способ переработки нефти

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие "Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан" (ГУП "ИНХП РБ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-01-09
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при переработке нефти. Изобретение касается способа, включающего ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной колонны водяного пара, отбор в сложной колонне балансового количества тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции - керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной колонны - мазута. Нагретое сырье вводят в виде верхнего и нижнего потоков в колонну частичного отбензинивания, при этом нижний поток, который нагревают в печи и подают в куб колонны, представляет собой более половины сырья, балансовое количество тяжелой бензиновой фракции возвращают на орошение колонны частичного отбензинивания нефти и отводят вместе с легкой бензиновой фракцией и боковым погоном колонны частичного отбензинивания, подаваемым в сложную колонну в сечение между отборами из нее в отпарные секции керосиновой и легкой дизельной фракций, причем в секции выше отбора бокового погона колонны частичного отбензинивания необходимо иметь 64%, а в отгонной секции, расположенной выше ввода подогретого потока в куб колонны, - 9% от общего количества тарелок, установленных в колонне. Технический результат - увеличение производительности по сырью, снижение энергетических и капитальных затрат. 1 ил., 3 табл.

способ переработки нефти, патент № 2516464

Формула изобретения

Способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной колонны водяного пара, отбор в сложной колонне балансового количества тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции - керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной колонны - мазута, отличающийся тем, что нагретое сырье вводят в виде верхнего и нижнего потоков в колонну частичного отбензинивания, при этом нижний поток, который нагревают в печи и подают в куб колонны, представляет собой более половины сырья, балансовое количество тяжелой бензиновой фракции возвращают на орошение колонны частичного отбензинивания нефти и отводят вместе с легкой бензиновой фракцией и боковым погоном колонны частичного отбензинивания, подаваемым в сложную колонну в сечение между отборами из нее в отпарные секции керосиновой и легкой дизельной фракций, причем в секции выше отбора бокового погона колонны частичного отбензинивания необходимо иметь 64%, а в отгонной секции, расположенной выше ввода подогретого потока в куб колонны, - 9% от общего количества тарелок, установленных в колонне.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ переработки нефти, включающий нагрев и ввод сырья в ректификационную колонну с подачей паров с верха колонны после частичной конденсации в газосепаратор с получением газа и легкой бензиновой фракции и выделение боковыми погонами через отпарные секции бензиновой и дизельной фракций, а с низа - мазута с использованием острого и циркуляционного орошения и ввода нагретых потоков в колонну и отпарные секции (И.А.Александров. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. М.: Химия, 1981, с.148, рис.III-1a).

Недостатком данного способа является низкая производительность по сырью.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ переработки нефти, включающий ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка при подаче в куб колонны подогретого потока, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной колонны водяного пара, отбор с верха колонны тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции, керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной колонны мазута (И.А.Александров. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. М.: Химия, 1981, с.157, рис.III-6а).

Недостатками известного способа являются низкая производительность по сырью и высокие энергетические и капитальные затраты в связи с выводом большого количества остатка колонны частичного отбензинивания и подачей в сложную атмосферную колонну, что снижает пропускную способность колонны, печей и конденсаторов-холодильников.

Задачей настоящего изобретения является увеличение производительности по сырью и снижение энергетических и капитальных затрат.

Указанная задача решается тем, что в способе переработки нефти, включающем ввод нагретого сырья в колонну частичного отбензинивания с отбором с верха колонны легкой бензиновой фракции, также используемой в качестве флегмы, и отбор кубового остатка, нагрев кубового остатка в печи и его перегонку в сложной атмосферной колонне, оборудованной боковыми отпарными секциями, с подачей в низ секций и сложной колонны водяного пара, отбор в сложной колонне балансового количества тяжелой бензиновой фракции, боковыми погонами через отпарные секции - керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа сложной колонны - мазута, согласно изобретению нагретое сырье вводят в виде верхнего и нижнего потоков в колонну частичного отбензинивания, при этом нижний поток, который нагревают в печи и подают в куб колонны, представляет собой более половины сырья, балансовое количество тяжелой бензиновой фракции возвращают на орошение колонны частичного отбензинивания нефти и отводят вместе с легкой бензиновой фракцией и боковым погоном колонны частичного отбензинивания, подаваемым в сложную колонну в сечение между отборами из нее в отпарные секции керосиновой и легкой дизельной фракций, причем в секции выше отбора бокового погона колонны частичного отбензинивания необходимо иметь 64%, а в отгонной секции, расположенной выше ввода подогретого потока в куб колонны, - 9% от общего количества тарелок, установленных в колонне.

