устройство автоматического управления движением автомобиля в аварийных ситуациях
Классы МПК: | B60K31/00 Устройства на транспортных средствах для автоматического управления скоростью, |
Автор(ы): | Орлов А.Б., Крылова Е.А. |
Патентообладатель(и): | Научно-исследовательский институт радиоприборостроения |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-10-14 публикация патента:
30.01.1994 |
Использование: изобретение относится к системам автоматического управления подвижным объектом, использующим пеленгатор. Сущность изобретения: устройство снабжено исполнительным механизмом поворота руля, датчиком угла поворота руля, блоком расчета угла крена, логическим блоком, блоком расчета предельных параметров, блоком предварительной обработки, блоком оптимальной обработки, блоком расчета параметров безопасного разъезда, блоком расчета потребного угла поворота руля, блоком уставок, блоком индикации. Датчики угловой скорости установлены по продольной и вертикальной осям, датчик линейного ускорения - по поперечной оси автомобиля, а его выход соединен с первым входом блока оптимальной обработки и первым входом блока расчета параметров безопасного разъезда. Один из входов блока расчета потребного угла поворота руля соединен с выходом датчика скорости, а выход - со входом исполнительного механизма поворота руля и входом блока индикации. Первый вход блока расчета предельных параметров соединен с датчиком угла поворота руля, который механически соединен с исполнительным механизмом руля. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, содержащее датчик скорости, первый и второй датчики угловой скорости, датчик линейного ускорения, пеленгатор, локационный датчик, первый и второй выходы которого через блок расчета характеристик продольного движения соединены с первым входом исполнительного механизма разгона и торможения автомобиля, отличающееся тем, что оно снабжено исполнительным механизмом поворота руля, блоком расчета угла крена, логическим блоком, блоком расчета предельных параметров, блоком предварительной обработки, блоком оптимальной обработки, блоком расчета параметров безопасного разъезда, блока расчета потребного угла поворота руля, блоком уставок, блоком индикации, при этом первый и второй датчики угловой скорости установлены по продольной и вертикальной осям, датчик линейного ускорения - по поперечной оси автомобиля, и его выход соединен с первым входом блока оптимальной обработки и первым входом блока расчета параметров безопасного разъезда, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы которого соединены соответственно с первым и вторым выходами локационного датчика, первым выходом блока предварительной обработки, первым выходом блока уставок и выходом блока оптимальной обработки, первый выход - с первым входом блока расчета потребного угла поворота руля, а второй выход - с вторым входом блока расчета характеристик продольного движения, при этом второй вход блока расчета потребного угла поворота руля соединен с выходом датчика скорости, а выход - с входом исполнительного механизма поворота руля и первым входом блока индикации, второй вход которого соединен с выходом блока расчета характеристик продольного движения, выход пеленгатора через второй выход блока предварительной обработки, первый, второй и третий входы которого соединены с выходами блока расчета угла крена, второго датчика угловой скорости и вторым выходом блока уставок, соединен с вторым входом блока оптимальной обработки, третий, четвертый и пятый входы которого соединены с первым и вторым выходами локационного датчика и третьим выходом блока уставок, четвертый выход которого соединен с первым входом блока расчета угла крена, второй вход которого соединен с первым датчиком угловой скорости, а выход - с первым входом логического блока, второй вход которого соединен с выходом блока расчета предельных параметров, а выход - с вторым входом исполнительного механизма разгона и торможения, при этом первый вход блока расчета предельных параметров соединен с датчиком угла поворота руля, который механически соединен с исполнительным механизмом поворота руля, а второй и третий входы - с выходом датчика скорости и пятым выходом блока уставок.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к системам автоматического управления подвижным объектом, использующим пеленгатор, в частности к системам автоматического управления автомобилем, в том числе в условиях встречного движения транспорта. Изобретение может быть использовано в автомобилестроении для установки на транспортных средствах, к которым предъявляются повышенные требования по обеспечению безопасности. Известны системы самонаведения подвижных объектов, содержащие пеленгатор, датчики угловой скорости, линейного ускорения, рулевые привода, органы управления, соединенные соответствующими связями с блоком управления движением подвижного объекта в плоскости, поперечной вектору его скорости, обеспечивающие наведение подвижного объекта с минимальным расстоянием от встречного подвижного объекта [1] . Наиболее близкое к изобретению по принципу действия и достигаемому результату является устройство управления транспортным средством, содержащее датчик скорости, локационный датчик, через блок расчета характеристик продольного движения соединенный с исполнительными механизмами разгона и торможения [2] . Это устройство обеспечивает автоматическое поддержание безопасной дистанции между следующими в колонне транспортными средствами. Недостатком известного устройства является его низкая эффективность в условиях сложной обстановки на дорогах, особенно на дорогах с многорядным и встречным движением, так как оно не способно рассчитать и совершить маневр. