способ восстановления шеек коленчатого вала
Классы МПК: | B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий |
Автор(ы): | Нурханов Ш.С., Бурумкулов Ф.Х., Конаков В.В. |
Патентообладатель(и): | Бурумкулов Фархад Хикматович, Нурханов Шамиль Сафарович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-10-22 публикация патента:
15.02.1994 |
Использование: восстановление поверхностей трения коленчатых валов, изношенных в пределах и сверх пределов ремонтных размеров. Сущность изобретения: способ включает механическую обработку по ширине шейки с образованием галтелей постоянного радиуса и переход их на галтели с поднутрением, и установку полукольцевых накладок с демпфирующим клеевым покрытием. При этом полукольцевые накладки с демпфирующим клеевым покрытием устанавливаются по ширине шейки с натягом, торцы которых выполнены с профилем, соответствующим профилю прилегающей галтели постоянным радиусом и переходом их на галтели с поднутрением, а стыки размещены в местах x = (0.20-0.25)dн , удаленных от зон концентрации напряжений, причем основные параметры накладок находятся с параметрами номинального размера соответствующих шеек в следующих соотношениях rп= (0.02-0.03)dн , hн= (0.06-0.08)dн ;
н= 0.01-0.02 мм , Lн= l+rп+2
н , где rп - радиус галтели с поднутрением, hн - толщина полукольцевых накладок до механической обработки,
н - допуск на натяг полукольцевых накладок при установке на шейку, Lн - ширина полукольцевых накладок, l - расстояние между шеками шейки. 2 ил. , 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2



Формула изобретения
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА изношенных в пределах и сверх пределов ремонтных размеров, при котором осуществляют механическую обработку шеек с технологическим заглублением в тело восстанавливаемой поверхности и закрепление на обработанных шейках компенсирующего износ металла с последующим его шлифованием в номинальный размер dн, отличающийся тем, что технологические углубления выполняют на всей ширине l между щеками шейки с образованием галтелей постоянного радиуса rв на расстоянии l1 от щек и переходом их на галтели с поднутрением радиусом rп в щеках коленчатого вала, закрепление компенсирующего износа металла осуществляют путем установки с натягом полукольцевых накладок или разрезного кольца на демпфирующем клеевом покрытии, торцы которых соответствуют профилю прилегающих галтелей с постоянным радиусом и с поднутрением, а стыки накладок размещают на расстоянии X от осей маслопроводящих отверстий, при этом параметры каждой кольцевой накладки и параметры механической обработки определяют по формулеrв = (3,0 - 4,0) dн;
rп = (0,02 - 0,03) dн;
hн = (0,06 - 0,08) dн;
b = (0,05 - 0,06) dн;
l1 = (0,3 - 0,35) l;

Lв = l + 2 rп;
Lн = l + 2rп + 2

где hн - толщина полукольцевых накладок до шлифования;
b - глубина механической обработки в цилиндрической части шейки;
Lв - расстояние между галтелями с поднутрением;
Lн - ширина полукольцевых накладок