За счет использования в качестве нижнего подогретого потока, подаваемого в куб колонны частичного отбензинивания нефти, вместо горячей струи, которая имеет низкую долю отгона на входе в колонну, более половины всего сырья после нагрева в печи, удается существенно поднять паровые и жидкостные нагрузки в колонне и в связи с этим вывести из колонны боковой погон в количестве, приблизительно равном сумме отборов керосиновой и легкой дизельной фракций. Отбор бокового погона колонны частичного отбензинивания нефти в таком большом количестве разгружает как колонну частичного отбензинивания, так, в особенности, и сложную атмосферную колонну, в которой уже доиспаряется очень незначительное количество керосиновой и легкой дизельной фракций и практически все количество тяжелой дизельной фракции, количество которой существенно меньше, чем легкой. Возврат балансового количества тяжелой бензиновой фракции на орошение колонны частичного отбензинивания позволяет отвести тяжелую ее часть с боковым погоном колонны частичного отбензинивания, что улучшает четкость разделения по грани бензиновая - керосиновая фракции, чему способствует также установка в секции выше отбора бокового погона колонны частичного отбензинивания 64% от общего числа тарелок, установленных в колонне. Установка в отгонной секции колонны только 9% от общего количества тарелок, установленных в колонне, при достаточной отпарке легких фракций из частично отбензиненной нефти препятствует конденсации необходимых в боковом погоне легких дизельных фракций не нагретым в печи потоком нефти. Все это приводит к увеличению производительности по сырью и снижению энергетических и капитальных затрат.

На прилагаемом чертеже представлена схема осуществления предлагаемого способа.

Верхний поток нефти нагревают в теплообменнике 1 и по линии 2 вводят в колонну частичного отбензинивания нефти 3 (К-1). Нижний поток нефти нагревают в теплообменнике 4, в печи 5 и по линии 6 вводят в низ колонны 3. Пары с верха колонны 3 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 7, а затем по линии 8 вводят в газосепаратор 9. С верха газосепаратора 9 по линии 10 выводят газ. С низа газосепаратора 9 отводят жидкость по линии 11.

Часть жидкости по линии 12 возвращают на верх колонны 3, а балансовый избыток отводят по линии 13 в качестве бензина. Остаток колонны 3 направляют в печь 14 (П-2) и по линии 15 вводят в колонну 16 (К-2).

Пары с верха колонны 16 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 17, а затем по линии 18 вводят в газосепаратор 19. С верха газосепаратора 19 по линии 20 выводят газ. С низа газосепаратора 19 по линии 21 отводят жидкость. Часть жидкости по линии 22 возвращают на верх колонны 16, а балансовый избыток по линии 23 подают на верх колонны 3. Верхний боковой погон колонны 16 по линии 24 подают на верх верхней отпарной секции 25 (К-3). Средний боковой погон колонны 16 по линии 26 подают на верх средней отпарной секции 27 (К-4). Нижний боковой погон колонны 16 по линии 28 подают на верх нижней отпарной секции 29 (К-5). С низа верхней 25, средней 27 и нижней 29 отпарных секций выводят соответственно по линиям 30, 31 и 32 керосин, легкое и тяжелое дизельные топлива. Пары с верха отпарных секций 25, 27 и 29 соответственно по линиям 33, 34 и 35 возвращают в колонну 16. С низа колонны 16 по линии 36 выводят мазут. В низ колонны 16 и отпарных секций 25, 27 и 29 соответственно по линиям 37, 38, 39 и 40 подают водяной пар. Из газосепаратора 19 по линии 41 отводят воду. Из колонны 3 выводят боковой погон и по линии 42 вводят в колонну 16.