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей обеспечения безопасности движения на дорогах, в том числе и со встречным движением. Это достигается тем, что предлагаемое устройство дополнительно содержит исполнительный механизм поворота руля, датчик угла поворота руля, блок расчета угла крена, логический блок, блок расчета предельных параметров, блок предварительной обработки, блок оптимальной обработки, блок расчета параметров безопасного разъезда, блок расчета потребного угла поворота руля, блок уставок, блок индикации, при этом датчики угловой скорости установлены по продольной и вертикальной осям, датчик линейного ускорения - по поперечной оси автомобиля, и его выход соединен с первым входом блока оптимальной обработки и первым входом блока расчета параметров безопасного разъезда, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы которого соединены соответственно с первым и вторым выходами локационного датчика, первым выходом блока предварительной обработки, первым выходом блока уставок и выходом блока оптимальной обработки, первый выход - с первым входом блока расчета потребного угла поворота руля, а второй выход - со вторым входом блока расчета характеристик продольного движения, при этом второй вход блока расчета потребного угла поворота руля соединен с выходом датчика скорости, а выход - с входом исполнительного механизма поворота руля и первым входом блока индикации, второй вход которого соединен с выходом блока расчета характеристик продольного движения; выход пеленгатора через второй выход блока предварительной обработки, первый, второй и третий входы которого соединены с выходами блока расчета угла крена, второго датчика угловой скорости и вторым выходом блока уставок, соединен с вторым входом блока оптимальной обработки, третий, четвертый и пятый входы которого соединены с первым и вторым выходом локационного датчика и третьим выходом блока уставок, четвертый выход которого соединен с первым входом блока расчета угла крена, второй вход которого соединен с первым датчиком угловой скорости, а выход - с первым входом логического блока, второй вход которого соединен с выходом блока расчета предельных параметров, а выход - с вторым входом исполнительного механизма разгона и торможения, при этом первый вход блока расчета предельных параметров соединен с датчиком угла поворота руля, который механически соединен с исполнительным механизмом поворота руля, а второй и третий входы - с выходом датчика скорости и пятым выходом блока уставок. На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 - функциональная схема логического блока; на фиг. 3 - функциональная схема блока расчета предельных параметров; на фиг. 4 - функциональная схема блока оптимальной обработки; на фиг. 5 - функциональная схема блока расчета параметров безопасного разъезда; на фиг. 6 - функциональная схема блока индикации. Предлагаемое устройство содержит датчик скорости 1, первый датчик 2 угловой скорости, второй датчик 3 угловой скорости, датчик 4 линейного ускорения, пеленгатор 5, локационный датчик 6, блок 7 расчета характеристик продольного движения, исполнительный механизм 8 разгона и торможения, исполнительный механизм 9 поворота руля, датчик 10 угла поворота руля, блок 11 расчета угла крена, логический блок 12, блок 13 расчета предельных параметров, блок 14 предварительной обработки, блок 15 оптимальной обработки, блок 16 расчета параметров безопасного разъезда, блок 17 расчета потребного углa поворота руля. Кроме того, устройство содержит блок 18 уставок, блок 19 индикации, компараторы 20, 21, блок 22, 23 деления, генератор 24 функции arctg, умножители 25, 26, квадратор 27, умножитель 28-31, блок 32 деления, сумматор 33-35, интегратор 36, 37 управляемым сбросом, диодный выпрямитель 38, компараторы 39-42, диодный выпрямитель 43, сумматоры 44, 45, генератор 46 функции "sin", умножители 47, 48, квадратор 49, блок деления 50, 51, дифференциатор 52, компаратор 53, поляризованное реле 54, 55, лампочки 56-59 подсвета. Предлагаемое устройство состоит из датчика скорости 1, первого и второго датчиков 2 и 3 угловой скорости, датчика 4 линейного ускорения, пеленгатора 5, локационного датчика 6, первый и второй выходы которого через блок 7 расчета характеристик продольного движения соединены с первым входом исполнительного механизма 8 торможения и разгона, исполнительного механизма 9 поворота руля, датчика 10 угла поворота руля, блока 11 расчета угла крена, логического блока 12, блока 13 расчета предельных параметров, блока 14 предварительной обработки 14, блока 15 оптимальной обработки, блока 16 расчета параметров безопасного разъезда, блока 17 расчета потребного угла поворота руля, блока 18 уставок, блока 19 индикации 19. Причем первый 2 и второй 3 датчики угловой скорости установлены по продольной и вертикальной осям, датчик 4 линейного ускорения - по поперечной оси автомобиля и его выход с первым входом блока оптимальной обработки и первым входом блока 16 расчета параметров безопасного разъезда, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы которого соединены соответственно с первым и вторым выходом локационного датчика 6, первым выходом блока 14 предварительной обработки, первым выходом блока 18 уставок и выходом блока 15 оптимальной обработки, первый выход - с первым входом блока 17 расчета потребного угла поворота руля, а второй выход - с вторым входом блока 7 расчета характеристик продольного движения. Второй вход блока 17 расчета потребного угла поворота руля соединен с выходом датчика скорости 1, а выход - с входом исполнительного механизма 9 поворта руля и первым входом блока 19 индикации, второй вход которого соединен с выходом блока 7 расчета характеристик продольного движения 7. Выход пеленгатора 5 через второй выход блока 14 предварительной обработки, первый, второй и третий входы которого соединены с выходами блока 11 расчета угла крена, второго датчика 3 угловой скорости и вторым выходом блока 18 уставок соединен с вторым входом блока 15 оптимальной обработки, третий, четвертый и пятый входы которого соединены с первым и вторым выходами локационного датчика 6 и третьим выходом блока уставок, четвертый выход которого соединен с первым входом блока 11 расчета угла крена, второй вход которого соединен с первым датчиком 2 угловой скорости, а выход - с первым входом логического блока 12, второй вход которого соединен с выходом блока 13 расчета предельных параметров, а выход - с вторым входом исполнительного механизма 8 разгона и торможения 8. При этом первый вход блока 13 расчета предельных параметров соединен с датчиком 10 угла поворота руля, который механически соединен с исполнительным механизмом 9 поворота руля, а второй и третий входы - с выходом датчика скорости 1 и пятым выходом блока уставок 18. Исполнительный механизм 9 руля представляет из себя следящий электропривод, построенный на основе моментного двигателя. Вход его соединен с выходом сигнала потребного угла поворота руля



