способ посадки летательного аппарата и устройство для его осуществления

Классы МПК:B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Гусаковский Александр Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-24
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения ЛА. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки ЛА на площадку малой протяженности. В способе посадки ЛА, включающем снижение ЛА, газодинамическое торможение и приземление его на посадочную площадку, торможение осуществляют воздушным потоком, который формируют источниками струй, размешенными на посадочной площадке, и направляют на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа ЛА против его посадочной скорости, достигая ее обнуления. Устройство, реализующее способ, выполнено в виде блока компрессоров, объединенных единым плоским соплом. 2 с. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ посадки летательного аппарата, включающий снижение с последующим выравниванием, газодинамическое торможение летательного аппарата, приземление на посадочную площадку, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки летательного аппарата на площадку малой протяженности, газодинамическое торможение осуществляют воздушным потоком, который формируют источниками струй, размещенными на посадочной площадке, и направляют на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа летательного аппарата против его посадочной скорости, достигая ее обнуления.

2. Устройство для посадки летательного аппарата, содержащее размещенные на посадочной площадке источники газовых струй, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки летательного аппарата на площадку малой протяженности, в нем источники газовых струй выполнены в виде установленного в центре посадочной площадки блока компрессоров, выходы которых сообщены с общим для всех компрессоров плоским соплом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для осуществления посадки летательных аппаратов (ЛА) на площадке с ограниченными размерами, включая и авианесущие суда.

Известен способ посадки ЛА на площадку ограниченной протяженности, заключающийся в воздействии на ЛА перед его приземлением тормозящего воздушного потока от источников струй (газодинамическое торможение). Однако известный способ имеет ограниченные эксплуатационные возможности, обусловленные главным образом размером посадочной площадки.

Известно устройство для посадки ЛА, содержащее размещенные на посадочной площадке источники газовых струй, создающих воздушный поток, взаимодействующий с аэродинамическими поверхностями ЛА. Однако эксплуатация этого устройства связана с посадочной площадкой значительной протяженностью.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки ЛА на площадку малой протяженности.

Это достигается тем, что в способе посадки ЛА, включающем снижение с последующим выравниванием, газодинамическое торможение ЛА, приземление на посадочную площадку, газодинамическое торможение осуществляют воздушным потоком, который формируют источниками струй, размещенными на посадочной площадке и направляют на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа ЛА против его посадочной скорости, достигая ее обнуления.

Для осуществления способа в устройстве для посадки ЛА, содержащем размещенные на посадочной площадке источники газовых струй, последние выполнены в виде установленного в центре посадочной площадки блока компрессоров, выходы которых сообщены с общим для всех компрессоров плоским соплом.

На фиг. 1 и 2 показана общая схема выполнения посадки, вид сбоку и сверху; на фиг. 3 - схема устройства внебортового источника скоростного потока воздуха.

П р и м е р. Самолет 1, выполняющий посадку, после выравнивания входит в скоростной поток воздуха 2, создаваемый внешними источниками 3 газовых струй, тормозится под действием этого потока, управлением угла тангенса и тяговой силовой установки подводится к посадочной 4 площадке, выполняет посадку с поступательной скоростью, равной нулю. Снижение мощности до минимальной силовой установки самолета 1 и наземной силовой установки производится одновременно. На фиг. 3 представлено устройство, реализующее способ, которое выполнено в виде блока воздушных компрессоров 5 вентиляторного типа, объединенных единым плоским соплом 6 конструктивно подобными устройству аэродинамических труб открытого типа. Блок компрессоров установлен на основании 7, в котором располагается источник энергии для привода компрессоров. Наземная силовая установка имеет возможность поворачиваться на 360о относительно вертикальной оси.

Предлагаемый способ и устройство для посадки летательных аппаратов на площадки малой протяженности обладают преимуществами по сравнению с известными способами посадки и устройствами для их осуществления.

Преимущество состоит в том, что при использовании наземной силовой установки для создания скоростного потока воздуха не требуется использование дополнительных затрат энергии на летательных аппаратах при выполнении посадки.

Практически для всех ЛА обеспечиваются условия для посадки с нулевой поступательной скоростью.

Посадочные площадки потребуются значительно меньших размеров, чем существующие взлетно-посадочные полосы.

Изменение направления выдува потока воздуха позволяет исключить влияние направления ветра на безопасность полетов при выполнении посадки. (56) Авторское свидетельство СССР N 366679, кл. В 60 V 3/08, 1970.

Патент США N 3544044, 244-114, 1970.

Класс B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства 

взлетно-посадочный комплекс с универсальным силовым устройством -  патент 2497714 (10.11.2013)
взлетно-посадочный комплекс авианесущего корабля -  патент 2494005 (27.09.2013)
способы взлета и посадки летательных аппаратов и взлетно-посадочная система для осуществления этих способов -  патент 2466913 (20.11.2012)
способ аэродромного обеспечения взлета и посадки летательного аппарата -  патент 2453479 (20.06.2012)
способ посадки беспилотного самолета на аэрофинишер -  патент 2399560 (20.09.2010)
устройство управления генераторами газового потока на взлетно-посадочной полосе -  патент 2374694 (27.11.2009)
способ посадки летательного аппарата -  патент 2352503 (20.04.2009)
устройство для взлета и посадки самолетов -  патент 2316453 (10.02.2008)
устройство для аварийной посадки самолета при отказе шасси -  патент 2272756 (27.03.2006)
летательный аппарат -  патент 2235045 (27.08.2004)
Наверх