устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе

Классы МПК:H02P8/34 контроль работы
H02P8/36 защита от неисправностей, например от перегрева, нарушения шага; индикация неисправностей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-02-06
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе трехфазных, четырехфазных и шестифазных шаговых двигателей. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения известных режимов коммутации и стоянки для двигателей с различным числом фазных обмоток, обеспечения работы шагового двигателя в режиме переменной тактности, управляемой по шинам выбора режима коммутации, а также автоматического определения отказов в работе шагового электропривода благодаря сравнению кодов фактической запитки двигателя формируемых известными пороговыми датчиками фазных токов и напряжений с эталонными кодами дублирующего информационного канала. В устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе введены второй групповой информационный выход эталонных коммутационных комбинаций, цифровой компаратор, новые функциональные связи, указанные в материалах заявки. 2 ил., 2 табл. устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048

устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048

Формула изобретения

Устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, содержащее первую, вторую, третью шины выбора режима коммутации, шину управления, тактовую шину, шину реверса, шину разрешения чтения, реверсивный счетчик, первый, второй, третий входы которого соединены с шиной управления, тактовой шиной, шиной реверса соответственно, постоянное запоминающее устройство, первый, второй, третий, четвертый адресные входы которого соединены с одноименными выходами реверсивного счетчика, пятый, шестой, седьмой, восьмой входы постоянного запоминающего устройства соединены с третьей, второй, первой, седьмой шинами выбора режима коммутации и разрешения чтения соответственно, при этом выходы первый - шестой постоянного запоминающего устройства являются его первым групповым выходом, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введены седьмой - двенадцатый выходы постоянного запоминающего устройства, образующие его второй групповой выход, цифровой компаратор, выход «неравенство операндов» которого является информационным выходом устройства обнаружения отказов, второй групповой вход компаратора соединен с одноименным групповым выходом постоянного запоминающего устройства, первый групповой выход которого через усилители мощности, пороговые датчики фазовых токов и напряжений, логические элементы И, соединен с первым групповым входом компаратора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в системах с шаговым электроприводом на базе трехфазных, четырехфазных и шестифазных шаговых двигателей.

Известно устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе [1], содержащее шаговый двигатель, в цепь каждой j фазы которого включены последовательно пороговые датчики тока Ij, а параллельно каждой обмотке включены пороговые датчики напряжения Uj, конъюнкции которых Ij^ Uj подключены к одноименным разрядным входам реверсивного регистра сдвига и первым входам элемента сравнения, вторые входы которого соединены с одноименными выходами реверсивного сдвигового регистра. При этом режим прямого или реверсивного сдвига определяется логическим уровнем шины реверса, а модуль сдвига -количеством импульсов на тактовой шине. Исходное содержимое регистра, соответствующее начальной комбинации включения фаз, загружается в регистр по сигналу на шине начальной установки. В рабочем режиме по каждому тактовому импульсу происходит циклический сдвиг начального содержимого регистра и его сравнение с коммутационной комбинацией включения фаз и в случае их несовпадения формируется сигнал «отказ».

К недостаткам устройства следует отнести то, что отказ не будет обнаружен, если все фазы находятся под током или все фазы обесточены. Кроме того, при исправной работе в режиме парной коммутации устройство формирует ложный сигнал «отказ».

Наиболее близким к заявленному устройству является устройство для управления шаговым двигателем [2], содержащее первую - третью шины выбора режима коммутации, шину управления, тактовую шину, шину реверса, реверсивный счетчик, первый, второй и третий входы которого соединены с шинами управления, тактовой, реверса соответственно, постоянное запоминающее устройство, шину разрешения чтения, при этом первый - четвертый выходы реверсивного счетчика соединены с одноименными входами постоянного запоминающего устройства, пятый -восьмой входы которого соединены с третьей, второй, первой, седьмой шинами выбора режима коммутации и разрешения чтения соответственно, а выходы первый - шестой являются одноименными выходами устройства управления шаговым двигателем. Устройство обеспечивает известные режимы коммутации и стоянки для двигателей с различным числом фазных обмоток в режиме переменной тактности, управляемом по шинам выбора режима коммутации.

К недостаткам устройства следует отнести отсутствие режима автоматической диагностики отказов.

Заявляемое изобретение направлено на расширение функциональных возможностей устройства.

