протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя

Классы МПК:F04D13/10 приспособленные для работы в буровых скважинах 
H02K5/124 уплотнение вала
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Актуальные технологии нефтеотдачи" (ООО "АТН") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-12-03
публикация патента:

Изобретение относится к нефтедобыче, а именно к протекторам для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя.

Протектор содержит корпус 1, вал 4 с нижним и верхним торцовыми уплотнениями 6, опору 5 вала 4, ниппели, узел пяты, верхнюю и нижнюю головки 2 с фланцами 3 для соединения соответственно с насосом и электродвигателем. Протектор содержит рабочее колесо 7 центробежного насоса, смонтированное на валу 4 между торцовым уплотнением 6 и фланцем для соединения с насосом. Внутренний диаметр D диска 9 рабочего колеса 7, обращенного к торцовому уплотнению 6, выполнен больше диаметра d вала 4. Наружный диаметр D1 диска 9 выполнен меньше наружного диаметра D2 противоположно расположенного диска 8 рабочего колеса 7. Центрирование рабочего колеса 7 относительно вала 4 осуществляется по внутреннему диаметру d колеса 7. Изобретение направлено на упрощение конструкции протектора с уплотнительным устройством, а также обеспечение высокой степени защиты электродвигателя от пластовой жидкости. 2 ил. протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128

протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128

Формула изобретения

Протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащий корпус, вал с нижним и верхним торцовыми уплотнениями, опоры вала, ниппели, узел пяты, верхнюю и нижнюю головки с фланцами для соединения, соответственно, с насосом и электродвигателем, отличающийся тем, что содержит рабочее колесо центробежного насоса, смонтированное на валу между торцовым уплотнением и фланцем для соединения с насосом, при этом внутренний диаметр диска рабочего колеса, обращенного к торцовому уплотнению, выполнен больше диаметра вала, наружный его диаметр выполнен меньше наружного диаметра противоположно расположенного диска рабочего колеса, а по его внутреннему диаметру осуществляется центрирование рабочего колеса относительно вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к гидравлической защите погружных маслозаполненных электродвигателей от пластовой жидкости, предназначенных для привода погружных насосов для добычи нефти.

Известно устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащее вал с верхним и нижним торцовыми уплотнениями и корпус, герметично разделенный эластичной диафрагмой на заполненные маслом внутреннюю камеру и верхнюю камеру, разделенную ниппелем на верхнюю и нижнюю части (А.С. СССР № 1767623, 1990).

Недостатком известной конструкции является недостаточная герметичность от пластовой жидкости, проникающей в электродвигатель, что приводит к выходу его из строя.

Известно также устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащее вал с верхним и нижним торцовыми уплотнениями и корпус, первый и второй ниппели, между которыми размещен узел пяты, верхнюю и нижнюю головки с фланцами для соединения с насосом и электродвигателем, вал с верхним и нижним торцовым уплотнениями, клапан и кожух, имеющий фланец и установленный на верхнем торцовом уплотнении (Протектор 5ТЩ 287. 154, ТУ, 1992).

Недостатком данной конструкции является недостаточная защищенность от механических примесей, выводящих из строя торцовое уплотнение, что снижает его герметичность от пластовой жидкости, проникающей в электродвигатель, и что приводит к выходу его из строя.

По технической сущности наиболее близким техническим решением, близким к предлагаемому, является протектор (Патент № 2238441, 20.10.2004) для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащий корпус, вал с нижним и верхним торцовыми уплотнениями, узел пяты, верхнюю и нижнюю головки с фланцами для соединения с насосом и электродвигателем, отбойник, жестко закрепленный на валу выше верхнего торцового уплотнения. Кроме того, он снабжен удлинителем вала и радиальным уплотнением, выполненным в виде стакана с эксцентричными относительно друг друга кольцевыми канавками, в которых размещены кольца из антифрикционного материала и охватывающие их резиновые кольца, выполняющие функции дополнительного уплотнения.

Недостатком данного технического решения является сложность конструкции, а также недостаточная защищенность от механических примесей, выводящих из строя дополнительное и торцовое уплотнения, приводящее к снижению их герметичности и попаданию пластовой жидкости в электродвигатель, что приводит к выходу его из строя.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является упрощение конструкции протектора с уплотнительным устройством, а также обеспечение высокой степени защиты электродвигателя от пластовой жидкости.