Сравнительные показатели работы схем переработки нефти по прототипу и предлагаемому способу приведены в прилагаемой таблице.

Как видно из таблицы, предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволит увеличить производительность по сырью с 18,75 до 37,50 т/час, то есть в 2 раза. Кроме того, снижаются энергетические затраты. Суммарный подвод тепла в печах снижается с 5,357 до 4,856 Гкал/час, то есть на 13,4%. Суммарный отвод тепла в конденсаторах - холодильниках - с 5,564 до 4,586 Гкал/час, то есть на 21,3%. Также снижаются капитальные затраты. Диаметр первой колонны 3 (К-1) снижается с 2,2 до 2,0 м, второй колонны 16 (К-2) - с 1,4 до 1,2 м.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет увеличить производительность по сырью и снизить энергетические и капитальные затраты.

Таблица 1
Основные показатели работы колонн
ПоказателиВариант прототип Вариант предл. способ
1 23
Расход, т/часспособ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- общего потока сырья, в т.ч.18,7537,50
- верхнего потока сырья -16,00
- нижнего потока сырья- 21,50
- горячей струи 25,54-
- паров с верха К-136,93 27,58
- бензина К-1 3,158,30
- острого орошения К-133,78 21,28
- бокового погона К-1 в линию ввода циркуляционного орошения (ЦО) К-2 -14,00
- остатка К-1 в К-215,60 17,20
- паров с верха К-2 способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- балансовое количество тяжелой бензиновой11,63 9,78
фр. из К-2 1,002,00
- суммарного бензина4,15 8,30
- острого орошения К-2 9,917,06
- бокового погона К-2 в К-3 4,247,39
- паров с верха К-3 в К-21,59 1,88
- керосина 2,855,71
- бокового погона К-2 в К-46,35 10,98
- паров с верха К-4 в К-2 2,202,49
- легкого дизельного топлива 4,358,69
- бокового погона К-2 в К-51,18 2,29
- паров с верха К-5 в К-2 0,200,31
- тяжелого дизельного топлива 1,002,00
- мазута6,4012,80
- ЦО К-26,98 -
- водяного пара в низ К-20,30 0,30
- водяного пара в низ К-3 0,200,20
- водяного пара в низ К-4 0,200,20
- водяного пара в низ К-50,02 0,02
Температура, °C способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- верхнего потока сырья К-1-200
- нижнего потока сырья К-1 -350
- общего потока сырья К-1200 -
- ввода горячей струи 350-
- ввода острых орошений40 40
- верха К-1 87104
- низа К-1216304

Продолжение таблицы 1
12 3
- ввода остатка К-1 в К-2 297350
- вывода бокового погона К-1 в К-2 -180
- верха К-2114110
- низа К-2283 333
- вывода бокового погона К-2 в К-3151 148
- верха К-3 137142
- низа К-3113 122
- вывода бокового погона К-2 в К-4220217
- верха К-4 209213
- низа К-4185 195
- вывода бокового погона К-2 в К-5285313
- верха К-5 281312
- низа К-5272 303
- вывода ЦО из К-2 185-
ввода ЦО в К-2140-
ввода водяного пара 350350
Давление, атаспособ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- в емкости орошения К-1 1,701,70
- верха К-12,00 2,00
- низа К-12,202,20
- в емкости орошения К-2 1,201,20
- верха К-21,50 1,50
- низа К-2 1,901,90
- верха К-31,75 1,75
- низа К-3 1,851,85
- верха К-41,87 1,87
- низа К-4 1,971,97
- верха К-52,00 2,00
- низа К-5 2,082,08
Тепло, Гкал/часспособ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- общего потока сырья 2,339-
- верхнего потока сырья -1,991
- нижнего потока сырья- 5,326
- вводимое с горячей струей 3,202-
- отводимое с верха К-1 3,7022,947
- подводимое в печи для нагрева остатка К-1 перед вводом в К-2 1,2600,688
- отводимое с верха К-2 1,8621,639
- вводимое с водяным паром в низспособ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- К-2 0,3080,308
- К-30,2050,205
- К-40,205 0,205
- К-5 0,0210,021

