способ получения малосернистого дизельного топлива
Классы МПК: | C10G45/04 отличающаяся используемыми катализаторами |
Автор(ы): | Талисман Е.Л., Сергиенко С.А., Насиров Р.К., Подлесный В.Н. |
Патентообладатель(и): | Талисман Елена Львовна |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-12-12 публикация патента:
15.01.1994 |
Использование: нефтехимия. Сущность: дизельные фракции подвергают гидроочистке в присутствии слоя окисного алюмокобальтмолибденового катализатора с диаметром гранул 3,2 - 4,0 мм в смеси с элементарной серой, затем в присутствии последовательно расположенных слоев окисного цеолитсодержащего катализатора с диаметром гранул 2,0 - 3,0 мм и окисного алюмоникельмолибденового катализатора, взятых в массовом соотношении 1: 1: (1,3-8). Слои катализаторов предварительно активируют в среде водородсодержащего газа при 350 - 400. 1 табл.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА путем гидроочистки дизельных фракций при повышенных температуре и давлении в присутствии слоя окисного алюмокобальтмолибденового катализатора, отличающийся тем, что используют слой алюмокобальтмолибденового катализатора с диаметром гранул 3,2 - 4,0 мм в смеси с элементарной серой и гидроочистку проводят дополнительно в присутствии последовательно расположенных слоев окисного цеолитсодержащего катализатора с диаметром гранул 2,0 - 3,2 мм и окисного алюмоникельмолибденового катализатора, взятых в массовом соотношении 1 : 1 : 1,3 - 8,0 и предварительно активированных в среде водородсодержащего газа при 350 - 400oС.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций. Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятов в среде водорода при повышенных температуре и давлении с применением алюмоникель- и алюмокобальтмолибденовых катализаторов. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ гидроочистки дизельного топлива при повышенных температуре и давлении в присутствии алюмокобальтмолибденового катализатора. Недостатком этого способа является низкая степень гидрообессеривания получаемых при гидроочистке дизельных топлив. Целью изобретения является снижение содержания серы в стабильном гидрогенизате до 0,03 мас. % . Поставленная цель достигается способом гидрооочистки дизельной фракции при повышенных температуре и давлении в присутствии последовательно загруженных слоев катализатора - окисный алюмокобальтмолибденовый катализатор с диаметром гранул 3,2 - 4,0 мм в смеси с элементарной серой, средний слой цеолитсодержащий катализатор с диаметром гранул 2,0 - 3,2 мм, нижний слой - алюмоникельмолибденовый катализатор, взятых в массовом соотношении 1 : 1 : (1,3 - 8) соответственно и активированных в среде водородсодержащего газа при температуре 350 - 400оС. Отличительными признаками предлагаемого изобретения являются проведение процесса гидроочистки в присутствии слоев последовательно загруженных катализаторов, взятых в определенных соотношениях; использование в качестве верхнего и среднего слоев каталитической системы катализатора с заданным диаметром гранул применение в качестве нижнего слоя - алюмоникельмолибденового катализатора; загрузка верхнего слоя катализатора в смеси с элементарной серой; активация каталитической системы при температуре 350 - 400оС. Применение верхнего и среднего слоев катализаторов с заданным диаметром гранул приводит к изменению гидродинамического режима потока внутри реактора, что увеличивает время контакта газосырьевой смеси по слоям катализатора. Использовать в качестве нижнего слоя алюмоникельмолибденового катализатора в совокупности с активацией каталитической системы при температуре 350 - 400оС и загрузке верхнего слоя в смеси с элементарной серой позволяет повысить активность каталитической системы, что приводит к увеличению глубины гидрообессеривания. В известных способах получения малосернистого дизельного топлива с применением описанной технологии неизвестно. Таким образом, данное техническое решение соответствует критериям "новизна" и "существенное отличие". П р и м е р ы. В качестве сырья используют дизельную фракцию 180 - 360оС при общем содержании серы в сырье 1,6 мас. % В качестве окисного алюмокобальтмолибденового катализатора (верхний слой) - катализатор с содержанием МоО3 - 15,4 мас. % , СоО - 4,8 мас. % . Средний слой - цеолитсодержащий катализатор с суммарным содержанием гидрирующих металлов 17 мас. % , высококремнеземного цеолита (ЦВМ) - 5 мас. % . Нижний слой - алюмоникельмолибденовый катализатор марки ДТ-005Н (ТУ 38.301-13-91), с содержанием МоО3 - 16,2 мас. % , NiO - 5,0 мас. % . Содержание серы в верхнем слое составляет 10 - 20% от общей массы верхнего и среднего слоев катализатора. Активация пакета катализатора проводится элементарной серой в среде водородсодержащего газа при 350 - 400оС. Режимные условия процесса гидроочистки по примерам 1 - 5, данные по содержанию серы в сырье и конечном продукте приведены в таблице. В отличие от примеров 1 - 5 в примере 7 в качестве среднего слоя использован цеолитсодержащий катализатор с содержанием ЦВМ - 20% . В этой же таблице приведены аналогичные данные по проведению процесса известным способом (пример 6). Из данных таблицы видно, что реализация предлагаемого способа позволяет повысить степень очистки от серы с 0,51 (прототип) до 0,03 мас. % . Из этих данных также следует, что использование слоев катализатора, взятых в массовом соотношении, превышающим указанное или ниже его, приводит к снижению степени очистки при заданной температуре. Качество получаемого гидрогенизата ухудшается также при несоблюдении установленных размеров гранул верхнего и среднего слоев катализаторов. (56) Суханов В. П. Каталитические процессы в нетепереработке, М. : Химия, 1979, с. 235 - 247. Авторское свидетельство СССР N 1227651, кл. C 10 G 45/08, 1984.Класс C10G45/04 отличающаяся используемыми катализаторами