упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин

Классы МПК:G01M13/04 испытание подшипников 
F01D25/16 расположение подшипников; установка и крепление подшипников в корпусах
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" ОАО "УМПО" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-10-31
публикация патента:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин. Упругая опора с регулируемой жесткостью содержит подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, соединенный со статорным элементом посредством радиально-упругого элемента типа «беличьего колеса», а также оправку радиально-упругого элемента. Оправка выполнена с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры по направляющим, закрепленным на статорном элементе. Радиально-упругий элемент выполнен в виде шпилек цилиндрического сечения, а оправка радиально-упругого элемента выполнена с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры посредством привода. Изобретение позволяет обеспечить плавное изменение жесткости опоры при проведении стендовых динамических испытаний роторов турбомашин. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических   испытаний роторов турбомашин, патент № 2535435

Формула изобретения

1. Упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин, содержащая подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, соединенный со статорным элементом посредством радиально-упругого элемента типа «беличьего колеса», отличающаяся тем, что содержит оправку радиально-упругого элемента, выполненную с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры по направляющим, закрепленным на статорном элементе, при этом радиально-упругий элемент выполнен в виде шпилек цилиндрического сечения.

2. Упругая опора по п.1, отличающаяся тем, что оправка радиально-упругого элемента выполнена с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры посредством привода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции упругих опор с изменяемой податливостью, применяемых в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин.

В качестве наиболее близкого аналога выбрана упругодемпферная опора турбомашины, содержащая подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, соединенный со статорным элементом посредством радиально-упругого элемента типа «беличьего колеса» (Патент RU № 2303143, МПК F01D 25/16, 19.12.2005).

Следует отметить, что известная опора может быть применима не только в турбомашинах, а и в стендовых динамических испытаниях роторов турбомашин.

В известной упругой опоре жесткость изменяется ступенчато в результате увеличения силы, действующей на подшипник в направлении продольной оси в процессе работы.

Недостатками известной опоры являются ступенчатое изменение жесткости от меньшего к большему значению и обратно (две фиксированные величины жесткостей опоры в процессе работы), что допускает испытание одного конкретного типа роторов (по массово-жесткостным характеристикам и габаритам) и возможность изменения жесткости опоры только в случае приложения к подшипнику силы вдоль продольной оси, что не всегда может быть обеспечено при автономных динамических испытаниях роторов турбомашин.

Задачей заявленного изобретения является создание упругой опоры с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин, лишенной указанных выше недостатков.

Техническим результатом, достигаемом при использовании заявленной конструкции является возможность плавного изменения жесткости опоры, увеличение диапазона изменения жесткости опоры и изменение жесткости опоры без приложения осевой силы к подшипнику.

Указанные технические эффекты достигаются тем, что упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин, содержащая подшипник, статорный элемент, жестко закрепленный на наружном кольце подшипника корпус, соединенный со статорным элементом посредством радиально-упругого элемента типа «беличьего колеса», согласно настоящему изобретению дополнительно содержит оправку радиально-упругого элемента, выполненную с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры по направляющим посредством привода, закрепленным на статорном элементе, при этом радиально-упругий элемент выполнен в виде шпилек цилиндрического сечения.

Такое конструктивное исполнение заявленной упругой опоры позволяет без приложения продольной силы к подшипнику, за счет перемещения оправки радиально-упругого элемента, обеспечиваемого посредством ручного, механического или любого другого типа привода, вдоль продольной оси по направляющим, закрепленным на статорном элементе, плавно регулировать жесткость опоры непосредственно в процессе автономных динамических испытаний роторов турбомашин, что обеспечивает изменение критической частоты вращения ротора и снижение вибраций как испытательного оборудования, так и самого ротора при работе в области критических частот вращения. Также заявленная конструкция обеспечивает значительный диапазон жесткости упругой опоры, что позволяет проводить автономные динамические испытания роторов различного типа (по массово-жесткостным характеристикам и габаритам).

На фигуре чертежа представлен продольный разрез заявленной упругой опоры с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин.

Упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических испытаний роторов турбомашин, содержащая подшипник 1, установленный на испытуемом роторе 2 турбомашины, статорный элемент 3, жестко закрепленный на наружном кольце 4 подшипника 1 корпус 5, соединенный со статорным элементом 3 посредством радиально-упругого элемента типа «беличьего колеса», выполненного в виде шпилек 6 цилиндрического сечения, содержит оправку 7 радиально-упругого элемента, выполненную с возможностью перемещения вдоль продольной оси опоры по направляющим 8 как вручную, так и посредством привода 9, закрепленного на статорном элементе 3.

Опора работает следующим образом.

При вращении ротора 2 с некритической частотой вращения в процессе автономных стендовых испытаний оправка 7 упругого элемента занимает определенное положение на упругом элементе, обеспечивая определенную жесткость упругой опоры и передачу радиальной нагрузки с ротора 2 по силовой связи: подшипник 1 упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических   испытаний роторов турбомашин, патент № 2535435 корпус 5 упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических   испытаний роторов турбомашин, патент № 2535435 упругий элемент упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических   испытаний роторов турбомашин, патент № 2535435 оправка 7 упругого элемента упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических   испытаний роторов турбомашин, патент № 2535435 направляющие упругого элемента упругая опора с регулируемой жесткостью для стендовых динамических   испытаний роторов турбомашин, патент № 2535435 статор 3.

При приближении частоты вращения ротора 2 к значению критической частоты вращения и, как следствие, увеличении вибраций ротора 2 и стендового оборудования, плавно перемещают оправку 7 упругого элемента посредством привода 9 в сторону подшипника 1, увеличивая жесткость упругого элемента или исключая его из силовой связи, что приводит к изменению амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) ротора 2 и, как результат, к изменению критической частоты вращения ротора 2 и общему снижению уровня вибраций.

Когда ротор 2 проходит зону критической частоты вращения, оправку 7 упругого элемента плавно перемещают посредством привода 9 в исходное положение. Таким образом, жесткость опоры снижается до первоначального значения.

Возможен вариант, когда опора работает как жесткая, то есть оправка 7 упругого элемента изначально смещена к подшипнику 1, делая жестким упругий элемент или исключая его из силовой связи. В этом случае при приближении частоты вращения ротора 2 к значению критической частоты оправку 7 упругого элемента плавно перемещают посредством привода 9 в сторону от подшипника 1, что снижает жесткость упругого элемента и приводит к повышению податливости опоры. Аналогично вышеописанному происходит изменение АЧХ ротора 2 и уменьшение вибраций как ротора 2, так и испытательного оборудования.

В связи с вышеизложенным, специалисту на основании известного уровня техники должно быть очевидно, что настоящее изобретение позволяет путем изменения положения оправки упругого элемента плавно изменять жесткость опоры непосредственно в процессе автономных динамических испытаний различных типов роторов (по массово-жесткостным характеристикам и габаритам), тем самым изменяя их АЧХ, обеспечивая постоянную работу роторов на некритических частотах вращения и снижая общий уровень вибраций.

Класс G01M13/04 испытание подшипников 

система и способ для определения состояния подшипника -  патент 2529644 (27.09.2014)
способ обнаружения структурного дефекта в механическом узле, содержащем вращающийся элемент -  патент 2527673 (10.09.2014)
модуль подшипника с сенсорным устройством -  патент 2526319 (20.08.2014)
способ безразборной диагностики степени износа коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517968 (10.06.2014)
беспроводная система измерения температуры опорных и упорных подшипников скольжения -  патент 2516918 (20.05.2014)
способ вибродиагностики механизмов по характеристической функции вибрации -  патент 2514119 (27.04.2014)
способ и система контроля вибрационных явлений, появляющихся в газотурбинном двигателе летательного аппарата во время работы -  патент 2512610 (10.04.2014)
устройство для определения технического состояния подшипниковых узлов погружных электродвигателей -  патент 2510655 (10.04.2014)
машина и устройство для контролирования состояния предохранительного подшипника машины -  патент 2504701 (20.01.2014)
способ входного контроля подшипников -  патент 2495393 (10.10.2013)

Класс F01D25/16 расположение подшипников; установка и крепление подшипников в корпусах

Наверх