устройство для подачи жидкой смазки

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
F16C33/66 особые элементы для смазки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Мендрух Денис Николаевич (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-05-13
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствами, и может быть использовано для смазывания подшипников качения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами. Устройство для подачи жидкой смазки состоит из полой штанги, жестко укрепленной по валу передачи, перпендикулярно ему, свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленный симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги. В смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала. Полость короба соединена с плоскостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками. Технический результат: обеспечение смазывания подшипников качения с глухими крышками низкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн. 2 ил.

устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2529116 устройство для подачи жидкой смазки, патент № 2529116

Формула изобретения

Устройство для подачи жидкой смазки, преимущественно для подшипников качения с глухими крышками валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, содержащее смазкоподающее приспособление, погружаемое в масляную ванну, отличающееся тем, что смазкоподающее приспособление выполнено в виде полой штанги, жестко установленной на валу передачи, перпендикулярно ему, свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги, в смещенной части короба выполнено заливное окно, обращенное в сторону вала; полость короба соединена с полостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным устройствам, и может быть использовано для смазывания подшипников качения низкооборотных валов зубчатых передач с масляными ваннами.

Известно устройство подачи жидкой смазки для подшипников качения валов зубчатых передач с масляными ваннами, представляющее собой циркуляционную систему с принудительной подачей жидкой смазки из масляной ванны посредством насоса - см., например, «Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр.466.

Недостаток данного устройства состоит в том, что оно сложно по конструкции, поэтому его целесообразно использовать для смазывания подшипников только ответственных узлов и агрегатов - мощных высокоскоростных редукторов, высокочастотных электроприводов и т.п. А для использования для смазывания подшипников неответственных узлов и агрегатов, например - низкооборотных валов зубчатых передач общего применения - использование таких устройств экономически нецелесообразно.

В качестве прототипа взята конструкция устройства для смазывания подшипников качения редукторов, представляющая собой лопастный разбрызгиватель, устанавливаемый на валу передачи около смазываемого подшипника - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр.132.

Недостаток прототипа состоит в том, что при малых скоростях вращения вала разбрызгиватель неработоспособен, кроме того, данная конструкция применима только при малом расстоянии от масляной ванны, в которую погружен разбрызгиватель, до смазываемого подшипника.

Изобретением решается задача смазывания подшипников качения с глухими крышками иизкооборотных валов зубчатых передач редукторов с масляными ваннами, в том числе валов, расположенных высоко относительно масляных ванн.

Устройство для подачи жидкой смазки содержит смазкоподающее приспособление, погруженное в масляную ванну, причем смазкоподающее приспособление выполнено в виде полой штанги, жестко укрепленной на валу передачи, перпендикулярно ему; свободный конец штанги снабжен смазкозахватывающим ковшом в виде короба, установленным симметрично относительно плоскости вращения штанги, со смещением вперед относительно направления вращения штанги; в смещенной части короба выполнено заливное отверстие, ориентированное в сторону вала; полость короба соединена с плоскостью штанги, полость которой соединена радиальной проточкой с осевым каналом, выполненным в валу; полость которой соединена радиальной проточкой со сквозным осевым каналом, выполненным в валу и выведенным в полости между крышками и подшипниками.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: устройство для подачи смазки при нижнем положении смазкоподающего приспособления (фиг.1); то же, при верхнем положении смазкоподающего приспособления (фиг.2). На чертеже показаны: корпус 1 редуктора, подшипник качения 2, вал 3, верхний уровень 4 масляной ванны, штанга 5, полость 6 штанги, смазкозахватывающий ковш 7, заливное отверстие 8, осевой канал 9 вала 3, радиальная проточка 10, крышка 11 подшипника, полость 12, между крышкой 11 и подшипником 9, направление вращения со штанги со смазкозахватывающим ковшем.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении вала 3 вместе с ним вращается и штанга 5 со смазкозахватывающим ковшом 7; при погружении ковша 7 в масляную ванну смазочный материал через заливное отверстие 8 поступает в полость ковша 7; при дальнейшем проворачивании вала 3 смазочный материал поступает из ковша 7 в полость 6 штанги 5, а оттуда - через проточку 10 - в осевой канал 9; из осевого канала смазочный материал поступает в полоски 12 между крышками 11 и подшипниками 2, откуда перетекает - через зазоры между телами качения подшипника (шариками или роликами) обратно вовнутрь корпуса редуктора - в масляную ванну. При дальнейшем вращении вала процесс смазывания повторяется.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция устройства для подачи жидкой смазки позволяет производить смазывание подшипников при малых скоростях вращения валов, а также при больших расстояниях между подшипниками и масляными ваннами редукторов.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

зубчатое колесо -  патент 2525944 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
способ повышения долговечности элементов зубчатого колеса -  патент 2500940 (10.12.2013)

Класс F16C33/66 особые элементы для смазки 

способ повышения маслоемкости шарикоподшипника -  патент 2495287 (10.10.2013)
сепаратор подшипника качения, составленный из нескольких частей -  патент 2473826 (27.01.2013)
подшипниковый узел -  патент 2472985 (20.01.2013)
устройство для снабжения смазкой и подшипниковая система с ним -  патент 2465974 (10.11.2012)
устройство для подачи смазки к подшипникам качения опорного узла -  патент 2427735 (27.08.2011)
устройство для смазки подшипников тележек сцепа -  патент 2392510 (20.06.2010)
подшипниковый узел с двойным впрыском жидкой смазки и летательный аппарат, содержащий, по меньшей мере, один такой узел -  патент 2386059 (10.04.2010)
подшипник качения, вал, содержащий указанный подшипник, и газотурбинный двигатель, содержащий указанный вал -  патент 2383789 (10.03.2010)
опорное устройство -  патент 2377451 (27.12.2009)
способ магнитной разгрузки тел качения от действия центробежных сил в опорах вращения и опора вращения для его осуществления (варианты) -  патент 2348839 (10.03.2009)
Наверх