способ определения качества смазочных масел

Классы МПК:G01N33/30 для целей смазки 
G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-04
публикация патента:

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин. Способ заключается в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный K п/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа, мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел. Согласно изобретению, в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел. При этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний. Затем строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп. Влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: К вс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью. Достигается повышение информативности определения и обоснованности выбора смазочных материалов. 1 табл., 1 ил.

способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083

Формула изобретения

Способ определения качества смазочных масел, заключающийся в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный Kп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа в мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп , которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел, отличающийся тем, что в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел, при этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний, строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/К п, а влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: Квс=(Vп-Vпс)/V п×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии контроля качества смазочных масел при их применении и совместимости с материалами деталей машин.

Известен способ определения качества моторных масел, при котором испытывают смазанную пару трения, берут пробы работающего масла, регистрируют оптическую плотность, определяют площадь пятен износа на поверхности трения и по соотношению оптической плотности к площади пятна износа определяют качество масел (Авторское свидетельство СССР № 1165939, дата приоритета 06.01.1984, дата публикации 07.07.1985, авторы Ковальский Б.И. и Сорокин Г.М., RU).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ определения качества смазочных масел, при котором пробу масла нагревают при постоянной температуре с перемешиванием постоянной массы, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока, испытывают на противоизносные свойства, определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств по формуле П=Кп/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока; U - диаметр пятна износа, мм; затем строят графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока и по тангенсу угла наклона зависимости к оси абсцисс определяют качество смазочных масел (Патент РФ № 2454654, дата приоритета 25.02.2011, дата публикации 27.02.2012, авторы Ковальский Б.И. и др., RU, прототип).

Недостатками известных аналога и прототипа являются низкая их информативность и ограниченное применение по определению качества смазочных масел из-за отсутствия данных с их совместимостью с материалами пар трения.

Задачей изобретения является повышение информативности по определению качества смазочных масел за счет получения данных об их совместимости с материалами пар трения.

Для решения поставленной задачи в способе определения качества смазочных масел, заключающемся в том, что пробу масла постоянной массы нагревают при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла, в каждой из которых определяют фотометрированием коэффициент поглощения светового потока окисленного масла и испытывают его на противоизносные свойства, при этом определяют диаметр пятна износа и коэффициент противоизносных свойств П, равный K п/U, где Кп - коэффициент поглощения светового потока, a U - диаметр пятна износа в мм, строят линейную графическую зависимость коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп, которую используют для определения противоизносных свойств смазочных масел, согласно изобретению, в способе дополнительно определяют влияние стали на качество смазочных масел, при этом дополнительно нагревают пробу масла постоянной массы со стальным элементом при постоянной температуре с перемешиванием, через равные промежутки времени отбирают часть пробы окисленного масла и проводят упомянутый цикл испытаний, строят линейные графические зависимости коэффициентов противоизносных свойств от коэффициентов поглощения светового потока для масел, испытанных без стали и со сталью, по которым определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств путем определения соотношения П/Кп, а влияние стали на качество смазочных масел оценивают по значению коэффициента влияния стали Квс, определяемому по формуле: К вс=(Vп-Vпс)/Vп×100%, где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью.

На чертеже представлены зависимости коэффициента противоизносных свойств от коэффициента поглощения светового потока, полученные на примерах моторных масел: а) - минерального Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC; б) - частично синтетического Mobil Super 10W-40 SJ/CF; в) - синтетического Visco 5000 5W-40 SJ/CF, - испытанных без стали (1) и со сталью ШХ15 (2).

Способ осуществляется следующим образом.

Испытанию подвергались моторные масла различной базовой основы: минеральное - Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC; частично синтетическое - Mobil Super 10W-40 SJ/CF и синтетическое - Visco 5000 5W-40 SJ/CF. В качестве примера стального образца выбрана верхняя обойма подшипника № 203 диаметром 47 мм, изготовленная из стали ШХ15. Пробы масел испытывались порознь без стали и со сталью. Масса пробы масла составляла 100±0,1 г. Пробы термостатировались при постоянной температуре, например 180°C, с перемешиванием стеклянной мешалкой в стеклянном стакане с частотой вращения 300±2 об/мин. Через каждые 8 часов испытания отбирают часть пробы окисленного масла для прямого фотометрирования и определения коэффициента поглощения светового потока Кп, а также испытывают часть пробы на трехшариковой машине трения со схемой «шар-цилиндр». Параметры трения скольжения выбраны постоянными: нагрузка - 13 Н; скорость скольжения - 0,68 м/с; температура испытуемого масла в объеме - 80°C; время испытания - 2 часа.