Продолжение таблицы 1
12 3
- отводимое ЦО 0,185-
- суммарный подвод тепла в печах5,357 4,856
- суммарный отвод тепла в конденсаторах5,564 4,586
- передаваемое сырью остатком К-20,622 2,031
Доля отгона способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- общего потока сырья К-1 0,312-
- верхнего потока сырья К-1 -0,308
- нижнего потока сырья К-1- 0,763
- остатка К-1 после П-2 в К-20,4890,137
- горячей струи 0,861-
Диаметр, мспособ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
- К-1 2,22,0
- К-21,41,2
- К-30,6 0,6
- К-4 0,60,6
- К-50,6 0,6
Число теоретических тарелок (односливные клапанные, расстояние между тарелками 500 мм) способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
в 1 секции К-1 77
во 2 секции К-143
в 3 секции К-1 -1
в 1 секции К-266
во 2 секции К-2 32
в 3 секции К-215
в 4 секции К-2 36
в 5 секции К-263
в 6 секции К-2 32
в 7 секции К-22-
в К-37 7
в К-4 77
в К-555
Число теоретических тарелок в % от общего количества тарелок в колонне частичного отбензинивания -64
- в секции выше отбора бокового погона колонны частичного отбензинивания (1 секция)
- в секции между отбором бокового погона и вводом верхнего потока сырья (2 секция) -27
- в отгонной секции, расположенной выше

ввода подогретого нижнего потока сырья в куб колонны (3 секция)
369

Продолжение таблицы 1
12 3
Линейная/максимально-допустимая скорость пара, м/сспособ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
в 1 секции К-1 0,59-0,61/0,65-0,710,37-0,55/0,65-0,70
во 2 секции К-1 (отгонной) 0,37-0,46/0,650,27/0,67
в 1 секции К-20,37-0,77/0,72-0,86 0,34-0,85/0,70-0,89
во 2 секции К-2 (отгонной)0,10-0,13/1,01-1,25 0,17-0,23/0,82-0,98
в К-50,03-0,05/0,82-1,03 0,05-0,06/0,72-0,81
Содержание фракций, % масс.способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
в бензине фр. >140°C 2,331,75
в керосине фр. <140°C 10,749,88
в легком дизельном топливе фр. <200°C 6,0010,31
в керосине фр. >230°C0,02 1,55
в легком дизельном топливе фр. >320°C1,69 0,87
в тяжелом дизельном топливе фр. <240°C2,14 0,81
в тяжелом дизельном топливе фр. >350°C26,54 8,39
в мазуте фр. <320°C13,24 9,54
в мазуте фр. <350°C 24,8422,04
Высота подпора слива, мм способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464
в К-1 31-385-29
в К-21-275-26
в К-313-16 21-24
в К-4 17-2127-32
в К-57 11-12

Таблица 2
Фракционный состав сырья и продуктов разделения колонн, % масс.
Компоненты и

фракции, °C
Сырье По варианту 1 (прототип) По варианту 2 (предлагаемый способ)
бензинкеросин легкое дизельное топливотяжелое дизельное топливомазутбензин керосинлегкое дизельное топливотяжелое дизельное топливо мазут
1 23 456 789 101112
C3H8 0,341,54- -- -1,54- ---
iC4H10 0,452,03- -- -2,03- --способ переработки нефти, патент № 2516464
4Н10 0,863,89 -- --3,89 --- способ переработки нефти, патент № 2516464
iC5H12 0,401,81 -- --1,81 --- способ переработки нефти, патент № 2516464
nC5Н12 0,703,16 -- --3,16 --- -
40-50 1,757,91- -- -7,91- ---
50-601,83 8,27- --- 8,27способ переработки нефти, патент № 2516464 -- -
60-70 1,918,63 --- -8,63способ переработки нефти, патент № 2516464 -- -
70-80 1,978,90 --- -8,890,01 -- -
80-90 2,029,13- -- -9,110,03 -- -
90-100 2,099,13- -- -9,90,07 -- -
100-110 2,159,670,05 -- -9,580,19 -- -
110-120 2,219,540,64 -- -9,590,56 способ переработки нефти, патент № 2516464 --
120-1302,26 8,502,47 способ переработки нефти, патент № 2516464 -- 8,971,79 способ переработки нефти, патент № 2516464 --
130-1402,32 5,257,58 0,02способ переработки нефти, патент № 2516464 способ переработки нефти, патент № 2516464 5,487,23 0,02- -
140-150 2,361,8812,69 0,05способ переработки нефти, патент № 2516464 0,011,50 13,200,07 --
150-160 2,400,35 15,000,150,01 0,010,20 15,090,26- -
160-170 2,440,08 15,400,320,02 0,020,04 14,990,63- -
170-180 2,470,02 15,090,690,03 0,020,01 13,941,480,01 -
180-190 2,49- 14,101,420,06 0,03- 11,982,850,02 0,01
190-200 2,50- 11,183,350,11 0,05- 8,934,900,03 0,01
200-210 2,51- 4,657,620,20 0,07- 5,457,210,06 0,02
210-220 2,51- 0,969,950,34 0,11- 3,168,680,11 0,03
220-230 2,50- 0,1710,280,53 0,16- 1,839,460,20 0,05
230-240 2,49- 0,0210,140,84 0,26- 0,919,930,38 0,09
240-250 2,47- -9,791,21 0,39- 0,3910,050,65 0,15

Продолжение таблицы 2
12 345 678 91011 12
250-260 2,44-- 9,351,600,55 -0,16 9,870,990,22
260-2702,40 -- 8,851,990,71 -0,07 9,551,410,30
270-2802,37 -- 8,232,540,95 -0,02 9,062,190,44
280-2902,33 -- 6,953,781,52 -- 7,625,100,86
290-3002,29 -- 4,986,062,38 -_ 4,1113,471,82
300-3102,24 -- 3,647,982,85 -- 2,1616,342,55
310-3202,19 -- 2,5310,013,14 -- 1,2216,742,98
320-3302,14 -- 1,3312,313,45 -- 0,6015,473,45
330-3402,09 -- 0,3113,053,88 -- 0,1911,474,20
340-3502,04 -- 0,0410,794,27 -- 0,056,974,85
350-3601,99 -- 0,018,704,47 -- 0,024,425,13
360-3701,88 -- -6,914,43 -_ 0,012,605,10
370-3801,80 -- -5,294,45 -- -1,145,09
380-3901,71 -- -3,214,51 -- -0,174,98
390-4001,63 -- -2,364,41 -- -0,064,76
>40018,06 -способ переработки нефти, патент № 2516464 -0,07 52,90- --- 52,91
способ переработки нефти, патент № 2516464 100,0100,0 100,0100,0 100,0100,0100,0 100,0100,0 100,0100,0

Таблица 3
Основные свойства продуктов разделения колонн
ПоказателиВариант 1 (прототип) Вариант 2 (предлагаемый способ)
бензинкеросин легкое дизельное топливо тяжелое дизельное топливомазут бензинкеросин легкое дизельное топливотяжелое дизельное топливомазут
Температура выкипания по ГОСТ, % об.
НК, °C-10 144198243 254-10 140194255 281
2% выкипает при16148 210266 28416148 204278 307
5% выкипает при 32151217 280302 32151211 289318
10% выкипает при52 154221 29431652 154217 294329
30% выкипает при72 162232312 35372 162230303 358
50% выкипает при86169 243323 39986169 242309 400
70% выкипает при 101177258 333495 101178255 317496
90% выкипает при119 188280 353616118 194274 332616
95% выкипает при125 193291362 639124 203283340 638
98% выкипает при133198 301371 650130215 294349 650
КК, °C 137201308 379656 134225304 355656
Температура вспышки в закрытом тигле, °C способ переработки нефти, патент № 2516464 3984 121130 способ переработки нефти, патент № 2516464 3981 122135
Плотность, кг/м3 700,9777,8821,0 856,9898,8 700,9779,5819,0 851,2900,6

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Класс C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования 

Наверх