"+1", если Мзад*<М* и


"0", если Мзад*



"-1", если





b - ширина автомобиля;
f - высота центра тяжести автомобиля над дорогой,
Мзад*=



V - скорость движения автомобиля;


К - коэффициент, зависящий от качества дорожного покрытия, конструкции рулевого механизма и т. д. ;
Ммакс* - предельное значение нормированного опрокидывающего момента. Блок 14 предварительной обработки представляет из себя микропроцессор, в котором происходит обработка сигнала угла







Блок 15 оптимальной обработки (фиг. 4) содержит умножители 28-31, блок 32 деления, сумматоры 33-35, интеграторы 36, 37 управляемым сбросом, диодный выпрямитель 38 и компараторы 39-42. В блоке 15 реализованы следующие уравнения:





Vо - относительная скорость автомобиля;
Do - относительная дальность;
W - боковое ускорение автомобиля;
р1, р2 - коэффициенты усиления;





d - длина диагонали автомобиля;


h - "мгновенная" (при данных параметрах движения) дистанция между автомобилями при разъезде. Блок 17 расчета угла поворота руля содержит квадратор, умножитель и делитель и вычисляет потребный угол поворота руля















В блоке предварительной обработки 14 определяется угловое положение







В блоке 15 по значениям угла пеленга
















Э= Квер

Т - период эксплуатации Nс автомобилей, снабженных предлагаемым устройством;
Na - среднее число аварий в год;
Sa - средний ущерб (в руб. ) от одной аварии;
Sc - затраты (в руб. ) на производство предлагаемого устройства при массовом производстве;
Sp - стоимость (в руб. ) разработки устройства. По данному техническому предложению на предприятии разработана и программно реализована на ЭВМ ЕС 1066 имитационная модель встречного движения автомобилей, один из которых оборудован предлагаемым устройством. Проведенное моделирование показало, что для автомобиля с предлагаемым устройством расстояние между ним и встречным автомобилем при разъезде составляет



Класс B60K31/00 Устройства на транспортных средствах для автоматического управления скоростью,