скоростной вертолет

Классы МПК:B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них
Патентообладатель(и):Таранцев Александр Алексеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-19
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании моделей вертолетов с высокой скоростью горизонтального полета. Технической задачей изобретения является повышение функциональной эффективности. Вертолет содержит фюзеляж 1, несущий винт 2, аэродинамические поверхности 19 и закрепленный на стойке 6 с помощью поворотного кронштейна 5 поворотный модуль 4, которые поворачиваются соответственно вокруг вертикальных осей O2 и O1 . 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа, двигательную установку с несущим винтом и автоматами перекоса и управления шагом лопастей несущего винта с соответствующими приводами, хвостовую балку с компенсирующим винтом и шасси, отличающийся тем, что он снабжен поворотным модулем с приводом и фиксатором, установленными на фюзеляже посредством консоли.

2. Вертолет по п. 1, отличающийся тем, что поворотный модуль выполнен в виде поворотного кронштейна, связанного с автоматом перекоса посредством шарнирного узла с кардановым соединением в виде сильфона.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании вертолетов с высокой скоростью горизонтального полета.

Известны вертолеты, предназначенные для решения широкого круга задач как в режиме зависания, так и при горизонтальном полете.

Известен вертолет, содержащий фюзеляж с двигательной установкой (ДУ), кабиной экипажа и шасси, хвостовую балку с компенсирующим винтом и несущий винт (НВ) с автоматом перекоса (АП) и управления шагом лопастей. При движении вертолета с высокой горизонтальной скоростью возникает сдвиг подъемной силы НВ, поскольку лопасти, двигающиеся навстречу потоку, обладают повышенной подъемной силой. Конструктивное решение, заключающееся в установлении вала НВ смещенным в сторону от центра масс вертолета, также не является эффективным, поскольку не избавляет полностью от опрокидывающих моментов на различных режимах.

Технической задачей изобретения является повышение функциональной эффективности.

Для этого втулка НВ с АП размещена на кронштейне с возможностью поворота вокруг оси, проходящей через плоскость симметрии вертолета, в зависимости от режима полета.

На фиг. 1 показан общий вид вертолета; на фиг. 2 - схема действия сил в режиме зависания; на фиг. 3,4 - схема действия сил в горизонтальном полете; на фиг. 5 - кинематическая схема силовой передачи.

Вертолет состоит из фюзеляжа 1, НВ 2, кабины экипажа с пультом управления 3, шасси, хвостовой балки с компенсирующим винтом, поворотного модуля 4, кронштейна 5, стойки 6 и ДУ 7.

Вал 8 НВ 2 размещен в сферическом шарнире на модуле 4, выполнен полым и обеспечивает вращение лопастей НВ 2 вокруг оси О1. На модуле 4 также расположен АП, представляющий собой втулку 9, связанную изнутри посредством плоского сильфона 10 с валом 8, а снаружи содержащую зубчатое колесо, входящее в зацепление с зубчатым колесом горизонтального вала 11. Внутри вала 8 размещен шток 12 управления шагом лопастей, связанный с одной стороны с лопастями НВ 2, а с другой стороны - с приводом 13 вертикального перемещения. Сферический шарнир модуля 4 связан с кронштейном 5 посредством приводов 14, 15, обеспечивающих поворот оси О1 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (на фиг. 5 условно развернуты в одной плоскости).

Кронштейн 5 шарнирно закреплен на стойке 6 с возможностью поворота вокруг вертикальной оси О2 посредством привода 16, а приводной вал 17 от ДУ 7 проходит внутри стойки 6 и связан зубчатым зацеплением с валом 11. Кронштейн 5 содержит также фиксатор 18 для закрепления на стойке 6.

Фюзеляж 1 содержит также аэродинамические поверхности 19 с приводами 20. Пульт 3, размещенный в кабине экипажа, связан посредством кабеля 21 с приводами 13-16, 20, фиксатором 18 и всеми блоками, системами и узлами вертолета.

В исходном положении фиксатор 18 закрепляет кронштейн 5 на стойке 6 так, чтобы ось О1 находилась перед осью О2 (фиг. 2). При этом ДУ 7 вращает вал 17, крутящий момент от которого через вал 11 передается на втулку 9, а с нее через сильфон 10 на вал 8, обеспечивая вращение лопастей НВ 2 вокруг оси О1. Путем перемещения штока 12 приводом 13 обеспечивается такое положение лопастей НВ 2, при котором подъемная сила Р1 НВ 2 преодолевает и уравновешивает вес Р2 вертолета, приводя к его взлету и зависанию.

Для осуществления скоростного горизонтального полета посредством приводов 14, 15 осуществляется поворот оси О1 вала 8 (положение О1 на фиг. 5) в требуемую сторону (сильфон 10 передает крутящий момент на вал 8) с последующим поворотом кронштейна 5 вокруг оси О2 посредством привода 16 (фиксатор 18 предварительно раскрывается) в зависимости от скорости горизонтального полета. По мере набора скорости равнодействующая подъемной силы Р1 НВ 2 смещается в сторону лопастей, движущихся навстречу набегающему потоку, в предельном положении оси О1 и О2 находятся в поперечной плоскости относительно оси симметрии фюзеляжа 1 (фиг. 1,3,4). Для обеспечения баланса сил приводы 20 разворачивают плоскости 19 в положение, создающее требуемую силу Р3. В таком положении вертолет осуществляет устойчивый скоростной полет фиксатор 18 может вновь жестко связать кронштейн 5 со стойкой 6. Следует заметить, что в этом положении (фиг. 1) может обеспечиться и успешное катапультирование экипажа, поскольку НВ 2 сдвинут назад и вбок относительно кабины.

При применении изобретения обеспечивается устойчивый горизонтальный скоростной полет вертолета; эффективное катапультирование экипажа в аварийной ситуации; снижение массы при передаче вращения от ДУ к НВ несколько зубчатых передач позволяют заменить редуктор (общий, главный) вертолета; простота конструкции автомата перекоса. (56) Изаксон А. М. Советское вертолетостроение, М. ; Машиностроение, 1981, с. 7.

Там же, с. 264-269.

Класс B64C27/00 Винтокрылые летательные аппараты; несущие винты для них

турбовинтовая силовая установка разнесенной винтовой схемы с переключающими реактивными и винтовыми типами тяг воздушного летательного аппарата -  патент 2529737 (27.09.2014)
электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
криогенный электрический вертолет-самолет -  патент 2529568 (27.09.2014)
лопасть несущего винта летательного аппарата -  патент 2529065 (27.09.2014)
способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента без хвостового винта -  патент 2527602 (10.09.2014)
беспилотный вертолет-самолет с гибридной силовой установкой (варианты) -  патент 2527248 (27.08.2014)
привод хвостового винта вертолета -  патент 2526331 (20.08.2014)
способ регулирования скорости движения гибридного вертолета -  патент 2525357 (10.08.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2525356 (10.08.2014)
регулируемая трансмиссия винтокрылого летательного аппарата -  патент 2525353 (10.08.2014)
Наверх