составной прокатный валок
Классы МПК: | B21B27/02 форма или конструкция валков |
Автор(ы): | Мугалимов Р.Г., Кольга А.Д. |
Патентообладатель(и): | Мугалимов Риф Гарифович, Кольга Анатолий Дмитриевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1990-02-05 публикация патента:
30.01.1994 |
Использование: к оборудованию прокатных станов, преимущественно обжимных реверсивных. Сущность изобретения: составной прокатный валок содержит вал 1 с несущим фланцем 2, с которым сопряжены диски-бандажи 3. С проивоположной несущей фланцу 2 стороны валка пакет дисков-бандажей 3 через втулку 4 стягивается гайкой 5. Диски-бандажи 3 выполнены с разными диаметрами рабочей поверхности с отношением больших к меньшим, равным 1,00096 - 1,00444 и установлены на валу 1 с чередованием дисков-бандажей 6 большего диаметра и дисков-бандажей 7 меньше диаметра рабочей поверхности под углом 55 - 83к оси валка. Диски-бандажи большого диаметра установлены через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра. Применение изобретения позволяет увеличить угол захвата и тем самым повысить вытяжку за проход. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
СОСТАВНОЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК, содержащий вал с несущим фланцем и установленные на валу с наклоном торцевых плоскостей к оси валка диски-бандажи с цилиндрической рабочей поверхностью и фиксирующую гайку, отличающийся тем, что, с целью увеличения вытяжки прокатываемого материала путем локализации его уширения и увеличения угла захвата при прокатке на обжимных и толстолистовых станах, диски-бандажи выполнены с различными диаметрами цилиндрических рабочих поверхностей с отношением больших к меньшим 1,00096 - 1,00444 и установлены с наклоном к оси валка под углом 55 - 83o, причем диски-бандажи большего диаметра установлены через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к прокатному оборудованию и может быть использовано в прокатных цехах металлургических и машиностроительных заводов. Известен составной прокатный валок, содержащий вал с несущим фланцем и установленные на валу с наклоном торцовых плоскостей к оси валка диски-бандажи с цилиндрической рабочей поверхностью и фиксирующую гайку [1] . Недостатком известного составного валка с гладкой цилиндрической рабочей поверхностью является ограниченный угол захвата, определяемый коэффициентом трения между прокатываемым металлом и валком, что ограничивает абсолютное обжатие, вытяжку, а следовательно, и производительность прокатки. Увеличение угла захвата составного валка путем нанесения на диски-бандажи рисок, выступов, выемок, расточек и т. д. нежелательно, так как появляются концентраторы напряжений, ослабляющие стойкость валка. Целью изобретения является увеличение вытяжки прокатываемого материала путем увеличения угла захвата валка и локализации уширения прокатываемого материала. Это решается тем, что в составном прокатном валке, содержащем вал с несущим фланцем и установленные с наклоном торцовых плоскостей к оси валка диски-бандажи с цилиндрической рабочей поверхностью и фиксирующую гайку, диски-бандажи выполнены с различными диаметрами цилиндрических рабочих поверхностей с отношением больших к меньшим, равным 1,00096-1,00444 и установлены с наклоном к оси валка под углом


D1 - D2 =

Диаметр D1 цилиндрической рабочей поверхности диска-бандажа 6 большего диаметра определяется:
D1 =

D1/D2= (



D1/D2= (4+1150)/1150= 1,00347
D1/D2= (4+900)/900= 1,00444 для валков черновых клетей толстолистовых станов при D1 = 1250 - 800 мм,

D1/D2= (1.2+1250)/1250= 1,00096;
D1/D2= (1.2+800)/800= 1,0015
Таким образом, из анализа величин отношений D1/D2 следует, что для получения заготовки надлежащего качества по разнотолщинность, диаметры цилиндрических рабочих поверхностей дисков-бандажей 6 и 7 должны быть выполнены с отношением больших к меньшим равным 1,00096 - 1,00444. Например, при прокатке стальных слитков в слябы толщиной до 125 мм, допускаемые отклонения по толщине составляют


обеспечения требуемой ширины рабочей зоны, прочность и стойкость валка с учетом материала дисков-бандажей и максимального допустимого давления на валки;
обеспечения стойкости выступов дисков-бандажей на срез и предотвращения среза прокатываемого материала дисками-бандажами большего диаметра. Для обеспечения первого условия необходимо, чтобы все диски-бандажи были одинаковой прочности, что при прочих равных условиях возможно, когда они имеют одинаковую ширину, т. е. b1 = b2 или b1/b2 = 1. Для удовлетворения второго условия необходимо выполнение соотношения
b1/b2=





для горячей прокатки
b1/b2=



для холодной прокатки
b1/b2=



Из анализа величин соотношений b1/b2 следует, что для одновременного удовлетворения обоих основных условий как для горячей, так и холодной прокатки, величина b2 должна находиться в диапазоне
b2 = (1 - 3) b1 (2)
Или иначе, если исходить из первого условия и диски-бандажи выполнить одинаковой ширины, т. е. b1 = b2, то в составном валке предлагаемой конструкции для удовлетворения второго условия диски-бандажи большого диаметра необходимо устанавливать через 1 - 3 диска-бандажа меньшего диаметра. Угол наклона дисков-бандажей к оси валка определяют из условия полной компенсации максимальной отталкивающей раскат от валков сила Foмакс дополнительной силой тяги F2 валков, т. е. равенства
F2 = Foмакс = Рмакс


Выполнение этого условия обеспечивает максимальную надежность и максимальный угол захвата. С учетом (2) и (6) угол наклона










В этой формуле Рмакс - максимальное давление металла на валки, вычисляемое с учетом максимально-допустимого статического момента (момента прокатки) на приводы валков по формуле:
Pмакс=






Мн - номинальный момент привода, Нм;


Kд - коэффициент, определяющий долю динамического момента (разгонного, тормозного) от номинального момента привода: для действующих реверсивных обжимных станов Кд = 0,5 - 0,8; для нереверсивных станов Кд = 0;











В - ширина прокатываемого металла, м;



Предлагаемый составной валок ориентирован преимущественно для применения на обжимных реверсивных станах типа слябинга и черновых клетях толстолистовых станов, для которых наиболее остро стоит проблема увеличения угла захвата с целью увеличения вытяжки за один проход, т. е. производительности прокатки. Поэтому величина угла наклона дисков-бандажей определяется применительно прокатных станов этого класса. Пусть прокатный стан имеет: катающий диаметр валков D2 = 1150 нм; привод валков индивидуальный, число двигателей N = 2; Мн = 135






для реверсивной прокатки




















По формуле (5) определяем Рмакс: - для реверсивной прокатки
Рмакс =







= 2,415

Рмакс =







= 2,947

По формуле (7) определяем





По формуле (4) определяем угол наклона дисков-бандажей к оси валка: - для реверсивной прокатки и
































Анализ полученных значений позволяет утверждать, что для современных обжимных станов и клетей угол наклона дисков-бандажей в составном валке предлагаемой конструкции может находиться в диапазоне от 55 до 83о. Применение составного валка рассмотренной конструкции позволяет получить технический и экономический эффект. Например, максимальный угол захвата известного валка определяется известной формулой

Класс B21B27/02 форма или конструкция валков