планетарно-дифференциальный редуктор

Классы МПК:F02C7/36 передача мощности между различными валами газотурбинной установки или между газотурбинной установкой и потребителем мощности
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Сатурн" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-08-27
публикация патента:

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей и может найти применение, например, в малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателях. Планетарно-дифференциальный редуктор включает входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал и наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления. Внутренний выходной вал концентрично установлен в наружный выходной вал. Входной вал-шестерня снабжен опорами, причем хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу. Входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала. Большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения. Отношение диаметра начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала к диаметру начальной окружности входного вала-шестерни составляет l,5-2. Изобретение позволяет снизить габаритные размеры редуктора и уровень потерь в зубчатом зацеплении, а также разгрузить опоры входного и выходных валов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236

Формула изобретения

1. Планетарно-дифференциальный редуктор, включающий входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал, наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал, отличающийся тем, что входной вал-шестерня снабжен опорами, хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу, входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала, большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения, при этом Dш/Dк=l,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала, Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни.

2. Планетарно-дифференциальный редуктор по п.1, отличающийся тем, что блок сателлитов дополнительно снабжен шестерней с прямозубым зубчатым венцом, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением с крышкой, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей, а именно к планетарно-дифференциальным редукторам и может найти применение, например, в малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателях.

Известен редуктор, который содержит входной вал-шестерню, соединенный прямозубым зубчатым зацеплением с большим зубчатым венцом блока сателлитов, которая в свою очередь соединена прямозубым внутренним зубчатым зацеплением с ведомой шестерней выходного наружного вала, установленной на теле вращения, при этом малый зубчатый венец блока сателлита соединен с ведомой шестерней выходного наружного вала прямозубым зубчатым зацеплением, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал (патент на изобретение RU 2346172, от 28.02.2007, опубл. 10.09.2009, МПК F02C 7/36).

Наиболее близким является планетарно-дифференциальный редуктор, включающий входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал, наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал (патент на изобретение RU 2316667, от 06.02.2006, опубл. 27.08.2007, МПК F02K 3/072, F16C 21/00).

Недостатком данных редукторов является низкий коэффициент полезного действия (КПД) редукторов из-за высокого уровня потерь в зубчатом зацеплении, так как зубчатый венец входного вала-шестерни и малый зубчатый венец блока сателлитов имеют малое число зубьев.

Также недостатком является то, что редукторы имеют большие габаритные размеры, связанные с тем, что, во-первых, прямозубые передачи не создают разгружающей осевой нагрузки на подшипники; во-вторых, опоры входного вала-шестерни и опоры выходных наружного и внутреннего валов расположены на одной оси, тем самым увеличивается длинновой габаритный размер редукторов; в-третьих, большие передаточные отношения на выходных валах редукторов, приводящие к увеличению диаметрального габаритного размера.

Еще одним недостатком является то, что в опорах валов применяются частично оригинальные подшипники, что значительно повышает себестоимость редукторов.

Техническим результатом заявленного изобретения является повышение КПД редуктора, а также снижение нагрузки на опоры входного вала и на опоры выходных валов редуктора и уменьшение габаритных размеров редуктора.

Дополнительным техническим результатом является распределение нагрузки от нагружающих элементов по валам, тем самым достигается заданный баланс сил в редукторе.

Технический результат достигается тем, что планетарно-дифференциальный редуктор содержит входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной вал, наружный выходной вал с телом вращения, содержащим зубчатый венец внутреннего зацепления, при этом в наружный выходной вал концентрично установлен внутренний выходной вал.

Новым в изобретении является то, что входной вал-шестерня снабжен опорами, хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу, входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала, большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения, при этом Dш/Dк=1,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала, Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни.

Блок сателлитов дополнительно снабжен шестерней с прямозубым зубчатым венцом, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением с крышкой, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни.

За счет того, что входной вал-шестерня с опорами концентрично установлен во внутреннем выходном валу, а внутренний выходной вал концентрично установлен в наружный выходной вал, при этом опоры всех валов расположены так же концентрично, достигается компактная схема редуктора за счет уменьшения диаметрального и длиннового габаритных размеров редуктора. При этом в редукторе блок сателлитов одновременно связан с наружным выходным валом и с внутренним выходным валом, и имеется косозубое зацепление с малым зубчатым венцом блока сателлитов и прямозубое зацепление с большим зубчатым венцом блока сателлитов, это позволяет увеличить число зубьев на малом зубчатом венце блока сателлитов. Также это позволит разгрузить опоры выходных валов и входного вала, тем самым снизить нагрузки на опоры валов и повысить КПД самого редуктора.

Дополнительно введение в блок сателлитов механизма дозагрузки в виде внутреннего зубчатого зацепления позволяет обеспечить заданный баланс сил в редукторе при распределении нагрузки от нагружающих элементов по выходным валам.

На чертежах представлены:

фиг.1 - конструкция планетарно-дифференциального редуктора,

фиг.2 - кинематическая схема зацепления планетарно-дифференциального редуктора.

Планетарно-дифференциальный редуктор состоит из входного вала-шестерни 1, имеющего внешнее зубчатое зацепление 2 с блоком сателлитов 3, внутреннего выходного вала 4, наружного выходного вала 5 с телом вращения 6 (фиг.1). При этом в наружный выходной вал 5 концентрично установлен внутренний выходной вал 4. Тело вращения 6 наружного выходного вала 5 содержит зубчатый венец внутреннего зацепления 7.

Входной вал-шестерня 1 снабжен опорами 8. Хотя бы одна опора 8 входного вала-шестерни 1 концентрично установлена во внутреннем выходном валу 4. Входной вал-шестерня 1 сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением 2 с малым зубчатым венцом 9 блока сателлитов 3, связанным с внутренним выходным валом 4.

