система охлаждения масла двигателя транспортного средства

Классы МПК:B60K11/02 с жидкостным охлаждением 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Вологодский политехнический институт
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-20
публикация патента:

Использование: двигателестроение, а именно системы охлаждения масла двигателей внутреннего сгорания преимущественно транспортных средств. Сущность изобретения: система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит два замкнутых контура циркуляции теплоносителей, связанные между собой теплообменником 1, установленным в поддоне 2 картера двигателя. Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит два замкнутых контура. Дополнительный контур содержит термоэлектрическую холодильную установку 21. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛА ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, имеющего соединенную с потребителями электроэнергии аккумуляторную батарею, содержащая два замкнутых контура циркуляции теплоносителя, связанные между собой теплообменником, в первый из которых последовательно включены смазываемые полости двигателя и циркуляционный насос, а во второй - дополнительный циркуляционный насос, тепловой аккумулятор, выполненный в виде тепловой трубы, и расширительный бак, отличающаяся тем, что тепловая труба образована отсеком указанной аккумуляторной батареи, причем зона испарения тепловой трубы образована двойным днищем отсека аккумуляторной батареи, транспортная зона - вертикальными каналами отсека, а зона конденсации - горизонтальным каналом этого отсека, и она снабжена соединенным с вторым контуром циркуляции теплоносителя дополнительным контуром, включающим в себя холодильную установку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к системам охлаждения масла двигателей внутреннего сгорания преимущественно транспортных средств.

Известна система смазки, применяемая на транспортных средствах, в нее входят: смазываемые и охлаждаемые полости двигателя внутреннего сгорания, циркуляционный насос и радиатор. Охлаждение масла в данной системе происходит в радиаторе системы смазки. Недостатками данной системы являются: малая эффективность охлаждения масла и невозможность использовать выделяемое тело для подогрева аккумуляторной батареи.

Известна система охлаждения масла двигателя внутреннего сгорания, содержащая два контура циркуляции теплоносителя, которые связаны между собой теплообменником, а один из контуров включены смазываемые полости двигателя, циркуляционный насос и радиатор, а второй контур содержит дополнительный циркуляционный насос и тепловой аккумулятор, выполненный в виде тепловой трубы, и расширительный бак.

Недостатком является малая эффективность охлаждения масла, а также невозможность использования выделяемого тепла для подогрева аккумуляторной батареи.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения масла двигателя и возможность подогрева аккумуляторной батареи.

Указанная цель достигается тем, что тепловая труба выполняется в виде отсека аккумуляторной батареи транспортного средства, причем зона испарения тепловой трубы образована двойным днищем отсека аккумуляторной батареи, транспортная зона - вертикальными каналами указанного отсека, а зона конденсации - горизонтальным каналом этого отсека, а второй контур циркуляции теплоносителя соединен с дополнительным контуром, содержащим холодильную установку.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая система охлаждения масла отличается тем, что в ней отсутствует радиатор, есть устройство для обогрева аккумуляторной батареи, а также холодильная установка.

Таким образом, заявляемая система охлаждения масла двигателей внутреннего сгорания соответствует критерию изобретения "Новизна".

Сравнение предлагаемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие предлагаемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображена общая схема устройства; на фиг. 2 - отсек аккумуляторной батареи транспортного средства; на фиг. 3 - то же, вид сверху.

Система смазки двигателя внутреннего сгорания содержит два замкнутых контура циркуляции теплоносителей, связанные между собой, теплообменником 1, установленном в поддоне картера двигателя 2. В первый контур включены маслоприемник 3, охлажденные полости 4, масляный насос 5, трубопроводы 6. Второй контур снабжен циркуляционным насосом 7, расширительным баком 8, трубопроводами 9-11 и посредством змеевика 12 подключен к тепловому аккумулятору 13, который выполнен в виде тепловой трубы, зона испарения которой образована полостью, заключенной между двойным днищем 14 и 15 отсека аккумуляторной батареи транспортного средства, транспортная зона и зона конденсации трубы образованы вертикальными 16 и горизонтальными 17 элементами отсека. В полость тепловой трубы вводится рабочая жидкость 18. Во второй контур также входит радиатор обогревателя кабины 19. Дополнительный контур циркуляции теплоносителя содержит тройной кран 20 и термоэлектрическую холодильную установку 21, а также трубопроводы 22. В качестве теплоносителя во втором контуре используется вода системы обогрева кабины водителя.

Система работает следующим образом. После запуска двигателя теплоноситель первого контура масло проходит по малому кругу - маслоприемник 3, смазываемые полости 4 двигателя, трубопроводы 6, масляный насос 5, картер двигателя 2. В поддоне картера 2 двигателя теплоноситель первого контура отдает тепло теплообменнику 1. Теплоноситель второго контура, например, вода циркуляционным насосом 7 по трубопроводу 9 подается в теплообменник 1, где нагревается теплоносителем первого контура и далее по трубопроводу 10 поступает в змеевик 12 теплового аккумулятора 13, нагревающий рабочую жидкость 18, при испарении которой образуется пар, поднимающийся по вертикальным элементами 16 в горизонтальные элементы 17. Поднявшийся пар производит нагрев элементов отсека аккумуляторной батареи. При охлаждении пара он конденсирует, и образовавшийся конденсат отпускается к рабочей жидкости 18, далее теплоноситель второго контура поступает в обогреватель 19 кабины водителя. Охлажденный теплоноситель второго контура по трубопроводу 11 поступает к циркуляционному насосу 7. При работе транспортного средства в летних условиях поступление теплоносителя во второй контур перекрывается тройным краном 20 и по трубопроводам 22 рабочая жидкость поступает в термоэлектрическую холодильную установку 21.

Известно, что поддержание постоянного теплового режима работы аккумуляторной батареи транспортного средства, позволяет удлинить срок службы аккумуляторной батареи, позволяет эксплуатировать ее более длительное время без подзарядки, повышается эффективность охлаждения масла в системе смазки, а также снижается металлоемкость системы. (56) Авторское свидетельство СССР 1232511, кл. В 60 К 11/02, 1986.

Класс B60K11/02 с жидкостным охлаждением 

буровая установка, способ регулирования температуры ее оборудования привода и системы жидкостного охлаждения -  патент 2527990 (10.09.2014)
способ управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания -  патент 2513881 (20.04.2014)
система охлаждения -  патент 2506174 (10.02.2014)
система и устройство, содержащие объединенные конденсатор и испаритель -  патент 2500548 (10.12.2013)
структура охлаждения батареи аккумуляторов транспортного средства -  патент 2487019 (10.07.2013)
крепежное устройство для крепления модуля автомобиля -  патент 2446062 (27.03.2012)
система охлаждения тягового преобразователя газотурбовоза -  патент 2398682 (10.09.2010)
устройство привода транспортного средства (варианты) -  патент 2390432 (27.05.2010)
охлаждающее устройство железнодорожного транспортного средства -  патент 2381113 (10.02.2010)
система охлаждения силовой установки двухдизельного тепловоза (варианты) -  патент 2375211 (10.12.2009)
Наверх