устройство для спуска и подъема приборов из вертикальных и наклонных скважин
Классы МПК: | E21B47/00 Исследование буровых скважин |
Патентообладатель(и): | Пшеничный Павел Леонтьевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-11-02 публикация патента:
15.02.1994 |
Использование: при бурении скважин. Сущность изобретения: устройство содержит каротажную лебедку с кабелем, на котором подвешена гирлянда скважинных приборов. На концах каждого груза закреплены предохранительные переходники, а на нижнем переходнике нижнего скважинного прибора подвешена цепь с грузом на конце. На верхнем предохранительном переходнике верхнего скважинного прибора и на нижнем торце груза закреплены два электрических сигнальных элемента. 8 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА ПРИБОРОВ ИЗ ВЕРТИКАЛЬНЫХ И НАКЛОННЫХ СКВАЖИН, содержащее каротажную лебедку с кабелем, на котором подвешена гирлянда скважинных приборов, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и эффективности работы, а также повышения долговечности эксплуатации скважинных приборов, оно снабжено жестко закрепленными на концах каждого скважинного прибора предохранительными переходниками, подвешенной к нижнему переходнику нижнего скважинного прибора цепью с контрфорсами заданной длины, закрепленном на нижнем конце цепи грузом и двумя электрическими сигнальными элементами, один из которых закреплен на верхнем предохранительном переходнике верхнего скважинного прибора, а другой на нижнем торце груза, при этом диаметр предохранительных переходников больше диаметра скважинных приборов и меньше диаметра скважины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области буровой техники и, главным образом, к каротажу вертикальных и наклонных скважин, в том числе при наличии давления флюида на устье скважины выше атмосферного. Устройство-прототип характеризуется следующим:гирлянда, состоящая из нескольких приборов, при движении по скважине и в статике не центрируется с ней. Этим исключена возможность обеспечения постоянства величины кольцевого зазора между гирляндой приборов и стенками скважины, а, следовательно, и расстояния от фотообъективов, встроенных в приборы, до стенок скважины. В результате этого исключена гарантия возможности получения доброкачественных снимков стенок вертикальных скважин;
фотографирование стенок наклонных скважин полностью исключено;
при выполнении спуско-подъемных операций (СПО) каротажных приборов и взаимодействие их со стенками скважины, стенки приборов изнашиваются истиранием о них, заключенная в приборах, повреждается;
при достижении прибором или их гирляндой забоя скважины или обвязки ее устья, возможны их удары, повреждения и обрыв кабель-троса, к которому они подвешены;
нет механизма, обеспечивающего остановку каротажного снаряда на любой точно заданной отметке глубины скважины. Целью изобретения является:
достижение высокой степени центрирования каротажных снарядов при спуске и подъеме в вертикальных и наклонных скважинах, обеспечивающего стабильность расстояния между объективом и стенками, максимальный угол отклонения оси которой от вертикали должен быть меньше угла трения стали по горной породе;
исключение износа каротажного снаряда трением его корпуса о стенки скважины и предохранение от порчи фотооптики в процессе спуско-подъемных операций;
исключение ударов каротажного снаряда о забой скважины и обвязку ее устья, при подходе его к названным конечным отметкам;
обеспечение возможности остановки движения каротажного снаряда на любой заданной глубине скважины, т. е. в итоге повышение надежности и эффективности выполнения исследовательских работ и увеличения долговечности эксплуатации каротажных приборов. Сущностью изобретения:
нижний и верхний концы каротажного снаряда стыкуются с предохранительными переходниками, диаметр которых больше диаметра каротажного снаряда, но меньше диаметра скважины. Поверхность переходников, взаимодействующая со стенками скважины, снабжена оболочкой из твердого износостойкого сплава;
