зубчатое колесо

Классы МПК:F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 
F16H55/17 зубчатые колеса
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Мендрух Елена Николаевна (RU),
Мендрух Николай Викторович (RU),
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-06-18
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело (1) и зубчатый венец с зубьями (2). Смазкоудерживающие полки (7) расположены со стороны одного торца (4) зубчатого венца. На втором торце (3) зубчатого венца и прилегающем к нему теле (1) колеса укреплена торцевая накладка (8). Изобретение обеспечивает износостойкость рабочих боковых поверхностей и изгибную прочность зубьев. 2 ил. зубчатое колесо, патент № 2525944

зубчатое колесо, патент № 2525944 зубчатое колесо, патент № 2525944

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых заподлицо с боковыми поверхностями зубьев расположены смазкоудерживающие полки, отличающееся тем, что смазкоудерживающие полки расположены со стороны одного торца зубчатого венца, а на втором его торце и прилегающем к нему теле колеса укреплена кольцевая накладка.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с, ил.», стр.96, рис.82.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что консистентный смазочный материал при работе колеса в зацеплении с сопряженным колесом вытесняется с рабочих поверхностей его зубьев - на торцы зубьев и прилегающее к зубьям тело колеса, и в дальнейшем процессе трения рабочих поверхностей зубьев не участвует.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, а на торцах венца, заподлицо с боковыми поверхностями зубьев, расположены смазкоудерживающие карманы - см. А.С. СССР № 1656251, кл. F16H 57/04, опубл. 15.06.91 г., Бюл. № 22.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что в случае, если зубья имеют малую ширину, выполнять полки с обеих сторон зубчатого венца нецелесообразно. Кроме того, при установке полок с обеих сторон зубчатого венца невозможно обеспечить увеличение изгибной прочности зубьев путем установки на них и прилегающем к ним теле колеса усиливающих изгибную прочность зубьев кольцевых накладок (см., например, патент США № 3861231, кл. 74-410, 1976 г.).

Изобретением решается задача обеспечения износостойкости рабочих боковых поверхностей зубьев с обеспечением изгибной прочности зубьев.

Для этого зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которого заподлицо с боковыми поверхностями зубьев расположены смазкоудерживающие полки, причем эти полки расположены со стороны одного торца зубчатого венца, а на втором его торце и прилегающем к нему теле колеса укреплена торцевая накладка.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображен фрагмент зубчатого колеса - вид с торца зуба (фиг.1) и сечение зуба - вид сбоку зуба (фиг.2).

На чертежах показаны: тело 1 колеса, зубья 2 зубчатого венца, торцы 3 и 4 зубьев, боковые поверхности 5 и 6 зубьев, смазкоудерживающие полки 7, торцевая накладка 8.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении зубьев 2 с зубьями сопряженного зубчатого колеса в передаче, консистентный смазочный материал, нанесенный на боковые поверхности (5 и 6) зубьев 2, вытесняется сопряженными зубьями другого колеса на смазкоудерживающие полки 7, откуда он затем мигрирует обратно на боковые поверхности зубьев колеса. Наличие торцевой накладки 8, связывающей между собой торцевые поверхности 3 зубьев и тело 1 колеса, обеспечивает необходимую изгибную прочность зубьев 2 колеса.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечить одновременно и повышение износостойкости рабочих боковых поверхностей зубьев - за счет удержания смазочного материала в районе трения зубьев, и повышение изгибной прочности зубьев. Это позволяет увеличить надежность и долговечность зубчатого колеса.

Класс F16H57/04 конструктивные особенности, относящиеся к смазке или охлаждению 

устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2529116 (27.09.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525942 (20.08.2014)
зубчатое колесо -  патент 2525506 (20.08.2014)
масляная система охлаждения главного редуктора вертолета при испытании -  патент 2524519 (27.07.2014)
корпус механического оборудования, в частности коробки передач, с охладамой внутренней аппаратной камерой -  патент 2521068 (27.06.2014)
метод охлаждения электронных систем в механических устройствах, особенно в коробках передач -  патент 2521067 (27.06.2014)
зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением -  патент 2519308 (10.06.2014)
смазка и охлаждение редуктора с эпициклоидальной зубчатой передачей -  патент 2519305 (10.06.2014)
зубчатое колесо -  патент 2516827 (20.05.2014)
способ повышения долговечности элементов зубчатого колеса -  патент 2500940 (10.12.2013)

Класс F16H55/17 зубчатые колеса

Наверх