линейный асинхронный двигатель

Классы МПК:H02K41/025 асинхронные электродвигатели
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Соломин Владимир Александрович (RU),
Соломин Андрей Владимирович (RU),
Бичилова Анастасия Алановна (RU),
Непомняющая Ольга Вадимовна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-12-10
публикация патента:

Изобретение относится к электротехнике, к линейным двигателям, преобразующим электрическую энергию непосредственно в поступательное перемещение, и может быть использовано в приводе электрического транспорта. Технический результат состоит в увеличении усилий поперечной стабилизации индуктора относительно вторичного элемента. Линейный асинхронный двигатель содержит индуктор 1, состоящий из сердечника 2 и многофазной обмотки, катушки 3 которой образуют ряды в продольном и поперечном направлениях. Вторичный элемент 4 содержит электропроводящую часть 5, расположенную на ферромагнитном основании 6. Электропроводящая часть 5 содержит серединную часть 7, к которой с обеих сторон примыкают боковые части 8, каждая из которых образована чередующимися электропроводящими стержнями 9, перпендикулярными сплошной части 7, между которыми один за другим расположены электропроводящие стержни 10, параллельные сплошной части 7. 3 ил. линейный асинхронный двигатель, патент № 2518915

линейный асинхронный двигатель, патент № 2518915 линейный асинхронный двигатель, патент № 2518915 линейный асинхронный двигатель, патент № 2518915

Формула изобретения

Линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и многофазной обмотки, катушки которой размещены на зубцах сердечника, при этом катушки обмотки образуют ряды в продольном и поперечном направлениях, причем продольные ряды катушек имеют прямые порядки следования фаз, а катушки поперечных рядов имеют до середины каждого ряда прямой, а после середины - противоположный порядок следования фаз, и вторичный элемент, включающий электропроводящую часть, расположенную на ферромагнитном основании, причем электропроводящая часть содержит сплошную часть, расположенную в середине, к которой с обеих сторон примыкают боковые части, отличающийся тем, что боковые части выполнены в виде чередующихся электропроводящих стержней, перпендикулярных сплошной части и электрически соединенных с ней, а между каждой парой перпендикулярных стержней размещены один за другим электропроводящие стержни, параллельные сплошной части вторичного элемента, которые электрически соединены с перпендикулярными стержнями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электротехники, а более точно - к линейным двигателям, преобразующим электрическую энергию непосредственно в поступательное перемещение.

Известен линейный асинхронный двигатель, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и многофазной обмотки, катушки которой размещены на зубцах сердечника, при этом катушки обмотки образуют ряды в продольном и поперечном направлениях, причем продольные ряды катушек имеют прямые порядки следования фаз, а катушки поперечных рядов имеют до середины каждого ряда прямой, а после середины - противоположный порядок следования фаз, и вторичный элемент, включающий электропроводящую часть, расположенную на ферромагнитном основании (см. а. с. СССР МПК Н02К 41/04, № 696579, 1979 г.).

Данный линейный асинхронный двигатель (ЛАД) развивает недостаточно большие усилия поперечной стабилизации.

Наиболее близким по своей технической сущности к заявляемому техническому решению является ЛАД, содержащий индуктор, состоящий из сердечника и многофазной обмотки, катушки которой размещены на зубцах сердечника, при этом катушки обмотки образуют ряды в продольном и поперечном направлениях, причем продольные ряды катушек имеют прямые порядки следования фаз, а катушки поперечных рядов до середины ряда прямой, а после середины ряда - противоположный порядок следования фаз, и вторичный элемент, включающий электропроводящую часть, расположенную на ферромагнитном основании, причем электропроводящая часть содержит сплошную часть, расположенную в средине, к которой с обеих сторон примыкают боковые части (см. пат. РФ МПК 41/025, № 2211524, 2001 г.). Этот линейный асинхронный двигатель выберем в качестве прототипа.

Небольшие усилия поперечной стабилизации - недостаток прототипа.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение отмеченного недостатка в разработанной конструкции ЛАД.

Решение технической задачи достигается тем, что в линейном асинхронном двигателе, содержащем индуктор, состоящий из сердечника и многофазной обмотки, катушки которой размещены на зубцах сердечника, при этом катушки обмотки образуют ряды в продольном и поперечном направлениях, причем продольные ряды катушек имеют прямые порядки следования фаз, а катушки поперечных рядов имеют до середины каждого ряда прямой, а после середины - противоположный порядок следования фаз, и вторичный элемент, включающий электропроводящую часть, размещенную на ферромагнитном основании, причем электропроводящая часть содержит сплошную часть, расположенную в средине, к которой с обеих сторон примыкают боковые части, согласно изобретению боковые части выполнены в виде чередующихся электропроводящих стержней, перпендикулярных сплошной части и электрически соединенных с ней, а между каждой парой перпендикулярных стержней размещены один за другим электропроводящие стержни, параллельные сплошной части вторичного элемента, которые электрически соединены с перпендикулярными стержнями.

Выполнение боковых частей в виде чередующихся электропроводящих стержней, перпендикулярных сплошной части и электрически соединенных с ней, размещение между каждой парой перпендикулярных стержней один за другим электропроводящих стержней, параллельных сплошной части и электрически соединенных с перпендикулярными стержнями, - эти признаки определяют новизну и существенные отличия данного технического решения.

В дальнейшем изобретение появляется примером его конкретного выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает общий вид линейного асинхронного двигателя (вид спереди, схематично);

фиг.2 показывает общий вид электропроводящей части вторичного элемента ЛАД (вид сверху, схематично);

фиг.3 представляет схему соединения обмотки индуктора ЛАД.

Линейный асинхронный двигатель содержит индуктор 1, состоящий из сердечника 2 и многофазной обмотки, катушки 3 которой образуют ряды в продольном и поперечном направлениях (на фиг.1 не показаны).

Вторичный элемент 4 содержит электропроводящую часть 5, расположенную на ферромагнитном основании 6. Электропроводящая часть 5 содержит сплошную часть 7, расположенную в средине, к которой с обеих сторон примыкают боковые части 8.

Электропроводящая часть 5 вторичного элемента 4 изображена на фиг.2, к сплошной части 7 примыкают с обеих сторон боковые части 8, каждая из которых образована чередующимися электропроводящими стержнями 9, перпендикулярными сплошной части 7, между которыми один за другим расположены электропроводящие стержни 10, параллельные сплошной части. Места электрического соединения стержней 9 и 10 и сплошной части 7 показаны точками.

Схема соединения катушек обмотки индуктора представлена на фиг.3. Прописными буквами А, В и С обозначены фазы, к которым подключены соответствующие катушки многофазной обмотки. Видно, что продольные ряды катушки образуют прямые порядки следования фаз, а катушки каждого поперечного ряда имеют до середины ряда прямой, а после середины - противоположный порядок следования фаз.

Рассмотрим работу данного линейного асинхронного двигателя.

При подключении катушек обмотки индуктора к источнику трехфазного напряжения по ним протекут токи, создающие магнитные потоки. Магнитные потоки, созданные продольными рядами катушек обмотки, будут бегущими вдоль оси ЛАД. Они, пересекая срединную часть электропроводящей части вторичного элемента, индуктируют в ней электродвижущие силы, вызывающие протекание вихревых токов. Вихревые токи срединной части вторичного элемента при взаимодействии с магнитными потоками, бегущими в продольном направлении, создают тяговые механические усилия, под действием которых индуктор ЛАД будет перемещаться в направлении, противоположном направлению бегущего магнитного поля. Магнитные потоки, созданные токами поперечных рядов катушек обмотки, будут «бежать» навстречу друг другу от краев индуктора к его центру. Поперечно бегущие магнитные потоки, взаимодействуя с токами в срединной части электропроводящей части вторичного элемента, ими индуктированными создадут встречно действующие в поперечном направлении механические усилия. Эти усилия при симметричном расположении индуктора ЛАД относительно вторичного элемента взаимно уравновешиваются и не оказывают влияния на работу двигателя.

При поперечном смещении индуктора ЛАД относительно вторичного элемента равенство этих усилий нарушается. Например, при смещении индуктора ЛАД вправо в каждом поперечном ряду поперечные усилия, действующие слева направо останутся теми же по величине, что и при симметричном расположении индуктора ЛАД и вторичного элемента, так как эти усилия создаются при взаимодействии поперечно бегущих в этом же направлении магнитных потоков, созданных токами трех катушек индуктора, с токами ими индуктированными в срединной части вторичного элемента. Одновременно поперечные усилия, действующие на индуктор в поперечном направлении справа налево, увеличатся, поскольку часть индуктора окажется над боковой частью 8 (фиг.1 и фиг.2) электропроводящей части вторичного элемента. Видно, что боковые части 8 (фиг.2) представляют собой короткозамкнутые обмотки, образованные электропроводящими стержнями 9 и 10 (фиг.2). Поэтому часть магнитного потока, бегущего поперек справа налево, будет взаимодействовать с токами в короткозамкнутых обмотках и усилие, действующее справа налево, увеличится (токи в стержнях 10 направлены перпендикулярно магнитному потоку и имеют большую длину активного взаимодействия с магнитным потоком).

В результате под действием разности усилий, действующих справа налево и слева направо, индуктор будет смещаться влево до тех пор, пока не займет симметричного расположения относительно вторичного элемента. Так достигается поперечная стабилизация индуктора ЛАД.

По сравнению с прототипом увеличено усилие поперечной стабилизации индуктора ЛАД относительно вторичного элемента, так как боковые части электропроводящей части вторичного элемента выполнены в виде короткозамкнутых обмоток.

Класс H02K41/025 асинхронные электродвигатели

вторичный элемент линейного асинхронного двигателя -  патент 2526054 (20.08.2014)
линейный двигатель -  патент 2517437 (27.05.2014)
линейный асинхронный двигатель -  патент 2510867 (10.04.2014)
линейный асинхронный электропривод -  патент 2494522 (27.09.2013)
цилиндрический линейный асинхронный двигатель -  патент 2488936 (27.07.2013)
линейный асинхронный электропривод -  патент 2472275 (10.01.2013)
вторичный элемент линейного асинхронного двигателя -  патент 2468492 (27.11.2012)
линейный асинхронный электропривод -  патент 2461114 (10.09.2012)
электромеханический преобразователь для машин ударного действия -  патент 2454777 (27.06.2012)
установка насосная плунжерная погружная и ее линейный электродвигатель -  патент 2422676 (27.06.2011)
Наверх