X = (0,2 - 0,25) dн.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технике восстановления поверхностей трения коленчатых валов, изношенных в пределах и сверх пределов ремонтных размеров, а также при изготовлении новых коленчатых валов. Известен способ восстановления шеек коленчатых валов, изношенных сверх пределов ремонтных размеров, при котором осуществляют механическую обработку шеек с технологическим заглублением в тело восстанавливаемой поверхности с одновременной обработкой дополнительных галтелей, являющихся продолжением обработанной цилиндрической поверхности, способ включает закрепление на обработанных шейках полукольцевые накладки с последующим шлифованием в номинальный размер [1] . Известный способ восстановления коленчатых валов, изношенных сверх пределов ремонтных размеров, предусматривает выполнение в процессе механической обработки на шейках дополнительных галтелей под подставку и приварку компенсирующего износ металла. Основными недостатками способа является то, что не устраняются волновые колебания наружной поверхности металла из-за упругой деформации и микроперемещений под действием возмущающих и инерционных сил, что приводит к образованию фреттинг-коррозии по цилиндрической части шейки, повышающей вероятность отказа коленчатых валов по критерию заедания и снижающей сопротивления усталости. В связи с возникновением волновых колебаний возрастает напряжение в сварных швах, которыми металл приваривается к шейкам. Возникают ударные циклические нагрузки, вызывающие фреттинг-коррозию, ведущую к росту концентрации напряжений в этих галтелях и снижению усталостной долговечности коленчатого вала. Техническим результатом изобретения является повышение долговечности коленчатых валов. Указанная цель достигается тем, что способ восстановления изношенных коленчатых валов, при котором осуществляют механическую обработку шеек с технологическим заглублением в тело восстанавливают поверхности с одновременной обработкой галтелей постоянного радиуса, являющихся продолжением обработанной цилиндрической поверхности, включает выполнение галтелей с поднутрением постоянного радиуса оптимальной формы и закрепление на обработанных шайках полукольцевых накладок с демпфирующим покрытием с натягом и последующим шлифованием в номинальный размер с одновременной обработкой галтелей постоянного радиуса, стыки которых размещают на расстоянии х = (0,20-0,25) dн от маслопроводящих отверстий, а торцы и внутреннюю поверхность накладок выполняют с профилем, соответствующим профилю прилегающей галтели постоянного радиуса и галтели с поднутрением, причем параметры каждой накладки находятся с параметрами номинального размера соответствующих шеек коленчатого вала с следующих соотношенияхrв - (3,0-4,0) dн rn = (0,02-0,03) dн
l1 = (0,30-0,35) l

в = (0,05-0,06) dн hн = (0,06-0,08) dн
Lв = l + 2rn Lн = l + 2rn + 2

rв - радиус галтели после механической обработки шейки, мм;
rn - радиус галтели с поднутрением после механической обработки шейки, мм;
l1 - длина переходного участка шейки с галтелью постоянного радиуса после механической обработки, мм;
l - расстояние между краями соответствующей шейки, мм;

hн - толщина полукольцевых накладок до механической обработки шлифованием шеек в номинальный размер, мм;
Lв - расстояние между галтелями с поднутрением, мм;
Lн - ширина полукольцевых накладок, мм;
в - глубина механической обработки в цилиндрической части шейки. Благодаря выполнению галтели с поднутрением увеличивается длина переходного участка и повышается несущая способность на величину до 10 % , а установка полукольцевых накладок на демпфирующее клеевое покрытие с натягом обеспечивает плотное прилегание полуколец соединения с равномерным распределением напряжений по поверхности шейки и вала и снижает концентрацию напряжений, а также устраняет волновые колебания поверхности полуколец и фреттинг-коррозию, ведущие к росту концентраций напряжений и снижению усталостной долговечности коленчатых валов. Однако в случае клеевого соединения накладок с шейками, после отверждения клея, в соединении производят механическую разделку стыков полукольцевых накладок с внесением износостойкого клеевого состава с последующим его отвердением. При этом, благодаря выполнению стыков накладок в местах наиболее удаленных от зон концентрации напряжений от изгибающих и крутящих моментов возмущения) повышается долговечность коленчатых валов. Оптимизация указанных в формуле соотношений между параметрами накладок и параметрами соответствующих шеек вала позволяет на основании результатов экспериментов, сведенных в табл. 1, 2, повысить долговечность коленчатых валов. Многочисленные лабораторные испытания валов показали, что эффективным средством повышения долговечности и несущей способности коленчатых валов является выполнение галтели с поднутрением постоянного радиуса определенный формы rn = (0,02-0,03) dн, так как за счет поднутрения увеличивается длина переходного участка, и галтели постоянного радиуса rв = (3,0-4,0) dн с переходным участком l1 = (0,3-0,35) l обработанной цилиндрической поверхности шейки вала с нанесенной на них демпфирующего клеевого покрытия и установкой полукольцевых накладок длиной Lн = l + 2rn + + 2



Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий