механизм раскрытия штанги

Классы МПК:B64G1/22 основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Головное конструкторское бюро Научно-производственного объединения "Энергия" им.акад.С.П.Королева
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-05
публикация патента:

Использование: в космической технике, однако может быть использовано в конструкциях, применяемых в наземных условиях, когда затруднен прямой доступ человека. Сущность изобретения: в механизме раскрытия штанги, включающем основание 1, ось 3 с закрепленной на ней штангой, основной привод 4 и дублирующий привод 5 в виде пружины кручения, основной привод 4 связан с длинным плечом коромысла 10, а дублирующий привод 5 - с коротким плечом коромысла 10. Соотношение плеч коромысла выбрано из неравенства, приведенного в тексте описания. Выполнение устройства позволяет повысить надежность срабатывания механизма. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

МЕХАНИЗМ РАСКРЫТИЯ ШТАНГИ, включающий основание, установленную в основании ось и закрепленную на ней штангу, основной привод раскрытия, а также дублирующий привод, выполненный в виде пружины кручения, отличающийся тем, что он снабжен коромыслом, установленным на оси, закрепленной на основании перпендикулярно оси штанги, при этом основной привод раскрытия выполнен в виде пружины кручения, связанной с длинным плечом коромысла, соединенного коротким плечом с дублирующим приводом, а коромысло выполнено с соотношением плеч, удовлетворяющим неравенству

M2l1 < M1l2,

где l1 - короткое плечо коромысла;

l2 - длинное плечо коромысла;

M1 - момент, развиваемый пружиной кручения основного привода при ее закрутке на угол механизм раскрытия штанги, патент № 20056741;

M2 - момент, развиваемый пружиной кручения дублирующего привода при ее закрутке на угол механизм раскрытия штанги, патент № 20056742.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится преимущественно к космической технике, однако, оно может быть использовано и в конструкциях, применяемых в наземных условиях, когда затруднен прямой доступ человека, например при подводных исследованиях, в условиях жесткой радиации и т. п.

Наиболее близким из известных технических решений является устройство раскрытия штанга, содержащее основание, установленную в основании ось и закрепленную на ней штангу, основной привод раскрытия, а также дублирующий привод, выполненный в виде пружины кручения.

Однако данный механизм предполагает наличие некоторого механизма, в данном случае пирочека, который по соответствующей команде, поступающей из системы управления, в случае отказа основного привода, приводит в действие дублирующий привод-пружину кручения. Это снижает надежность конструкции, поскольку в уравнение, определяющее суммарную надежность, включаются еще по крайней мере два сомножителя, характеризующие надежность срабатывания датчиков системы управления и пирочеки.

Технической задачей изобретения является повышение надежности срабатывания механизма раскрытия штанги за счет упрощения элементов конструкции, влияющих на работоспособность механизма.

Данная техническая задача решается тем, что в механизме раскрытия штанги, содержащем основание, установленную в основании ось и закрепленную на ней штангу, основной привод раскрытия, а также дублирующий привод, выполненный в виде пружины кручения, основной привод раскрытия выполнен в виде пружины кручения, связанной с длинным плечом коромысла, соединенного своим коротким плечом с дублирующим приводом, при этом коромысло выполнено с соотношением плеч, удовлетворяющим неравенству

М2l1 < M1L2 где l1 - короткое плечо коромысла;

l2 - длинное плечо коромысла;

М1 - момент, развиваемый пружиной кручения основного привода при его закрутке на угол механизм раскрытия штанги, патент № 20056741 ;

М2 - момент, развиваемый пружиной кручения дублирующего привода при ее закрутке на угол механизм раскрытия штанги, патент № 20056742.

На чертеже изображен механизм раскрытия штанги.

Механизм включает основание 1, штангу 2, ось 3, основной привод 4, выполненный в виде пружины кручения, в том же исполнении дублирующий привод 5, заневоленный в основании 1, коромысло 6 и укрепленную в основании ось 7 коромысла. Работает механизм следующим образом. После подачи команды на раскрытие штанги, срабатывает устройство, удерживающее штангу в транспортном положении и основной привод 4 поворачивает штангу вокруг оси 2 в рабочее положение. В случае поломки основного привода 4 (лопнули витки пружины кручения) освобождается длинное плечо коромысла 6, последнее поворачивается относительно оси 7, конец дублирующего пружинного привода соскакивает с короткого плеча коромысла 6, упирается в штангу 2 и дублирующая пружина 5 поворачивает ее относительно основания 1 в рабочее положение.

В данной конструкции для приведения в действие дублирующего привода не требуется введения никакого электромеханического устройства, которое срабатывало бы по специальной команде системы управления, проходящей по электрической цепи через контактные датчики, а умеренное превышение действующего крутящего момента основного и дублирующего приводов над моментом сопротивления (в 1,2-1,3 раза) во многих случаях позволяет отработать надежное раскрытие штанги для заданной конечной угловой скорости без применения различных тормозных и демпфирующих устройств.

(56) Чертеж НПО "Энергия", 17 К 1620-0, 1978.

Класс B64G1/22 основные составные части летательного аппарата и оборудование, устанавливаемое на нем или внутри него

использование полимеризуемых смол, характеризующихся низким газовыделением в вакууме, для изготовления композитных материалов, предназначенных для использования в космосе -  патент 2526973 (27.08.2014)
способ компоновки космического аппарата -  патент 2525355 (10.08.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
космический измеритель приращения скорости -  патент 2524687 (10.08.2014)
планер летательного аппарата -  патент 2521936 (10.07.2014)
переходной отсек сборочно-защитного блока ракеты космического назначения -  патент 2521078 (27.06.2014)
одноступенчатая ракета-носитель -  патент 2518499 (10.06.2014)
устройство кормовой части корпуса космического летательного аппарата -  патент 2516923 (20.05.2014)
устройство защиты пневмогидравлического соединения стыкуемых объектов и способ его контроля на герметичность -  патент 2515699 (20.05.2014)
узел крышки светозащитного устройства космического аппарата -  патент 2514015 (27.04.2014)
Наверх