смазочное устройство зубчатой передачи

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Николай Викторович (RU),
Мендрух Елена Николаевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-24
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами. Каждое зубчатое колесо 1 с зубьями 2 зубчатой передачи снабжено тремя упругими пластинами 3, 4, 6, установленными неподвижно относительно вращающегося колеса на корпусе 5 в радиальной его плоскости, пара пластин 3, 4 установлена перпендикулярно вершинам зубьев, а третья пластина 6 смещена вдоль венца от пары пластин 3, 4 на величину окружного шага t. В результате повышается эффективность смазывания зубчатого колеса. 2 ил. смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2534458

смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2534458 смазочное устройство зубчатой передачи, патент № 2534458

Формула изобретения

Смазочное устройство зубчатой передачи, состоящее из пары упругих пластин, установленных неподвижно относительно каждого вращающегося зубчатого колеса перпендикулярно торцевым поверхностям зубьев в радиальной плоскости колеса, длина пластин больше высоты зубьев, отличающееся тем, что каждое колесо содержит третью упругую пластину, установленную неподвижно относительно вращающегося колеса перпендикулярно вершинам зубьев в радиальной плоскости колеса с возможностью поочередного контактирования с вершинами и боковыми поверхностями зубьев при вращении колеса, причем третья пластина смещена вдоль венца от пары пластин на величину окружного шага.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания открытых зубчатых передач, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи в виде лопатки, посредством которой пластичный смазочный материал вручную наносится на рабочие поверхности зубчатых колес (см., например, «Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Одноковшовый универсальный экскаватор 3-652 Б.М., 1973»).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в его низкой производительности и недолговечности нанесенного смазочного слоя.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатой передачи по А.С. СССР № 1618973 от 07.01.1991 г., БИ № 1, кл. F16H 57/04. Данное устройство состоит из пары упругих пластин, укрепленных неподвижно относительно каждого вращающегося зубчатого колеса зубчатой передачи, перпендикулярно торцевым поверхностям зубьев в радиальной плоскости колес, а длина пластин больше высоты зубьев.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что при работе зубчатой передачи часть пластичного смазочного материала, вытесненного из зоны зацепления сопряженных зубчатых колес, оседает на торцах зубьев и в дальнейшем в работе не участвует. При больших модулях и особенно у незаостренных колес количество смазочного материала, остающегося на торцах зубьев может быть значительным. Это снижает эффективность смазывания.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания зубчатых колес.

Это достигается тем, что смазочное устройство зубчатой передачи содержит пару упругих пластин, установленных неподвижно относительно каждого вращающегося колеса, перпендикулярно торцевым поверхностям зубьев, в радиальной плоскости колес, длина пластин больше высоты зубьев, причем каждое колесо содержит дополнительную третью упругую пластину, установленную неподвижно относительно вращающегося колеса перпендикулярно вершинам зубьев в радиальной плоскости колеса с возможностью поочередного контактирования с вершинами и боковыми поверхностями зубьев при вращении колеса, причем третья пластина смещена вдоль венца от пары пластин на вершину окружного шага.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса со смазочным устройством - вид с торца колеса (фиг.1), и вид со стороны вершин зубьев (фиг.2).

Смазочное устройство зубчатой передачи устроено следующим образом. Каждое зубчатое колесо 1 с зубьями 2 снабжено парой упругих пластин 3, 4, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса - в корпусе 5. Пластины установлены перпендикулярно торцам зубьев и ориентированы в радиальной плоскости колеса. Со смещением, равным окружному шагу t, на корпусе 5 установлена третья упругая пластина 6, ориентированная перпендикулярно вершинам зубьев и расположенная в радиальной плоскости колеса. Все три пластины (3, 4, 6) установлены с возможностью поочередного контактирования с поверхностями колеса и захода во впадины между зубьями при вращении зубчатого колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении (v) колеса 1 пара пластин поочередно контактирует с торцевыми поверхностями 7, захватывает пластичный смазочный материал, вытесненный на эти поверхности при работе колеса и переносит этот смазочный материал на боковые поверхности 9 зубьев 2, при этом смазочный материал «слизывается» с пластин гранями 8 зубьев. Пластина 6 захватывает соответственно смазочный материал с вершин 10 зубьев и переносит его на боковые поверхности 9, при этом смазочный материал «слизывается» гранями 11.

Данная конструкция смазочного устройства зубчатой передачи позволяет оптимизировать процесс смазывания, тем самым, снижая износ рабочих поверхностей зубьев и повышая долговечность зубчатой передачи.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
Наверх