Это достигается тем, что в устройство дополнительно введены седьмой - двенадцатый выходы постоянного запоминающего устройства, образующие его второй групповой выход, цифровой компаратор, выход «неравенство операндов» которого является информационным выходом устройства обнаружения отказов, второй групповой вход компаратора соединен с одноименным групповым выходом постоянного запоминающего устройства, первый групповой выход которого через усилители мощности, пороговые датчики фазовых токов, напряжений, логические элементы И соединен с первым групповым входом компаратора.

На фиг.1 приведена блок-схема устройства, на фиг.2 - схема подключения фазных обмоток трехфазного двигателя, а также циклы трехтактной и шеститактной реверсивной коммутации и соответствующие им диаграммы поля статора.

Устройство содержит шины выбора режима коммутации 1-3, шину управления 4, тактовую шину 5, шину реверса 6, шину разрешения чтения 7, реверсивный 2/12 счетчик 8, постоянное запоминающее устройство 9, усилители мощности с пороговыми датчиками тока и напряжения 10, логическими элементами И 13, цифровой компаратор 11, шину информационную выходную 12.

Шины выбора режима коммутации 3, 2, 1 соединены со входами 5, 6, 7 постоянного запоминающего устройства соответственно, шина управления 4 подсоединена к первому входу реверсивного счетчика 8, тактовая шина 5 и шина реверса 6 подключены ко второму и третьему входам реверсивного счетчика соответственно, шина разрешения чтения 7 соединена с восьмым входом постоянного запоминающего устройства 9, выходы 1, 2, 3, 4 реверсивного счетчика соединены с одноименными адресными входами постоянного запоминающего устройства 9, первый групповой выход которого через усилители мощности, пороговые датчики 10 тока и напряжения, логические элементы И 13 соединен с первым групповым входом цифрового компаратора 11, второй групповой вход которого соединен с вторым групповым выходом постоянного запоминающего устройства, выход компаратора 11 соединен с выходной информационной шиной 12.

Устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе работает следующим образом.

При начальной подготовке устройства к работе подключают фазовые обмотки двигателя к соответствующим пороговым датчикам и усилителям мощности, устанавливают код режима старшими разрядами адреса а5, а6, а7 на первой - третьей шинах выбора режима коммутации. Установка логической переменной V=1 шины 4 управления разрешает счет импульсов, поступающих по тактовой шине 5, на увеличение или уменьшение кода состояния реверсивного счетчика 8 в зависимости от уровня на шине 6 реверса. При наличии сигнала разрешения чтения Е=1 код содержимого постоянного запоминающего устройства по адресу а1а2 а3a4а5a6а7 выводится на основные b7-b6 и дублирующие b7-b12 выходные разряды, обеспечивая коммутацию фазных напряжений двигателя в соответствии с таблицами 1, 2.

Значение Е=0 устанавливает на выходах постоянного запоминающего устройства b1-b6 и b 7-b2 нулевые значения переменных, обеспечивая реализацию режима обесточенной стоянки, значение устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048 обеспечивает реализацию режима стоянки под током.

При исправной работе устройства номинальные фазные токи I j и напряжения Uj формируют Ij^U j=1, соответствующие таблицам 1, 2, что влечет выработку сигнала устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048 - «отказов нет», иначе устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048 - «отказ».

Источники информации

1. Авторское свидетельство № 1415401, кл. Н02Р 7/62, опубликовано от 07.08.88. Бюл. № 29.

2. Патент RU 2417512, кл. Н02Р 8/00, Н02Р 8/20, опубликован 10.12.2010. Бюл. № 34.

3. Дискретный электропривод с шаговыми двигателями./Под редакцией М.Г.Чиликина. М.: «Энергия», 1971.

устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048

Таблица 2

Устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе
Режим а5а6 а7=101,4-тактный поочередный
Фаза А постоянно под током А-1 Фаза А постоянно обесточена А=0 Второй групповой выход ПЗУ
А=В 43 21устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048 43 21 b10b9 b8b7
00 001 100 000 001
10 011 000 100 010
10 101 001 000 100
11 001 010 001 000
Все фазы под током Все фазы обесточеныВторой групповой выход ПЗУ
устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048 43 21 устройство для обнаружения отказов в шаговом электроприводе, патент № 2523048 43 21 b10b9 b8b7
11 111 100 000 001
11 111 100 000 010
11 111 100 000 100
11 111 100 001 000

Класс H02P8/34 контроль работы

Класс H02P8/36 защита от неисправностей, например от перегрева, нарушения шага; индикация неисправностей

Наверх