глушитель шума двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F01N1/24 с применением звукопоглощающих материалов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Павлов Григорий Иванович (RU),
Кочергин Анатолий Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к глушителям шума двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: глушитель шума двигателя внутреннего сгорания включает корпус с торцевыми стенками с входным и выходным патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками, разделяющими объем глушителя на три камеры. Корпус глушителя выполнен в форме цилиндра, а входной патрубок снабжен штуцером для ввода озона. Камеры, расположенные у входного и выходного патрубков, имеют продольную перегородку, которая делит каждую камеру на две. Продольные перегородки в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка, которые выполнены из газопроницаемого материала и покрыты катализатором из солей платины, палладия, родия. Поперечная перегородка камеры у входного патрубка имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка средней камеры имеет перфорацию в нижней части. Камеры над продольными перегородками заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащим катализатор из солей палладия, платины, родия и занимающим 2/3 их объема. Слой дисперсных частиц в камере у входного патрубка имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере у выходного патрубка имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3. Техническим результатом изобретения является увеличение эффективности глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления в глушителе и уменьшение содержания вредных компонентов в выхлопных газах. 3 табл., 2 ил. глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772

глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772

Формула изобретения

Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус с торцевыми стенками с входным и выходным патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками, разделяющими объем глушителя на три камеры, отличающийся тем, что корпус глушителя выполнен в форме цилиндра, а входной патрубок снабжен штуцером для ввода озона, камеры, расположенные у входного и выходного патрубков, имеют продольную перегородку, делящая камеру на две, продольные перегородки в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка и выполнены из газопроницаемого материала, покрытого катализатором из солей платины, палладия, родия, при этом поперечная перегородка камеры у входного патрубка имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка средней камеры имеет перфорацию в нижней части, а камеры над продольными перегородками заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащие катализатор из солей палладия, платины, родия, и которые занимают 2/3 их объема, причем слой дисперсных частиц в камере у входного патрубка имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере у выходного патрубка имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к глушителям шума двигателя внутреннего сгорания.

Известен глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус овальной формы с торцевыми стенками, входным и выходным патрубками, перфорационной трубой, двумя внутренними перегородками, которые разделяют внутренний объем глушителя на три камеры, перегородка, расположенная у входного патрубка, выполнена с перфорационными отверстиями по ее поверхности, при этом входная камера и третья, заглушающая камера, заполнены звукопоглощающим материалом, входной патрубок проходит через входную камеру в среднюю, а выходной патрубок соединен с перфорированной трубой, один конец которой расположен в средней камере, а другой проходит через заглушающую камеру, см. Техническое описание автомобилей семейства МАЗ 630300 - РУП "МАЗ", 2000 г.

Недостатком известного глушителя является недостаточная эффективность снижения шума.

Наиболее близким по технической сущности является глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус овальной формы с торцевыми стенками, входным и выходным патрубками, перфорационной трубой, двумя внутренними перегородками, которые разделяют внутренний объем глушителя на три камеры, перегородка, расположенная у входного патрубка, выполнена с перфорационной поверхностью, при этом входная камера и третья, заглушающая камера, заполнены звукопоглощающим материалом, входной патрубок проходит через входную камеру в среднюю, а выходной патрубок соединен с перфорационной трубой, один конец которой расположен в средней камере, а другой проходит через заглушающую камеру, в поперечном сечении корпуса непосредственно за перфорированной перегородкой перед выходным сечением входного патрубка глушитель имеет сетку и конус, последний закреплен на противоположной перегородке средней камеры напротив входного патрубка, соосно с ним, вершина которого направлена в сторону данного патрубка, см. RU Патент № 2243388, МПК7 F01N 1/24, 2004.

Недостатком указанного глушителя является недостаточное снижение шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания, высокие потери давления в глушителе, что снижает частоту вращения коленчатого вала, и повышенное содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Задачей изобретения является увеличение эффективности глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления и уменьшение вредных компонентов в выхлопных газах.