Поставленная задача решается тем, что протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащий корпус, вал с нижним и верхним торцовыми уплотнениями, опоры вала, ниппели, узел пяты, верхнюю и нижнюю головки с фланцами для соединения, соответственно, с насосом и электродвигателем, согласно изобретению содержит рабочее колесо центробежного насоса, смонтированное на валу между торцовым уплотнением и фланцем для соединения с насосом, при этом внутренний диаметр диска рабочего колеса, обращенного к торцовому уплотнению, выполнен больше диаметра вала, наружный его диаметр выполнен меньше наружного диаметра противоположно расположенного диска рабочего колеса, а по его внутреннему диаметру осуществляется центрирование рабочего колеса относительно вала.

На фиг.1 показан продольный разрез протектора в зоне расположения торцового уплотнения, обращенного к головке с фланцем для крепления насоса, на фиг.2 показан разрез А-А на фиг.1.

Устройство содержит корпус 1, головку 2 с фланцем 3 для крепления насоса (на чертеже не показан), вал 4, опору вала 5, торцовое уплотнение 6, рабочее колесо 7 центробежного насоса. Рабочее колесо 7 центробежного насоса содержит верхний диск 8 с наружным диаметром протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 D2 и внутренним диаметром протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 d, равным диаметру вала 4, нижний диск 9 с наружным диаметром протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 D1 и внутренним диаметром протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 D, который больше протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 d, образующие кольцевой зазор Е. Между дисками 8 и 9 расположены лопатки 10, определяющие высоту С. Центрирование рабочего колеса 7 относительно вала 4 осуществляется по внутреннему диаметру протектор для гидравлической защиты погружного маслозаполненного   электродвигателя, патент № 2520128 d диска 8.

Нижнее торцовое уплотнение, нижняя опора вала, ниппели, узел пяты и электродвигатель на чертежах не показаны.

Устройство работает следующим образом.

Перед установкой электродвигателя и насоса полости Б, В, Г, а также полости протектора, находящиеся ниже торцового уплотнения 6, заполняются маслом (например, типа МА-ПЭД). С началом эксплуатации насоса давление в зоне Б возрастает, однако в зоне В давление масла (флюида) будет значительно меньше за счет того, что вращение рабочего колеса 7 центробежного насоса по стрелке Ж (фиг.2) приведет к вытеснению масла к периферии колеса и перемещению его в зону В и далее через кольцевой зазор Е и лопаточное пространство высотой С, ограничиваемое дисками 8 и 9, снова к периферии рабочего колеса 7 с определенной скоростью. Т.е. рабочее колесо центробежного насоса будет работать само на себя, образуя замкнутое кольцо масляного (флюидного) потока, перемещающегося с определенной скоростью и зависящей от конструктивных параметров рабочего колеса 7 и величины зазора К. Известно (Е.И.Бутиков, А.А.Бычков, А.С.Кондратьев. Физика в примерах и задачах: Учеб. пособие. -М.:Наука, 1989. с.156-159), что чем больше скорость жидкости (масла), перемещаемой в заданном пространстве, тем меньше в нем давление. Таким образом, создание условий для перемещения масла (флюида) в зоне В с определенной скоростью способствует уменьшению в ней давления, а значит, и уменьшению перепада давлений в зонах В и Г, что увеличивает уровень герметизации торцового уплотнения 6. При определенных условиях перепад давлений может быть близким к нулю, что полностью исключит перетекание масла (флюида) из зон Б и В в зону Г.

Таким образом, изобретение позволяет упростить конструкцию протектора, создает надежную защиту электродвигателя от воздействия механических частиц и пластовой жидкости, что значительно удлиняет срок службы устройства.

Класс F04D13/10 приспособленные для работы в буровых скважинах 

направляющий аппарат ступени центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2525816 (20.08.2014)
устройство для оценки технического состояния установок электроцентробежных насосов в процессе эксплуатации -  патент 2525094 (10.08.2014)
ступень многоступенчатого центробежного насоса -  патент 2525047 (10.08.2014)
усовершенствованное уплотнение скважинного электрического погружного насоса -  патент 2524590 (27.07.2014)
газосепаратор-диспергатор погружного насоса для добычи нефти -  патент 2523943 (27.07.2014)
погружной насосный агрегат -  патент 2522374 (10.07.2014)
входное устройство скважинного насоса -  патент 2522259 (10.07.2014)
погружной электронный блок для погружного электродвигателя -  патент 2521532 (27.06.2014)
погружной многоступенчатый модульный насос и ступень насоса -  патент 2520797 (27.06.2014)
соединительное переходное устройство для электрической погружной насосной системы -  патент 2519132 (10.06.2014)

Класс H02K5/124 уплотнение вала

Наверх