турбоагрегат

Классы МПК:F25B11/02 в качестве расширителей
F01D25/12 охлаждение 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет " (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-09-20
публикация патента:

Изобретение относится к энергетическому машиностроению. Турбоагрегат содержит корпус с установленным внутри него на подшипниках валом. На валу закреплено, по крайней мере, одно расширительное рабочее колесо. Подшипники выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов. В расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы. Выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками. Изобретение направлено на упрощение конструкции и снижение массогабаритных характеристик турбоагрегата. 1 ил. турбоагрегат, патент № 2520763

турбоагрегат, патент № 2520763

Формула изобретения

Турбоагрегат, содержащий корпус с установленным внутри него на подшипниках валом, с закрепленным на нем, по крайней мере, одним расширительным рабочим колесом, отличающийся тем, что подшипники выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов, а в расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы, при этом выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к турборасширительным агрегатам холодильной и криогенной техники, выполненным в безмасляном исполнении.

Известны конструкции агрегатов [Пластинин П.И. Поршневые компрессоры. В 2 т. Т. 2. Основы проектирования. Конструкции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 2008. - 711 с. (стр.114 (рис.2.4.4.), 116 (рис.2.4.8.), 542 (лист А.1.19)], содержащие вал, подшипники, масляный насос, маслопроводы и маслосборник, причем в валу выполнены каналы, по которым масло от маслосборника по маслопроводам насосом подается в зазоры, образованные валом и подшипниками. Такая конструкция агрегата, за счет выполненных в валу сообщающихся каналов, позволяет организовать подачу масла в зазоры, образованные валом и подшипниками, что, в том числе, обеспечивает интенсивное охлаждение трущихся поверхностей подшипников, поддержание требуемой температуры в зоне трения и, соответственно, повышение ресурса агрегата.

Недостатком такой конструкции агрегата является ее сложность из-за большого количества конструктивных элементов системы смазки и, соответственно, увеличение массогабаритных характеристик агрегата.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является турбоагрегат [Пат. 2303142 РФ, МКИ6 F04D 29/58, F01D 15/08, F25В 11/00. Турбокомпрессор-детандер], содержащий корпус с установленным внутри него на подшипниках валом с закрепленными на его концах рабочими колесами компрессора и турбины-детандера, при этом подшипники выполнены с консистентной смазкой, а полость подшипникового узла трения сообщена с атмосферой и с выходом турбины-детандера для охлаждения подшипника частью потока охлажденного воздуха.

В указанной конструкции агрегата за счет исполнения подшипников с консистентной смазкой и охлаждения их поверхностей частью потока рабочего газа, охлажденного в расширительном колесе агрегата, путем продувки полости, образованной поверхностями корпуса, вала и подшипников агрегата, исключено большое количество конструктивных элементов, присущих системе смазки маслом (жидкостью), что позволило снизить массогабаритные характеристики агрегата.

Недостатками прототипа являются: усложнение конструкции и увеличение массогабаритных характеристик агрегата за счет применения подшипников, смазываемых консистентной смазкой, и введения полости и коммуникаций, связывающих выход турбины с полостью для охлаждения трущихся поверхностей подшипников.

Технической задачей данного изобретения является упрощение конструкции и снижение массогабаритных характеристик агрегата за счет использования компактных подшипников скольжения, а также оригинальной системы подвода охлаждающей среды к их трущимся поверхностям.

Данный технический результат достигается тем, что подшипники турбоагрегата выполнены несмазываемыми из полимерных композиционных материалов, а в расширительном рабочем колесе и в валу выполнены каналы, при этом выполненные каналы сообщают проточную часть расширительного рабочего колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где изображен продольный разрез турбоагрегата с системой каналов, сообщающих проточную часть расширительного колеса с зазорами, образованными валом и подшипниками.

Турбоагрегат (фиг.1) включает корпус 1 с установленным внутри него на несмазываемых полимерных подшипниках 2 валом 3, с закрепленным на нем, по крайней мере, одним расширительным колесом 4. В расширительном колесе 4 и в валу 3 выполнены каналы 5, сообщающие проточную часть расширительного рабочего колеса 4 с зазорами, образованными валом 3 и подшипниками 2.

Заявляемый турбоагрегат работает следующим образом. Рабочий чистый газ, проходя через корпусные элементы 1 и расширительное колесо 4 турбоагрегата, вращает вал 3 с установленным на нем рабочим колесом 4 и охлаждается. При вращении вала под действием нагрузки, в результате сил трения, на опорных поверхностях несмазываемых подшипников 2 выделяется тепло. Часть потока охлажденного рабочего газа в расширительном колесе 4 турбоагрегата через выполненные в нем и в валу каналы 5 направляется в зазоры, образованные валом 3 и подшипниками 2. Движение газа из межлопаточных каналов расширительного колеса 4 в зазоры, образованные валом 3 и подшипниками 2, по каналам, выполненным в валу 3 и расширительном колесе 4, осуществляется за счет перепада давлений между соответствующими полостями. Размер и расположение сообщающихся каналов 5 в расширительном колесе 4 и в валу 3 определяется режимами работы и исполнением агрегата, а также величиной выделившегося в подшипниках 2 тепла в результате механического трения с валом 3. Рабочий газ из зазоров, образованных подшипниками 2 и валом 3, может отводиться в окружающую среду (например, если газ - воздух) либо в систему отбора газа после расширительного колеса 4 турбоагрегата.

Таким образом, данное техническое решение позволяет снизить массогабаритные характеристики турбоагрегата и упростить его конструкцию.

Класс F25B11/02 в качестве расширителей

детандер-генераторный агрегат -  патент 2528230 (10.09.2014)
турбодетандер -  патент 2468310 (27.11.2012)
устройство теплоснабжения и роторный компрессор-детандер -  патент 2463531 (10.10.2012)
способ и устройство удаления воды и силоксанов из газа -  патент 2451536 (27.05.2012)
способ получения холодного воздуха в турбохолодильной установке -  патент 2370712 (20.10.2009)
воздушная холодильная установка -  патент 2370711 (20.10.2009)
теплотрубная холодильная машина -  патент 2283461 (10.09.2006)
волновой детандер-компрессор -  патент 2250423 (20.04.2005)
способ получения холода в турбохолодильной установке с отбором воздуха от компрессора турбореактивного двигателя -  патент 2239133 (27.10.2004)
способ охлаждения рабочего тела и устройство для его осуществления -  патент 2181864 (27.04.2002)

Класс F01D25/12 охлаждение 

кольцевой неподвижный элемент для использования с паровой турбиной и паровая турбина -  патент 2511914 (10.04.2014)
компрессорный модуль турбомашины, уплотнительный диск внутренней камеры для такого модуля и турбомашина, содержащая такой компрессорный модуль -  патент 2488698 (27.07.2013)
устройство и способ охлаждения трубчатой зоны двухпоточной турбины -  патент 2486345 (27.06.2013)
устройство и способ охлаждения первой ступени двухпоточной турбины -  патент 2482281 (20.05.2013)
устройство турбины и способ охлаждения бандажа, расположенного у кромки лопатки турбины -  патент 2462600 (27.09.2012)
способ струйного охлаждения поверхностей и устройство для его осуществления -  патент 2461720 (20.09.2012)
газотурбинный двигатель -  патент 2460887 (10.09.2012)
ротор компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2451840 (27.05.2012)
внутренний корпус для газотурбинной установки, защитная оболочка вала, блок корпуса для газотурбинной установки и газотурбинная установка -  патент 2425227 (27.07.2011)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2406844 (20.12.2010)
Наверх