Техническая задача решается тем, что глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус с торцевыми стенками с входным и выходным патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками, разделяющими объем глушителя на три камеры, в котором корпус глушителя выполнен в форме цилиндра, а входной патрубок снабжен штуцером для ввода озона, камеры, расположенные у входного и выходного патрубков, имеют продольную перегородку, делящая камеру на две, продольные перегородки в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка, выполнены из газопроницаемого материала и покрыты катализатором из солей платины, палладия, родия, при этом поперечная перегородка камеры у входного патрубка имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка средней камеры имеет перфорацию в нижней части, а камеры над продольными перегородками заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащим катализатор из солей палладия, платины, родия, и которые занимают 2/3 их объема, причем слой дисперсных частиц в камере у входного патрубка имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере у выходного патрубка имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3.

Решение технической задачи позволяет увеличить эффективность глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления в глушителе и уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, см. Фиг.1 и Фиг.2, содержит корпус 1, выполненный в форме цилиндра с торцевыми стенками 14 и 15 с входным 2 и выходным 3 патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками 4 и 5, разделяющими объем глушителя на три камеры 6,7,8, камера 6, расположенная у входного патрубка 2, и камера 8, расположенная у выходного патрубка 3, имеют продольную перегородку, соответственно, 9 и 9', делящие камеры на две: 10 и 11 и 10' и 11', продольные перегородки 9 и 9' в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка 2, и выполнены из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, покрытые катализатором из солей платины, палладия, родия, при этом поперечная перегородка 4 камеры 6 у входного патрубка 2 имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка 5 средней камеры 7 имеет перфорацию в нижней части, камеры 11 и 11, образованные, соответственно, в камерах 6 и 8 продольными перегородками 9 и 9', заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащим катализатор из солей палладия, платины, родия, и который занимает 2/3 их объема, заполнение слоем дисперсных частиц осуществляют через крышки 12 и 12', причем слой дисперсных частиц в камере 11, у входного патрубка 2, имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере 11', у выходного патрубка 3, имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3.

Выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания и озон из плазменного генератора через штуцер 13 по входному патрубку 2 поступают в корпус 1 глушителя, который выполнен в форме цилиндра с торцевыми стенками 14 и 15. В глушителе газы направляются в камеру 10, расположенную в нижней части камеры 6 у входного патрубка 2, а затем проходят через продольную перегородку 9, выполненную из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, и покрытую катализатором из солей платины, палладия, родия, газы направляются в камеру 11, проходят через слой дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащий катализатор из солей палладия, платины, родия и занимающий 2/3 объема камеры 11 с насыпной плотностью 1300-1500 кг/м3 . Через перфорацию в верхней части поперечной перегородки 4 камеры 6 газы попадают в центральную камеру 7.

На указанном участке движения газов часть механической энергии рассеивается при прохождении перфорации и газопроницаемой перегородки, а часть энергии тратится на преодоление сопротивления слоя дисперсных частиц с насыпной плотностью 1300-1500 кг/м3 и приведение дисперсных частиц в движение.

Далее из камеры 7 газы через перфорацию в нижней части поперечной перегородки 5 средней камеры 7 попадают в камеру 10', проходят через продольную перегородку 9', выполненную из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, и покрытую катализатором из солей платины, палладия, родия направляются в камеру 11', проходят через слой дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащий катализатор из солей палладия, платины, родия, и занимающий 2/3 объема камеры 11' с насыпной плотностью 1600-1800 кг/м3. Из камеры 11' газы выводятся в окружающую среду через выходной патрубок 3.

При движении газов окислительно-восстановительные процессы, происходящие в камерах глушителя, приводят к уменьшению содержания вредных веществ в выхлопных газах, а водяные пары в камерах конденсируются и уменьшают износ дисперсных частиц.