После двух часов испытания измеряют диаметры пятен износа на трех шарах и определяют среднеарифметическое значение. По мере отбора проб в стеклянный стакан доливают товарное масло до первоначальной массы (100±0,1 г) и продолжают испытание по тому же способу, и замеряют те же параметры. Испытание проб масел со сталью и без стали продолжают до значения коэффициента поглощения светового потока 0,7-0.8 ед. Фотометрирование окисленных масел без стали и со сталью проводят при толщине фотометрируемого слоя 2 мм.

По полученным результатам определяют коэффициент противоизносных свойств П, учитывающий износ и концентрацию продуктов окисления при термостатировании масел без стали и со сталью, по соответствующим формулам:

П=Kп /U и Пс=Kпс/Uc, где Кп и К пс - коэффициенты поглощения светового потока термостатированных масел соответственно без стали и со сталью;

U и Uc - соответственно среднеарифметические значения диаметров пятен износа, мм.

Далее строят линейные графические зависимости коэффициента противоизносных свойств П от коэффициента поглощения светового потока Кп для масел различной базовой основы, испытанных без стали и со сталью (фиг.а, б, в). Из полученных зависимостей определяют скорость изменения коэффициента противоизносных свойств (Vп) путем определения соотношения П/Кп.

Затем определяют коэффициент влияния стали Квс на качество смазочного материала по формуле:

Kвс=(Vп-V пс)/Vп×100%,

где Vп и Vпс - соответственно скорости изменения коэффициента противоизносных свойств масел, испытанных без стали и со сталью ШХ15.

Результаты испытаний моторных масел приведены в следующей таблице.

Таблица
Результаты испытаний моторных масел различных базовых основ
Марка масла Коэффициент поглощения светового потока, Кп Коэффициент противоизносных свойств, П Скорость изменения коэффициента П Коэффициент влияния стали Квс, %
без сталисо сталью без сталисо сталью без сталисо сталью
Минеральное Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC 0,1330,1770,5 0,4793,89 3,47 10,7
0,257 0,2671,00,82
0,4330,447 1,61,4
0,60,543 2,331,8
0,820,643,2 2,2
способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 0,713способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 2,4
способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 0,767способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 2,6
Частично синтетическое Mobil Super 10W-40 SJ/CF 0,1670,20,6 0,64,1 3,31 19,2
0,183 0,4230,71,2
0,280,487 1,171,58
0,410,627 1,62,04
0,5230,757 2,042,5
0,637способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 2,62способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083
0,72 способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 2,93способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083
0,793 способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 3,22способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083
Синтетическое Visco 5000 5W-40 SJ/CF0,11 0,10,340,26 4,39 2,5841,2
0,2130,190,82 0,49
0,307 0,2871,33 0,75
0,423 0,51,681,29
0,513способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083 2,26способ определения качества смазочных масел, патент № 2528083

Из таблицы видно, что коэффициент влияния стали на качество масел составил: для минерального Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC - 10,7%; для частично синтетического Mobil Super 10W-40 SJ/CF - 19,2%; для синтетического Visco 5000 5W-40 SJ/CF - 41,2%.

Из таблицы также видно, что сталь ШХ15 понижает качество моторных масел независимо от базовой основы и совместима с минеральным маслом Spectrol Super Universal 15W-40 SF/CC и с частично синтетическим Mobil Super 10W-40 SJ/CF.

Использование изобретения позволяет определить количественные показатели влияния сталей на качество смазочных масел (противоизносные свойства), создать банк данных по влиянию различных конструкционных сталей на масла различной базовой основы и обоснованно выбирать те смазочные материалы, которые совместимы со сталями.

Класс G01N33/30 для целей смазки 

способ оценки качества мыльных пластичных смазок на минеральной основе при длительном хранении в герметичной таре -  патент 2524646 (27.07.2014)
способ выявления примесей в работающем масле и определения степени его загрязненности для оценки технического состояния агрегатов машин -  патент 2519520 (10.06.2014)
устройство экспериментальной оценки температурной стойкости жидких и пластичных смазочных материалов при трении и способ с его использованием -  патент 2492475 (10.09.2013)
способ определения количества присадки "меркаптобензотиазол" в маслах для авиационной техники -  патент 2489716 (10.08.2013)
способ определения критерия задиростойкости масел и смазочных материалов -  патент 2487350 (10.07.2013)
способ определения смазывающей способности масел -  патент 2484463 (10.06.2013)
способ определения температурной стойкости смазочных масел -  патент 2471187 (27.12.2012)
способ определения качества смазочных масел -  патент 2454654 (27.06.2012)
способ определения противоизносных свойств масел -  патент 2454653 (27.06.2012)
способ определения работоспособности смазочных масел -  патент 2451293 (20.05.2012)

Класс G01N3/56 исследование сопротивления износу или истиранию 

Наверх