Внутренний выходной вал 4 содержит опору 10, установленную концентрично относительно опоры 11 наружного выходного вала 5. Большой зубчатый венец 12 блока сателлитов 3 сопряжен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением 13 с зубчатым венцом 7 тела вращения 6, при этом Dш/Dк=1,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления 7 наружного выходного вала 5 (фиг.1), Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни 1 (фиг.1).

Блок сателлитов 3 дополнительно снабжен шестерней 14 с прямозубым зубчатым венцом 15, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением 16 с крышкой 17, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни 1. Так как в редукторе применяется планетарно-дифференциальная схема зацепления, то передаточные отношения на валах 5 и 4 определяются согласно формулам (1) и (2):

планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236

планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236

где i5 - передаточное отношение наружного выходного вала 5;

i4 - передаточное отношение внутреннего выходного вала 4;

Z 7 - число зубьев зубчатого венца внутреннего зацепления 7 тела вращения 6;

Z9 - число зубьев малого зубчатого венца 9 блока сателлитов 3;

Z 12 - число зубьев большого зубчатого венца 12 блока сателлитов 3;

Z1 - число зубьев зубчатого венца на валу-шестерне 1;

Z16 - число зубьев внутреннего зубчатого зацепления 16 на крышке 17;

Z15 - число зубьев шестерни 15.

Редуктор содержит блок сателлитов 3, который одновременно связан с наружным выходным валом 5 и внутренним выходным валом 4, это позволяет увеличить число зубьев малого зубчатого венца 9 блока сателлитов 3 и увеличить КПД редуктора:

планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236

где планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 - КПД редуктора;

f - суммарный коэффициент трения в паре зубчатых колес;

планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 - угол наклона зубчатого колеса;

Z 1 и Z9 - число зубьев входного вала-шестерни и малого зубчатого венца блока сателлитов соответственно;

планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 a1 и планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 a9 - коэффициенты дополюсного и заполюсного зацеплений соответственно для зацепления с углом профиля зуба 20° планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 a1=0,78, планетарно-дифференциальный редуктор, патент № 2528236 a9=0,9. Количество блоков сателлитов 3 в планетарно-дифференциальном редукторе должно быть от 3 до 7 штук (фиг.2).

Планетарно-дифференциальный редуктор работает следующим образом.

Крутящий момент от входного звена, например компрессора или турбины (не показаны), передается на входной вал-шестерню 1. От вала-шестерни 1 момент передается через внешнее косозубое зубчатое зацепление 2 малого зубчатого венца 9 на блок сателлитов 3. Затем крутящий момент поступает от малого зубчатого венца 9 блока сателлитов 3 на внутренний выходной вал 4, а от большого зубчатого венца 12 блока сателлитов 3 через внутреннее прямозубое зубчатое зацепление 13 - на тело вращения 6 и соответственно на наружный выходной вал 5. При этом одновременно крутящий момент передается от блока сателлитов 3 шестерне 14, при помощи внутреннего прямозубого зубчатого зацепления 16 соединенной с крышкой 17. Благодаря этому осуществляется балансировка сил в самом редукторе при распределении нагрузки от нагружающих элементов по выходным внутреннему 4 и наружному 5 валам.

Благодаря тому, что входной вал-шестерня снабжен опорами, хотя бы одна опора входного вала-шестерни концентрично установлена во внутреннем выходном валу, входной вал-шестерня сопряжен косозубым внешним зубчатым зацеплением с малым зубчатым венцом блока сателлитов, связанным с внутренним выходным валом, который содержит опору, установленную концентрично относительно опоры наружного выходного вала, большой зубчатый венец блока сателлитов соединен внутренним прямозубым зубчатым зацеплением с зубчатым венцом тела вращения, при этом Dш/Dк=1,5-2, где Dш - диаметр начальной окружности зубчатого венца внутреннего зацепления наружного выходного вала, Dк - диаметр начальной окружности входного вала-шестерни, достигается повышение КПД редуктора, а также снижение нагрузки на опоры входного вала и на опоры выходных валов редуктора и уменьшение габаритных размеров редуктора.

За счет того, что блок сателлитов дополнительно снабжен шестерней с прямозубым зубчатым венцом, сопряженной внутренним зубчатым зацеплением с крышкой, выполненной с возможностью прохода входного вала-шестерни, осуществляется распределение нагрузки от нагружающих элементов по валам, тем самым достигается заданный баланс сил в редукторе.

Класс F02C7/36 передача мощности между различными валами газотурбинной установки или между газотурбинной установкой и потребителем мощности

газотурбинный двигатель и способ разборки передней части конструкции газотурбинного двигателя -  патент 2522344 (10.07.2014)
узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя -  патент 2522233 (10.07.2014)
механизм привода пары воздушных винтов противоположного вращения посредством планетарной зубчатой передачи -  патент 2519531 (10.06.2014)
турбоблок -  патент 2518919 (10.06.2014)
газогенератор гтд -  патент 2487258 (10.07.2013)
газотурбинный двигатель со средствами приведения в движение зубчатых передач блока вспомогательного оборудования и способ монтажа такого двигателя -  патент 2476701 (27.02.2013)
устройство соединения двух вращающихся валов, в частности, в газотурбинном двигателе, и газотурбинный двигатель -  патент 2474709 (10.02.2013)
устройство содействия для переходных фаз разгона и торможения -  патент 2462607 (27.09.2012)
газотурбинная система, в которой в качестве топлива используют газ сталеплавильного завода -  патент 2446295 (27.03.2012)
соединение уменьшенного радиального габарита между валом турбины и цапфой вала компрессора газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель, содержащий указанное соединение -  патент 2438030 (27.12.2011)
Наверх