нижний и верхний переходники снабжены реле концевого выключателя. К нижнему переходнику закреплен один конец цепи с контрфорсами. К другому концу цепи подвешен груз, который своей массой удерживает реле и электрический канал, выведенный через кабель-трос на дневную поверхность в разомкнутом положении. При спуске снаряда и достижении грузом забоя скважины реле срабатывает, электрическая сеть размыкается, привод отключается, спуск снаряда прекращается, в результате чего его удар о забой скважины исключается. В зависимости от длины цепи, вместе с грузом, подвешенным к ней, определяется расстояние каротажного снаряда от забоя, а, следовательно, и отметка скважины, на которой прекратится движение снаряда. Для удобства отсчета длины цепи, размещенной между каротажным снарядом и грузом, на ней, например, через 1 метр встраиваются специальные звенья, так называемые "марки". На фиг. 1 показан вертикальный разрез устройства, содержащего каротажную лебедку, гирлянду, состоящую из каротажного инструмента, верхнего и нижнего переходников, штерго-грузового устройства и подпятника. Лебедка в рабочем положении изображена жирными линиями. В резерве - с отклонением на угол 1 90о и 1 + 2 = = 180о от исходного - штрих-пунктирными линиями. Подпятник изображен с отклонением от оси на угол 3 90о - жирными линиями. С отклонением на угол 3 + 4 = = 180о - штрих-пунктирными; на фиг. 2 представлена схема возможного максимального отклонения оси скважины от вертикали, когда угол 5 меньше 90о; на фиг. 3 - 8 - звенья штертовой цепи с контфорсами и "марками" на них разных достоинств. Примеры конструктивного выполнения. Верхний конец многожильного кабель-троса 1, содержащего проводники, относящиеся к управлению каротажной лебедкой, - "силовые", и проводники, относящиеся к схеме питания каротажного инструмента, - "приборные", закреплен на сердечнике барабана 2 каротажной лебедки 3 с рымом 4, шарнир 5, посаженной на обвязку устья 6 скважины и может вращаться на его горизонтальной оси 5 против часовой стрелки на угол 1 90о до угла 1 + 2 = = 180о При приведении лебедки в рабочее положение (грузоподъемником, захватом за рым 4) ее фланец автоматически стыкуется и прочно и плотно замыкается с фланцем обвязки устья скважины. Второй конец кабель-троса 1 пропущен через две пары направляющих его роликов 7 и 8, с направляющими ручьями особой конструкции. Верхняя пара роликов 7 скользяще посажена на шлицевые оси 9, параллельные оси барабана 2. Вторая пара роликов 8 посажена на оси 10, расположенные перпендикулярно к оси барабана. Проход кабель-троса через две пары роликов обеспечивает ему соосность со скважиной 11 только на ее устье. По мере углубления в скважину и отклонения ее оси от вертикали, соосность кабель-троса со скважиной утрачивается. Ко второму концу кабель-троса 1 подвешен переходник 12 переменного диаметра с диаметрами 1 и 2, уступ между которыми предназначен для опоры переходника на трубные плашки 13 превентора, при подготовке к пуску каротажного инструмента 14 и всей гирлянды в скважину. Кроме этого, и главным образом для образования концентрического кольцевого зазора 15 между стенками 11 скважины и корпусом каротажного инструмента 14. Разница диаметров 1- 2 может колебаться, например, от 10 до 20 мм. В полость переходника 12 встроен конечный выключатель "силовой цепи", электрически замкнутый с кабель-тросом 1, проводниками, относящимися к управлению лебедкой. "Приборные" проводники замкнуты на каротажный инструмент 14, состыкованный с нижним 2 концом переходника 12. Наружный диаметр 3 каротажного инструмента 14 принимается равным 2 переходника 12, чем обеспечивается концентрический кольцевой зазор 15 между стенками скважины и корпуса каротажного инструмента = ( 1- 3): 2, достаточный для предохранения его корпуса и фотооптики от истирания о стенки скважины. К нижнему концу каротажного инструмента 14 пристыкован второй - нижний переходник 16, с конечным выключателем, к которому подвешен т. н. "штерт" в виде цепи 17 с контрфорсами, марками на них, отмечающими длину отдельных участков, и грузом 18, представляющим собой цилиндрическую болванку 6 с плоскими торцами. Кольцевые зазоры: 19, 20 и 21 соответственно между переходниками 12, 16 и грузом 18 и стенками 11 скважины должны быть минимальными, но обеспечивающими свободный проход и вращение переходников и груза в скважине. Груз 18 в подвешенном к переходнику 16 состоянии замыкает реле конечного выключателя силовой цепи двигателя каротажной лебедки. При замкнутых реле, содержащихся в переходниках 12 и 16, пуск и остановка лебедки возможны только через реле, находящемся на пульте управления на дневной поверхности. Под грузом 18 в обвязке устья включена задвижка или превентор с "глухими" плашками 22. Симметрично шарниру 5, несущему каротажную лебедку 3, расположен аналогичный шарнир 23, несущий и обеспечивающий вращение около его горизонтальной оси, на угол 3 - на 90о, или на угол 3 + 4 - на 180о, например автоматического или неавтоматического, вращающегося превентора 24 (через рым 25 подъемником), предназначенного для проворачивания каротажного инструмента, спускаемого на колонне труб, при наличии давления выше атмосферного на устье. Прочная стыковка и герметизация объекта 24 с устьевой обвязкой осуществляются аналогично лебедке 3. (56) Авторское свидетельство СССР N 894181, кл. E 21 В 47/00, 1978.
Класс E21B47/00 Исследование буровых скважин