аварийный тормоз скоростного подвижного состава
Классы МПК: | B61H11/00 Применение или расположение тормозов или иных устройств для замедления движения, не отнесенных к другим группам; комбинации тормозов различных типов |
Патентообладатель(и): | Вейтцель Олег Олегович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-27 публикация патента:
30.01.1994 |
Использование: изобретение относится к тормозным системам скоростных подвижных составов и позволяет повысить безопасность движения, увеличить надежность при аварийном торможении и сократить тормозной путь. Сущность изобретения: при включении аварийного тормоза путем подачи электропитания по проводам 39 на электровоздухораспределитель 10 и электрогидрораспределитель 14 сжатый воздух 2 из резервуара 1 поступает через патрубок 11, электровоздухораспределитель 10 и патрубок 12 в верхнюю часть жидкостного резервуара 8. Жидкость 9 под давлением через патрубок 13, электрогидрораспределитель 14, патрубок 15, гибкий армированный резиновый рукав 18, штуцер 16 и рабочий канал 29 попадает во внутреннюю рабочую полость 26 рабочей камеры 17. В результате тангенциального расположения рабочего канала 29 к рабочей полости 26 жидкость 9 закручивается и через сквозное отверстие 27 попадает в сопло 28, откуда с большой силой бьет струей по железнодорожному полотну. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, содержащий тормозные элементы, установленные под нижней рамой кузова вагона, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности движения, увеличения надежности аварийного торможения и сокращения тормозного пути, он снабжен установленным перед задней тележкой (по ходу состава) воздушным резервуаром со сжатым воздухом и связанным с ним пневматически через электровоздухораспределители жидкостным резервуаром с жидкостью, который через электрогидрораспределители патрубками связан с рабочими камерами, причем рабочие камеры выполнены в виде полого основания на поворотном шарнире с крышками, содержащими съемные сопла, которые направлены в сторону движения подвижного состава, и винтовых шарнирных устройств для регулировки угла наклона указанных сопел, а все элементы устройства соединены между собой в единый узел с помощью крепежных элементов и закрыты снизу защитным кожухом (экраном). 2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения нормального функционирования всех взаимосвязанных узлов и деталей, он содержит элементы контроля, регулирования и управления устройством.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к тормозным системам скоростных подвижных составов. Известен тормоз, где тормозные усилия создаются между тормозными колодками и бандажами колес, колесных пар, или путем трения специальных дисков, жестко установленных на осях колесных пар, с тормозными башмаками, что позволяет освободить колеса вагонов от тепловой напряженности, особенно при больших скоростях движения. Эти средства торможения имеют следующие недостатки:во-первых, оба средства представляют собой замкнутую механическую систему (т. е. и колеса и тормозные колодки принадлежат к одной и той же несущей конструкции и не связаны с внешней средой) и если даже блокировать (заклинить колесные пары) колеса тормозами, то при непогашенной кинематической энергии подвижного состава колеса будут скользить юзом по рельсам (что при нормальной эксплуатации недопустимо), а подвижной состав не остановят. во-вторых, эффективно торможение можно реализовать только на рельсах с чистой поверхностью, а как известно, они всегда покрыты пленкой масла, топлива, различной грязью, что снижает сцепление колес с рельсами. Наиболее близким к изобретению является устройство электромагнитного рельсового торможения при воздействии башмаков с электромагнитами на рельсы, вследствие чего создается тормозная сила вне зависимости от силы сцепления колес с рельсами, которое применяется на вагонах высокоскоростных поездов только в качестве средства для экстренного торможения. Такой тормоз относится к электропневматическим и представляет собой тормозной электромагнитный башмак, укрепленный на нижней раме кузова-вагона, с тормозными колодками, который под действием сжатого воздуха, подаваемого в пневмоцилиндры, может опускаться на рельсы, и в результате прохождения через электромагниты электротока от аккумуляторов вагона, притягиваться к рельсам. В результате трения колодок по рельсам получается дополнительная тормозная сила, не зависящая от силы сцепления колес с рельсами. Электробашмаки выполняются обычно со съемными тормозными колодками, которые заменяются по мере износа. Целью изобретения является повышение безопасности движения, увеличение надежности при аварийном торможении и сокращение тормозного пути. Это достигается тем, что аварийный тормоз снабжен установленным перед задней тележкой (по ходу состава) воздушным резервуаром со сжатым воздухом и связанным с ним пневматически через электровоздухораспределитель жидкостным резервуаром с жидкостью (к примеру, водой с добавкой антисептических средств), который через электрогидрораспределитель связан трубами с рабочими камерами, причем рабочие камеры выполнены в виде полого основания на поворотном шарнире с крышками, содержащими съемные сопла, направленные в сторону движения подвижного состава, и винтовых шарнирных устройств для регулирования угла наклона указанных сопл, а все элементы устройства соединены между собой в единый узел с помощью крепежных элементов (к примеру, болтов, винтов) и закрыты снизу защитным кожухом. Для обеспечения нормального функционирования указанных взаимосвязанных узлов и деталей устройство содержит элементы контроля (например, манометры давления, датчики уровня жидкости, термометры и пр. ), элементы регулирования (например, нагнетательные патрубки, отпускные пробки-заглушки и пр. ), и элементы управления (например, реле, соединительные электропровода, предохранительные клапаны и пр. ). На фиг. 1 показано расположение предлагаемого устройства на вагоне скоростного подвижного состава, вид сбоку; на фиг. 2 - устройство, вид сбоку; на фиг. 3 - по стрелке А на фиг. 1. На чертежах буквами обозначены:



предложенный тормоз создает активную силу, направленную навстречу движения подвижного состава, а не пассивно стремится просто удержать его от перемещения;
струя воды очищает (моет) рельсы от смазки и грязи, чем и способствует лучшему сцеплению колес с рельсами и, в конечном счете, более эффективному торможению колодочных тормозов;
нет износ деталей и узлов от трения торможения, значительно сокращается тормозной путь, торможение не зависит абсолютно от силы сцепления с рельсами, тормоз экологически безвреден, увеличивается надежность торможения в аварийной ситуации, тормоз обладает большим быстродействием; работа его не зависит от времени года и погоды, повышается безопасность движения. Наиболее рационально использовать изобретение при реализации создания скоростного электроподвижного состава для высокоскоростных железных дорог, т. е. при скоростях 160. . . 300 км/ч. (56) В. М. Казаринов. Автотормоза. М. : Транспорт, 1974, с. 8, рис. 3а, 3б. Там же, с. 13, рис. 84.
Класс B61H11/00 Применение или расположение тормозов или иных устройств для замедления движения, не отнесенных к другим группам; комбинации тормозов различных типов