весло

Классы МПК:B63H16/04 весла, в том числе парные, шесты для отталкивания 
Патентообладатель(и):Щепочкина Юлия Алексеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-14
публикация патента:

Изобретение относится к приспособлениям для продвижения гребных, речных и морских судов с гнездами для уключин на бортах. Весло содержит одну лопасть, веретено с деталью поворота в уключине и рукоятку. Лопасть и веретено весла соединены подвижно с образованием кинематической пары с гибкой связью. Гибкая связь выполнена в виде неподвижно закрепленной на лопасти звездочки и охватывающей ее подвижной цепи, которая прикреплена тросами к борту гребного судна по обе стороны от уключины. Достигается повышение эффективности рабочей фазы гребка. 2 ил. весло, патент № 2534110

весло, патент № 2534110 весло, патент № 2534110

Формула изобретения

Весло, содержащее одну лопасть, веретено с деталью поворота в уключине, рукоятку, отличающееся тем, что лопасть и веретено соединены подвижно с образованием кинематической пары с гибкой связью, выполненной в виде неподвижно закрепленной на лопасти звездочки и охватывающей ее подвижной цепи, прикрепленной тросами к борту гребного судна по обе стороны от уключины.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к приспособлениям для продвижения гребных речных и морских судов с гнездами для уключин на бортах.

Известно весло, содержащее одну лопасть, веретено с деталью поворота в уключине, рукоятку [1]. Лопасть в известном весле при погружении в какой-либо водоем (река, озеро, море) частично «отгребает» воду в направлении от судна, а к моменту вывода лопасти из водоема частично «подгребает» воду под судно, что снижает эффективность выполнения гребцом рабочей фазы гребка.

Задачей изобретения является повышение эффективности выполнения гребцом рабочей фазы гребка.

Технический результат решения поставленной задачи достигается тем, что весло, содержащее одну лопасть, веретено с деталью поворота в уключине, рукоятку, отличается тем, что лопасть и веретено соединены подвижно с образованием кинематической пары с гибкой связью, выполненной в виде неподвижно закрепленной на лопасти звездочки и охватывающей ее подвижной цепи, прикрепленной тросами к борту гребного судна по обе стороны от уключины.

На фиг. 1 изображен вид на весло сверху (В и С - крайние его положения); на фиг. 2 - вид на фрагмент весла по А (охватывающая звездочку цепь не показана).

Весло (фиг. 1), предназначенное для оснащения гребных судов, содержит одну прямую (изогнутую) лопасть 1, веретено 2 с деталью 3 поворота в уключине, рукоятку 4. Лопасть имеет цилиндрической формы головку 5 со сквозным центральным каналом 6 (фиг. 2) и звездочкой 7. В широкой части лопасти выполнено отверстие 8 для возможного надевания на звездочку цепи 9. Веретено имеет на конце неподвижно закрепленный держатель 10 лопасти, имеющий отверстия 11 для установки оси 12, обеспечивающей возможность свободного поворота лопасти в держателе. Охватывающая звездочку цепь прикреплена тросами 13 к штырям 14, прикрепленным к борту 15 гребного судна 16 по обе стороны от уключины. Трос снабжен пружиной 17, работающей на растяжение.

При такой конструкции весла лопасть и веретено соединены подвижно с образованием кинематической пары с гибкой связью, обеспечивающей сохранение нормального, то есть под углом весло, патент № 2534110 90° (с учетом люфта цепи в звездочке), положения лопасти по отношению к продольной осевой линии (параллельной ей осевой линии Y-Y1) гребного судна при повороте веретена в уключине. При этом обеспечивается примерно одинаковое давление лопасти весла на воду в рабочей фазе гребка, ограниченной крайними положениями B и C (фиг.1).

В держателе могут быть выполнены отверстия 18 для установки в них (с проходом между зубьями звездочки) стопорного винта 19.

В борту 15 гребного судна 16 выполняют отверстие под уключину (на фиг.1 не показано), по обе стороны от которого устанавливают и закрепляют стальные штыри 14. Из дерева (сосны, пихты, ясеня) изготавливают веретено 2 с рукояткой 4. Деталь 3 поворота весла в уключине изготавливают и стали с последующим нанесением на ее поверхность анти коррозионного покрытия. Из пластмассы, легкого металла (сплавы алюминия, титана) изготавливают лопасть 1 с отверстием 8 и головкой 5, имеющей сквозной центральный канал 6 и звездочку 7. Из того же материала изготавливают держатель 10 лопасти. В держателе лопасти выполняют отверстия 11 дня установки оси 12 и отверстия 18 для возможной установки стопорного винта 19.. Ось и стопорный винт изготавливают из нержавеющей стали. К веретену прикрепляют держатель лопасти. Головку лопасти устанавливают в держателе с возможностью ее свободного поворота вокруг оси. При этом лопасть располагают нормально по отношению к осевой линии Y-Y1 . Изготавливают гибкую связь из стандартной стальной цепи, стального троса 13 с пружиной 17. Цепь надевают на звездочку, а трос, например, с кольцами на концах, надевают на штыри. Пружина 17 в системе гибкой связи обеспечивает натяжение троса.

Лопасть весла такой конструкции при совершении гребка сохраняет нормальное положение по отношению к продольной осевой линии гребного судна при ведении лопасти в воде. При этом увеличиваются длина пути лопасти р, воде и давление на воду. То есть повышается эффективность выполнения греблом рабочей фазы гребка

Предложенное весло может быть использовано в качестве обычного. При этом цепь и трос снимают. В держателе лопасти выполняю г отверстия 18 (фиг.1), в которые устанавливают с заходом между зубьями звездочки стопорный винт 19 (фиг.2). Использование стопорного влита допускает возможность как расположения лопасти строго вдоль веретена, так и с отклонением ее вперед или назад. Лопасть может быть сменной.

Весло удобно в использовании на прогулочных, транспортных, спасательных, спортивных и учебных гребных судах.

Источник информации

1. Политехнический словарь / Гл. ред. И.И. Артоболевский. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - С.74.

Наверх