Энергия, которой обладают газы на этом этапе, растрачивается при движении газов и преодолении сопротивления через перфорацию, через газопроницаемую перегородку, через слой дисперсных частиц с насыпной плотностью 1600-1800 кг/м3 и приведении дисперсных частиц в движение. Дисперсные частицы слоя под действием газового потока приводятся в беспорядочное движение, при этом между частицами увеличивается расстояние, что обеспечивает уменьшение гидравлического сопротивления. Увеличение насыпной плотности слоя дисперсных частиц в камере 11' у выходного патрубка 3 по сравнению с насыпной плотностью слоя дисперсных частиц в камере 11 у входного патрубка 2 способствует увеличению дополнительной суммарной площади поверхности частиц, приводящей к увеличению потери энергии на трение, возникающее между газовым потоком и поверхностью дисперсных частиц, и соответственно, к уменьшению амплитуды колебательной скорости газового потока. При движении выхлопных газов в глушителе в присутствии катализатора, содержащегося как на самих продольных перегородках 9 и 9', выполненных из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, так и в слоях дисперсных частиц на продольных перегородках, и в присутствии озона, подаваемого на входе в глушитель, окислительно-восстановительные процессы, происходящие в глушителе, приводят к уменьшению содержания вредных веществ в выхлопных газах и тем самым к улучшению экологии окружающей среды, см. Таблица 3.

Испытания глушителя проводили в соответствии с ГОСТ Р 41.59-2001, «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителей» и с ГОСТ Р 41.83-2004, «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей».

В таблице 1 приведены результаты замеров уровня заглушения и потери давления в глушителе при указанном числе оборотов двигателя автомобиля КАМАЗ; в таблице 2 приведены результаты замеров уровня шума двигателя автомобиля КАМАЗ до и после замены глушителя по прототипу и заявляемому объекту.

Таблица 1
ОбъектЧисло оборотов двигателя, мин-1Уровень Потери давления
исследования заглушения, дБ (А) в глушителе, мм вод.ст.
По прототипу 190017,2 465
глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772 185015,7 500
По 190026,5280
заявляемому объекту 185024,2280

Таблица 2
Число оборотов двигателя, мин-1 Уровень шума автомобиля по прототипу, дБ (А) Уровень шума автомобиля по заявляемому объекту, ДБ (А) Эффективность глушения шума
1 21 2
глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772 измерение измерениеизмерение измерениеглушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772
1800 91,890,582,8 81,59 дБ (А)

Таблица 3
Содержание компонентов в выхлопных газах двигателя внутреннего сгорания
Компоненты выхлопных газовСодержание по объему, %
глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772 Двигатель дизельный (число оборотов n=1600 об/мин)
глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, патент № 2516772 По прототипу По заявляемому объекту
Азот 76,576
Кислород68
Пары воды3,4 4,2
Диоксид углерода 710,3
Оксид углерода51,8
Углеводороды1,5 0,05
Альдегиды 0,0080,001
Оксид серы0,0024 0,003
Сажа, г/м3 0,030,032
Бензопирен, мг/м3 0,0160,008

Как видно из таблицы 1, 2 и 3, заявляемый объект позволяет увеличить эффективность глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания на 9 дБ (А) при снижении более чем в 1,5 раза потерь давления в глушителе и уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Таким образом, совокупность признаков заявляемого объекта по сравнению с прототипом позволяет увеличить эффективность глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления в глушителе и уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Класс F01N1/24 с применением звукопоглощающих материалов

глушитель шума двигателя внутреннего сгорания -  патент 2517464 (27.05.2014)
аэродинамический глушитель шума кочетова -  патент 2412360 (20.02.2011)
аэродинамический глушитель -  патент 2411370 (10.02.2011)
многосекционный глушитель кочетова -  патент 2392467 (20.06.2010)
пластинчатый глушитель шума кочетова к канальным вентиляторам -  патент 2392455 (20.06.2010)
пластинчатый глушитель шума кочетова с унифицированными пластинами -  патент 2392454 (20.06.2010)
глушитель шума газового потока (варианты) -  патент 2391521 (10.06.2010)
глушитель шума -  патент 2372499 (10.11.2009)
многосекционный глушитель кочетовых -  патент 2324827 (20.05.2008)
элемент глушителя шума кочетовых -  патент 2318125 (27.02.2008)
Наверх