деформации узлов остановленного агрегата.

Поставленная цель достигается тем, что через клапан-терморегулятор всасывающего воздуховода, останавливаемого агрегата (ГТА), соединенного газоходом с выхлопным трактом работающего агрегата, осуществляется подача горячего выхлопного газа, количество которого прямо пропорционально температуре горячих узлов останавливаемого агрегата.

На чертеже показана схема, демонстрирующая способ. В схеме обозначены: всасывающий воздуховод 1, воздухозаборное устройство с приемным клапаном 2, газотурбинный агрегат 3, выхлопной газоход 4 с выхлопной трубой 5, перепускной газоход 6 с клапаном-терморегулятором 7, термопара 8, установленная в характерном сечении остановленного агрегата, измеритель расхода газа 9, подаваемого в остановленный ГТА, блок 10 управления величиной подачи выхлопных газов через клапан 7 пропорционально температуре газа, замеренной термопарой 8, блок сравнения эталонного и фактического расхода газа 11, первый вход которого подключен к блоку 10, второй вход- к измерителю 9, а выход - к клапану 7. Сплошными толстыми линиями показан путь выхлопных газов, тонкими пунктирными линиями - схема системы управления способом.

Способ осуществляется следующим образом. При остановке газотурбинного агрегата 3 закрывают приемные клапаны воздухозаборного устройства 2 и открывают клапан-регулятор 7 и через перепускной газоход 6 подают горячие выхлопные газы из работающего агрегата во всасывающий воздуховод 1 остановленного агрегата. Далее выхлопные газы проходят через сам остановленный ГТА 3, его выхлопной газоход 4 и его выхлопную трубу 5.

По мере снижения температуры в проточной части остановленного газотурбинного агрегата от термопары 8 поступает сигнал в блок управления 10, который, управляя клапаном 7, формирует заданный расход выхлопных газов, пропорционально измеренной температуре газа. Одновременно блок сравнения 11 сравнивает фактический с заданным эталоном и корректирует сигнал, поступающий от блока 10 к клапану 7, в соответствии с результатом сравнения.

По мере снижения температуры в проточной части остановленного ГТА происходит постепенное уменьшение подачи выхлопных газов согласно предложенному способу вплоть до полного прекращения его подачи.

Предложенный способ направлен на увеличение срока службы ГТА за счет предохранения его узлов от деформации и трещин при остановке. (56) С. З. Шабашов, А. А. Файнштейн. Регулирование газотурбинных агрегатов. - Л. , Недра, 1979, с. 137-139.

Авторское свидетельство СССР N 1126771, кл. F 23 C 9/00, 1984.

Класс F02C9/26 управление топливоподачей

способ поэтапного изменения подачи топлива в устройстве с камерой сгорания -  патент 2526410 (20.08.2014)
устройство для управления положением дозирующего узла регулятора газа или жидкости (варианты) -  патент 2513545 (20.04.2014)
двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя -  патент 2504677 (20.01.2014)
способ управления расходом топлива в двухтопливную камеру сгорания судовой газотурбинной установки -  патент 2500911 (10.12.2013)
устройство для управления раходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2500910 (10.12.2013)
способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2497001 (27.10.2013)
способ управления турбовинтовой силовой установкой самолета -  патент 2493051 (20.09.2013)
система топливопитания камеры сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2490493 (20.08.2013)
способ управления расходом топлива в газотурбинный двигатель -  патент 2489592 (10.08.2013)
способ управления газотурбинным двигателем со свободной турбиной для электростанций малой и средней мощности -  патент 2476971 (27.02.2013)
Наверх